Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2004-2008 годы, в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторыми место по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13-15%). Строительные организации составляют около 13%, предприятия обрабатывающего производства - 7%.
Положительные тенденции отмечены в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства. Следует отметить, что, согласно выводам сделанным по итогам «Мониторинга действующей ситуации в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства», существующие системы налогообложения в целом устраивают порядка 70% СМП.
В части ранжирования сложности для СМП основных налогов, уплачиваемых по различным системам налогообложения, были названы налоги, дающие в совокупности наибольшую налоговую нагрузку и расчет которых наиболее сложен. Субъекты всех систем налогообложения в числе наиболее сложных указали: налог на прибыль, НДС и ЕСН.
То есть, введение единого налога на вмененный доход заменило для малого бизнеса ведение учета по наиболее сложным для уплаты предпринимателями налогам. Из вышеназванных (налог на прибыль, НДС и ЕСН), все налоги вошли в единые, установленные законодательством.
В качестве наиболее значимых упрощений для работы по любой из существующих систем налогообложения СМП по результатам мониторинга были названы:
· освобождение от обязанности заполнения многочисленных форм налоговой отчетности.
· отмена авансовых платежей.
· освобождение от обязанности применения контрольно-кассовых машин.
Но при этом, и на уровне предприятия необходима грамотная организация бухгалтерского и налогового учета, непрерывный мониторинг законодательства, оценка налоговых последствий сделок не только с точки зрения налогового, но и смежных отраслей законодательства.
С 2004 года налоговые поступления от малых предприятий в бюджет города Иркутска выросли в 2,3 раза. В 2008 году оценочно доходы в бюджет составили 20% от всех доходов, поступающих в бюджет Иркутска.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в г. Иркутске, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
· недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
· нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
· административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
· нехватка квалифицированных кадров;
· низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
· недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
· недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
· недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
· сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
· дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:
- частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.
Необходимо отметить, что эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход снижается в связи с достаточно высокой финансовой нагрузкой от косвенных платежей (арендные, коммунальные, услуги других организаций и др.).
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
Таким образом, крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходим также и контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.
Иркутская область является крупным поставщиком круглого леса. Однако опыт развитых стран свидетельствует, что для повышения эффективности экспорта и бюджетоотдачи вывозимого ресурса необходимо увеличивать глубину его переработки.
Если лес будет перерабатываться на территории России и будет создаваться продукция с более высокой добавленной стоимостью, то имеется возможность при относительно небольших капитальных вложениях и в короткие сроки удвоить «лесной» валовой продукт. Тогда ЛПК России может экспортировать продукции не на 10-11 млрд. дол. (как в настоящее время), а на 20 млрд и более.
Что касается Иркутской области, то если бы в ее лесопромышленном комплексе удалось достичь «финской» эффективности, при имеющейся в регионе лесосырьевой базе, потенциальная стоимость экспортируемой лесопродукции могла превысить 40 млрд. дол. (в настоящее время всего 1,3 млрд. дол.).
В этой связи необходимо реализовать задачу по максимально полной переработке российского леса на собственной территории (в идеале - ни один кубометр леса не должен продаваться за рубеж без переработки). Собственная переработка должна имеет перед экспортом сырья безусловный приоритет, а инвестиции в создание современных перерабатывающих предприятий должны максимально стимулироваться.
Иркутская область располагает громадными запасами газа (их достаточно, чтобы осуществлять экспорт в объеме 30-40 млрд м3 в год).
Вместе с тем, принимая решение об экспорте, необходимо учитывать, что газ Сибирской платформы имеет высокое содержание этана (до 6%), гелия (0,1-0,4%) и ШФЛУ, что делает его весьма ценным сырьем для химической промышленности.
На территории Иркутской области, на базе промышленной площадки в Саянске, можно создать производства по переработки газа и промышленному синтезу ценного сырья и полуфабрикатов, мировая потребность в которых растет. При этом стоимость конечной продукции многократно увеличится, вырастит и бюджетоотдача добываемых ресурсов, получит развитие химия органического синтеза - высокотехнологичная и наукоемкая отрасль промышленности.
