Рефераты. Экономика Японии

p align="left">Промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была проведена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

Для структурно депрессивных отраслей в 1978-1988 гг. были осуществлены две пятилетние программы, которые помогли частично свернуть те отрасли, где положение было наиболее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики: потребность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замещаться импортом. Все более серьезным источником снабжения промышленности становятся зарубежные филиалы и совместные предприятия японских корпораций.

В итоге японская экономика еще глубже интегрируется в мировое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических связей была сильно растянута во времени и дала японским промышленникам при сильной внутренней конкуренции основательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление о Японии как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами все больше воспринимаются как признаки протекционистской защиты. В середине 80-х годов огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии.

В середине 80-х годов правительство признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономического роста. Но ревальвация цены (ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала: В 1985-1989 гг. зарубежные инвестиции Японии росли в среднем на 62% в год. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.

От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который из-за высокой стоимости японской рабочей силы вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимость. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название "экономики мыльного пузыря". Когда в 1990 г. "пузырь" лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому в правительстве была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма, и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались непотопляемыми.

Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как "пузырь" лопнул, вниз вошли капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20 до 15-16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений, и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.

В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика "опустошается". Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи, с чем кризис 90-х годов можно назвать структурным.

В 90-х годах Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений, в оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11 % внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий.

Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и вызвала цепь самых серьезных последствий.

Первое - массовые банкротства компаний, у которых обесценивается имущество, под которое можно получить кредиты, и накапливаются долги. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992--1993 и в 1998 гг.

Второе - "дефляционная спираль": снижение цен на фоне падающего производства. Механизм действия "дефляционной спирали": домохозяйства и компании откладывают решения о сколько-нибудь крупных расходах "на потом", когда все станет дешевле. В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции падают. Любой держатель финансового ресурса с неизменной номинальной ценой (например, срочного вклада в банке) получает реальный и притом безрисковый доход. Инвестирование в падающую экономику и крупные потребительские траты, напротив, сопряжены с повышенным риском.

Кризис не вызвал социальных потрясений. Безработица велика только по японским меркам (4.7%), существенного падения номинальных доходов не произошло. Но падение цен на недвижимость нанесло ущерб и кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные в начале 90-х, упали так, что их продажа не покрывает задолженности по закладным. Низкий уровень процентных ставок урезал денежные доходы пенсионеров (из-за падения доходности траст-банков, управляющих пенсионными фондами).

Третье - нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финансовых учреждений в экономику. Цель - восстановить эффективный спрос по испытанному кейнсианскому рецепту через бюджетные инвестиции. Финансовые потоки из частного сектора уходят в неэффективный и пораженный коррупцией "смешанный" сектор общественных работ. Но для правительства возвращение к экономическому росту - самый высокий приоритет, от которого оно не может отказаться.

Давление кризиса, наконец, заставило правительство в 1999 г. пойти на настоящую реформу финансового сектора. Она получила название "большого взрыва" по аналогии с финансовой реформой, успешно прошедшей в Англии в 1986 г. Реформа представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах, о страховом деле. В частности, устранены барьеры доступа на финансовые рынки - разрушена так называемая "кирпичная стена", разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили возможность заниматься всеми видами финансовых операций. Отменено запрещение доступа нефинансовых компаний на финансовые рынки. Разрешена торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Для финансовых учреждений введены жесткие правила открытия информации о "неработающих активах", аналогичные стандартам, которые применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

"Большой взрыв" положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора Японии. Этот сектор стал конкурентным: различные игроки работают на одних и тех же финансовых рынках, большую активность проявляют иностранные финансовые институты.

Еще в 1998 г. началась волна слияний и поглощений с активным участием иностранных инвесторов, которые нередко выступают инициаторами сделок. Число слияний растет темпами в 35-40% в год. Иностранные совладельцы отказываются от традиционных приемов управления, в том числе от патерналистских отношений с поставщиками и сбытовой сетью.

2000 год был годом несостоявшегося подъема. Начинался он хорошо - казалось, экономика вышла из длительного застоя. В I квартале 2000 г. все основные экономические показатели были неожиданно высокими: прирост ВВП к предыдущему кварталу составил 2.4% (на годовом уровне - 10%), промышленного производства -4.5%. Казалось, что начинается долгожданный подъем, поддерживаемый спросом на внутреннем рынке. И действительно, инвестиции в частном секторе увеличились на 4.2%, частное жилищное строительство на 8.7%, а потребительский спрос на 2.1%. Уровень промышленного производства был на 4.5% выше, чем год назад. Конъюнктуру поддерживал высокий темп прироста экспорта (12.8% на годовом уровне).

В начале года министр финансов Киити Миядзава и генеральный директор Управления экономического планирования Тайити Сакайя предсказывали, что страна к концу года "выйдет на путь полномасштабного восстановления роста". Больше того, УЭП объявило, что частные компании закончили ликвидацию избыточного основного капитала. Признаки слабости конъюнктуры появились в последнем квартале 2000 г., когда объем потребительских расходов населения (самый крупный компонент совокупного спроса - 55% ВВП) сократился на 0.6% впервые за четыре квартала, а прирост экспорта практически прекратился из-за замедления темпов роста в США и ряде стран Азии.

Тенденция переломилась: прирост потребительского спроса затормозился (за год он составил всего 0.5%), абсолютно сократилось жилищное строительство (годовой прирост - только 1.2%). Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики уменьшились на 5.3%. В последнем квартале темп роста промышленного производства начал снижаться. Уровень безработицы достиг 4.8% от численности трудоспособного населения. Товарный импорт увеличился значительно быстрее, чем экспорт (соответственно на 16.1% и 8.6%). Курс иены к доллару в конце года пошел вниз. Во II квартале прирост ВВП снизился почти до нуля, в третьем был со знаком минус. В результате годовой прирост ВВП составил всего 1.7%.

По результатам 1999 года и I квартала 2000 г. правительство надеялось поддержать конъюнктуру таким традиционным способом, как бюджетные инвестиции в инфраструктуру, дожидаясь, когда же инвестиционный подъем, наконец, приведет к созданию новых рабочих мест, росту доходов и потребительского спроса. Оно рассчитывало на политику низких (практически нулевых) процентных ставок, проводившуюся Банком Японии с февраля 1999 г., надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж как на способ финансирования крупных корпораций (ведь за предыдущий год индекс Никкей поднялся на 28%, а оборот Токийской биржи вырос на 24%). Разумеется, оно ожидало благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, несмотря на то, что в мире уже давно ждали конца биржевого бума и начала рецессии в Соединенных Штатах.

Однако не всем этим ожиданиям было суждено оправдаться. Мартовский опрос компаний, проводимый Банком Японии ("танкан"), показал, что большинство компаний впервые за 4 года рассчитывало на устойчивый рост продаж и прибылей. Но декабрьский опрос продемонстрировал, что ожидания хорошей конъюнктуры, появившиеся весной, прошли. В сентябре-декабре только 10% крупных компаний считали условия благоприятными.

Единственной силой, поддерживавшей экономическую динамику, оставались частные инвестиции в основной капитал, годовой прирост составил 4.5%. Но они были сосредоточены в довольно узком круге отраслей, непосредственно связанных с новейшими информационными технологиями. Частные корпорации сделали ставку на них как на ключ к успеху в 2000 г. Все прогнозы начала года строились на расчете, что этот рынок "вывезет".

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.