Рефераты. Экономическая и социальная география

p align="left">Становление инновационного типа общественного производства в регионах стран «Центра» стало возможным лишь по тому, что создан полный инновационный производственный цикл, в котором отдельные страны и регионы специализируются на различных фазах инновационного процесса: центральные - на производстве новшеств и контроле за инновационным процессом в целом, полупериферийные - на освоении и массовом тиражировании нововведения, периферия - на рутинизации и утилизации нововведения.

Новое инновационное содержание мирового общественного производства требует новых соответствующих экономических и технологических форм организации его функционирования.

Новым содержанием на современном этапе наполняется содержание регионального развития, важнейшим фактором которого становится процесс пространственной передачи (диффузии) новых видов производств. А характер развития региона определяется местом и ролью его в этом процессе. Большинство получивших наибольшее признание современных концепций регионального развития - это концепции «диффузионно-инновационного» толка, т.е. пространственной передачи новшества.

Важнейшей задачей регионального развития сегодня все больше является занятие наиболее выгодных позиций в мировом инновационном производственном цикле, в цепочке пространственной передачи новых видов производств и технологической иерархии. Выделена даже новая тенденция в международном разделении труда - комплиментарность или взаимодополняемость, как соединение внутренних и внешних факторов с целью максимального использования имеющихся или специально создаваемых преимуществ в международном разделении труда для достижения наибольшей эффективности как в экономической, так и в социальной сфере. Не случайно все больше в качестве показателя конкурентоспособности региона выдвигается степень его инновационности, как способности к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.

Можно определить региональную политику государства, как сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающую, как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

· экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

· социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

· демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

· экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

· экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.

· научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий, создание особых экономических зон, технополисов и т.д.).

Другим важным моментом является законодательное обеспечение региональной политики.

В 1989 году ЕС была проведена реформа, так называемых, Структурных фондов: Европейского Фонда Регионального Развития, Секции ориентации Европейского Фонда Ориентации и Гарантии для Сельского Хозяйства, Европейского Социального Фонда, Финансового Фонда Ориентации Рыболовства. Именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности фондов, а, фактически, и коммунитарной региональной политики. Реформа базировалась на четырех основных принципах:

· всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

· программный, а не проектный подход;

· партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

· совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через Специальные Фонды (так называемое Objectives). Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда - Фонда Сплочения (Cohesion Fund) - специально для «подтягивания» четырех беднейших стран - Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

Ассигнования стали распределяться по следующим направлениям:

· слаборазвитые регионы (критерием является уровень душевого ВНП),

· кризисные старопромышленные регионы,

· борьба с хронической безработицей и адаптация рабочей силы к новым условиям производства,

· перестройка структур в сельском хозяйстве и стимулирование развития кризисных сельскохозяйственных регионов,

· регионы с крайне малой плотностью населения.

Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообществом, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

На возникающие проблемы, выходящие за рамки основных направлений, Сообщество реагирует так называемыми инициативами (всего их действует 13). Сюда относятся, «ИНТЕРРЕГ» (межрегиональное сотрудничество), «МИР» (содействие миру в Ольстере), «РЕГИС» (вовлечение в хозяйственную жизнь заморских регионов). Некоторые инициативы нацелены на решение тех же проблем, что волнуют и российские регионы: «РЕТЕКС», «РЕШАР», «КОНВЕРСИЯ», поэтому опыт их реализации представляется особенно ценным.

3. Экономика природных ресурсов

Взаимодействие общества и природы происходит в географической среде. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания «вторичной природы», т.е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.

Под географической средой понимают часть земной природы, с которой человек взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе человеческого развития. Географическая среда - необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, источником ресурсов, оказывает влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. Однако при оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение этой роли (географический детерминизм) или ее недооценка (географический фатализм).

В последнее время наряду с понятием «географическая среда» используют понятие об окружающей природной среде. Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Природные ресурсы могут оцениваться с количественной стороны и с экономической. Экономическая оценка выражается в стоимостной форме через ряд показателей, таких как, фактические затраты, складывающиеся из вовлечения их в хозяйственный оборот, полученный доход и ряд других.

Под природно-ресурсным потенциалом территории понимается совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованны в народном хозяйстве, он включает в себя следующие виды ресурсов: минеральные, растительные, климатические, земельные, водные, животный мир. Оценка природных ресурсов должна базироваться на потребностях в них, величине и качестве ресурсов.

Природопользование - процесс взаимодействия природы и общества. Принципы природопользования: комплексное использование ресурсов в сочетании с охраной внешней среды; значение экологического фактора при решении любых задач; ориентация на максимальные конечные результаты и т.п.

Рациональное природопользование обеспечивает: интенсификацию использования природных ресурсов; сохранение богатств для будущих поколений; равновесие между экономическим равновесием и устойчивостью окружающей среды; сохранение здоровья людей; охрану и восстановление эстетических свойств ландшафтов.

Нерациональное природопользование приводит к истощению, снижению качества, растрате природных ресурсов, снижению восстановительных свойств природы, загрязнению окружающей среды.

Основные направления охраны природы: сохранение и контролируемое изменение природы; рациональное использование природных ресурсов; охрана генофонда; поддержание и увеличение продуктивности. Основные проблемы: сложность в финансировании природоохранных мероприятий; отсутствие единого законодательства; большие затраты на восстановление; отсутствие единого подхода к рациональному природопользованию.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и величиной их использования. Выражается ресурсообеспеченность или количеством лет, на которое должно хватить этих ресурсов, или запасами ресурсов из расчета на душу населения. На показатель ресурсообеспеченности оказывает влияние богатство или бедность территории природными ресурсами, масштабы извлечения и класс природных ресурсов (исчерпаемые или неисчерпаемые ресурсы). Важную роль играет ресурсосбережение (утилизация отходов производства, использование вторичных ресурсов).

Основные резервы сбережения ресурсов содержатся в зачастую отсталых технологиях, не позволяющих использовать значительную часть природных ресурсов. Так, используемые ныне технологии извлекают не более 2/5 потенциальных запасов нефти, а коэффициент полезного использования добытых энергетических ресурсов ограничен 30-35%.

Значительная часть существующих и перспективных мировых запасов полезных ископаемых сосредоточена в развивающейся зоне. Ныне удельный вес развивающихся стран в запасах важнейших видов сырья среди государств с рыночной экономикой составляет, по оценке, от 30-40% (железная руда, молибден, уран и др.) до 60-90% (кобальт, нефть, никель, олово, природный газ, фосфаты и др.). Уже к середине 80-х годов в этих странах было сосредоточено более 2/3 промышленных запасов 8 из 17 важнейших видов сырья. В ценообразовании на рынке природных ресурсов большую роль играет государства, на территории которых они находятся. При использовании природных ресурсов главную роль играет минимизация издержек и максимизация прибыли. Экономическая оценка ресурсов производится путем оценки добываемых, разведанных и вероятных ресурсов.

Почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. В состав минеральных ресурсов включают топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые и нерудные полезные ископаемые.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.