Российский экспорт носит ярко выраженную сырьевую направленность, особенно в страны дальнего зарубежья. В нем доля машин и оборудования высокой степени готовности не превышает 1-2% общего объема. Суммарный же экспорт продукции машиностроения оценивается в 8-9%. Это существенно ниже мирового уровня (38%). За последние 40 лет в мире прослеживается устойчивая тенденция сокращения товарооборота сырья и увеличения оборота продукции машиностроения.
В Иркутской области доля продукции машиностроения в региональном экспорте составляет 12-18% (выше, чем в среднем по России). Очень важно сохранить этот высокий показатель. Ведь машиностроение - основа для модернизации других отраслей и внедрения наукоемкой продукции. Если Россия не добьется прорыва на рынок товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, ее роль в развитии мировой экономики уменьшится. За этим кроются серьезные риски для существования нашей государственности.
Иркутская область имеет экономико-географическую основу и исторические предпосылки, чтобы быть лидером среди субъектов Байкальского региона. В этой связи необходимо более активное взаимодействие с Республикой Бурятия, Забайкальским краем и Монголией - субъектами Байкальского региона.
Иркутская область имеет все условия для развития туризма - привлекательные туристские ресурсы мирового уровня, развивающуюся туристскую инфраструктуру, растущий интерес к региону со стороны российских и зарубежных туристов. Вместе с тем, данный сектор экономики развивался слабо. В 80-х годах Иркутская область опережала Монголию по количеству иностранных туристов, посещающих регион. За истекшие 20 лет в Монголии сделан гигантский рывок и количество иностранных туристов увеличилось с 17 до 380 тыс. чел. (рост в 22 раза!). В Иркутской же области за этот период поток иностранных туристов вырос лишь в 1,3 раза. Вклад индустрии туризма в ВВП Монголии вырос за этот период с 1 до 12%. В Иркутской области эта доля остается по-прежнему низкой - менее 1%. Но даже при этом данная сфера деятельности создает рабочие места для 20 тыс. чел. (включая временно занятых и совместителей).
Рис. 3. Динамика въездного иностранного туризма в Иркутской области в сравнении с Монголией, тыс. чел.
Индустрия туризма может занять более значимые позиции в региональной экономике, а ее доля в общем объеме произведенной продукции может достигать 10-18%, что сопоставимо с такими традиционными для области отраслями, как лесозаготовка, угольная и химическая промышленность, ТЭК.
В настоящее время руководством региона делается акцент на формировании позитивного образа Иркутской области.
Выгодное географическое положение, крупные запасы высокоэффективных природных ресурсов, мощный энергопромышленный потенциал, достаточно развитая инфраструктура, наличие научно-образовательных учреждений и высококвалифицированных кадров могут выдвинуть Иркутскую область в число российских регионов-лидеров экономического роста.
Огромные и высокоэффективные природные ресурсы обеспечивают низкие издержки производства энерго- и ресурсоемких видов промышленной продукции. Имеющийся научно-технический потенциал и наличие квалифицированных кадров создают условия для быстрой модернизации промышленной базы.
Имеющейся в регионе научно-образовательный потенциал в кризисные годы был невостребован, слабо использовался для целей регионального развития. Губернатором области Д.Ф. Мезенцевым поставлена задача разработать комплекс мер по его активизации и вовлечению в процесс модернизации и инновационного развития экономики. Имеются все условия, чтобы реализовать эту задачу.
Список использованной литературы
1. Анализ развития малого предпринимательства в г. Иркутске. Характеристика проблемы [Электронный ресурс]: http://www.irkutsk.irbp.ru/page/427/432/
2. Баймашев Д. Время развития и инвестиции // Комсомольская правда. - 2009. - нояб. (№178-т).
3. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: в 5 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. - в Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - Т. 5. - 292 с.
4. Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов [Электронный ресурс]: http://atlas.socpol.ru/portraits/irk.shtml#economy
5. Суходолов А.П. Иркутская область - проблемы и потенциал роста // Прибайкалье. - 2009. - №4.
6. Экономика региона [Электронный ресурс]: http://www.irkway.ru/content/blogcategory/34/49/
Страницы: 1, 2