Рефераты. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса мира

p align="left">Автомобилестроение тесно связано с другими отраслями современной промышленности. Одна из важнейших тенденций - возрастание в стоимости автомобилей доли электротехнического и электронного оборудования, уже доходящей в новейших марках легковых автомобилей до 20% и более.

Автомобилестроение - одна из самых монополизированных отраслей машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95% автомобилей выпускает всего 20 фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. Волна слияний и поглощений автомобилестроительных ТНК, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствует о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень взаимной интеграции которых продолжает увеличиваться.

Судостроение - типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине ХХ в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка. Данная отрасль все более становится уделом стран с дешевой рабочей силой и относительно меньшими требованиями к её квалификации.

По мере интернационализации мирового хозяйства, специализации и кооперирования транспортное судостроение развивалось исключительно высокими темпами. Причем в судостроении хорошо просматривается специализация по видам и назначению судов. Япония, Республика Корея выпускают в основном крупнотоннажные танкеры, автомобилевозы, сухогрузы и комбинированные суда. Франция специализируется на строительстве танкеров и рефрижераторов. Германия выпускает контейнеровозы, автомобилевозы, быстроходные суда. Швеция - крупнотоннажные танкеры и сухогрузы. Финляндия производит ледоколы, пассажирские и рыболовные суда. Широкое развитие получило строительство пассажирских круизных лайнеров, контейнеровозов, рыбоконсервных плавучих баз, научно-исследовательских судов; большой удельный вес в судостроении имеет военно-морской флот.

Со второй половины ХХ в. в мировом судостроении первые места по количеству и тоннажу спущенных на воду морских судов (млн брутто регистровых тонн (млн БРТ)) занимают Япония (8-10 млн БРТ), Республика Корея (4-5 млн БРТ), Германия (0,9 млн БРТ). За ними идут Сингапур, о. Тайвань, Польша, Дания, Испания, Великобритания, Китай, Франция, Бразилия, Финляндия и др.

Накануне XXI в. в области морского судостроения на первые позиции выходит Республика Корея. Таким образом, классические судостроительные державы - Великобритания, Нидерланд, Германия, - по-видимому, навсегда уступили лидерство в этой области машиностроения, как и во многих других областях экономики.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) - типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т.п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Более того, отмечается традиционная связь, техническая и НИОКР-зависимость АРКП от военно-промышленного комплекса высокоразвитых стран во главе с США и бывшим СССР.

Стоимость продукции авиационной промышленности мира в середине 90-х гг. оценивалась в 250 млрд долларов, примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной промышленности. Ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов не превышает в мире одной тысячи; столько же, примерно, и вертолетов. Значительно большее тиражирование самолетов связано с изготовлением легких машин для спорта, связи, медицинской помощи, сельского хозяйства и деловых услуг.

Производство трансконтинентальных лайнеров отличается высоким уровнем монополизации. Конкуренция на мировом рынке авиакосмической техники вынуждает фирмы к интеграции. Так, произошло слияние американских фирм «Боинг» и «Магдоннел-Дуглас». Европейская «Эйрбас индастри» объединила авиационные фирмы Франции, ФРГ, Великобритании и Испании.

Самолеты среднего класса для внутренних авиалиний, а также легкие машины и двигатели к ним выпускают более 20 стран мира, но самым мощным ареалом АРКМ являются (после распада СССР) США.[13, c.77]

Расширяется число стран, производящих ракетную технику, в том числе спутниковые системы для мирных и военных целей, среди которых лидируют США (фирмы «Локхид Мартин», «Нартроп Грумман», «Юнайтед Текнолоджи») и Россия. К созданию своих национальных АРКП приступили Индия, Япония, Китай. На очереди, возможно, Бразилия, Пакистан и др.

2.3 Электроника и электротехника

В настоящее время электротехника и электроника выделились в две самостоятельные отрасли и постепенно стали наиболее динамично развивающимися во всей промышленности. Динамизм их определяется преимущественно быстрым развитием электронной подотрасли, а в ней - главным образом производством микроэлектроники, ставшей электронной основой новой научно-технической революции.

Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сферы человеческой деятельности, где бы продукция электронной промышленности не нашла применения. Электронная промышленность - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями.

В машиностроении отдельных стран электронная промышленность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду стран НИС Азии (Сингапур, Республика Корея и др.), где она стала отраслью государственной специализации. В некоторых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма высока: по ряду оценок, в США она достигала 46%, а в Японии - 40%.

Самая высокая доля (до 45%) общего объема продукции отрасли в стоимостном выражении приходится на различные виды вычислительной техники - от калькуляторов до сложнейших компьютеров, используемых в производстве, в военном и другом оборудовании. Весьма значителен удельный вес комплектующих изделий, особенно микросхем и других компонентов, - 20%. Около 5-8% составляет доля оборудования для систем связи и примерно 10% - всей массовой бытовой электронной аппаратуры. До 15% приходится на разного рода медицинское, научное и другое электронное оборудование. В целом до 2/3 всей продукции электронной промышленности это сложнейшая наукоемкая техника.

Производство электронных средств обработки информации и предоставление услуг в мире только за 1955-1990 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Около половины стоимости этой группы приходится на средства технического обеспечения - прежде всего на компьютеры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. Среди них абсолютный лидер - «ИБМ», на долю которой приходится свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьютеров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Несмотря на то, что в последние годы ТНК проникли в государства Восточной Европы, в том числе в Россию, сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Японии, Западной Европы относят к белой сборке. Они ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. В ряде же индустриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по «отверточной технологии» из импортных комплектующих. Данное производство, характеризующееся меньшей надежностью и рассчитанное на менее требовательного покупателя, называют желтой сборкой. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми её преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется деятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Европы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10-15% (каждой из них).

Активные электронные компоненты - главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электронной промышленности (например, транзисторы, интегральные схемы). Стоимость их производства в мире за 1958- 1997 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистами на протяжении четверти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупроводников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, так как потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относительно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. 55% мирового производства приходится только на США, Японию и ФРГ.

Бытовая электронная техника - самый массовый и доступный вид продукции отрасли, включающий производство средств радиосвязи, бытовых приемников, телевизоров, аудио- и видеоаппаратуры. Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпела во второй половине ХХ в. значительные изменения, вызванные уменьшением доли аудиоаппаратуры. Заметные сдвиги произошли и в географии производства. В 1990г. новые индустриальные страны давали уже более трети этой продукции. Изменилась роль отдельных развитых государств. Так, сильно уменьшилась доля США (около 13%), в меньшей степени Западной Европы (18%). Значение Японии как крупнейшего в мире продуцента бытовых электронных товаров (более 40%) сохранилось. Эти государства держат свои позиции в изготовлении наиболее сложной, наукоемкой и дорогой бытовой продукции.

Спрос на программное обеспечение стремительно растет. Объем продаж программ в последние годы возрастает на 8-10% быстрее, чем объем продаж самих компьютеров. География мирового производства программного обеспечения характеризуется очень высокой долей США, которые в целом контролируют до 70% рынка (из восьми ведущих мировых фирм - семь из США).

В настоящее время происходят серьезные сдвиги в географии электронной промышленности. В 2003 г. более 90% мирового производства электроники было сконцентрировано в странах Западной Европы, США и Японии, со связанными с ней «драконами» Юго-Восточной и Восточной Азии. По прогнозам консалтинговой фирмы DECISION, опубликованным в ноябре 2003 г., к концу 2007 г. доля этой группы стран сократится до 60%, а в число важнейших производителей войдет Китай.

В структуре электротехнической промышленности по назначению своей продукции четко выделяются две группы производств. Первая группа - сильноточные производства, выпускающие сравнительно дорогостоящую продукцию промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы, выпрямители, электродвигатели разной мощности). Вторая группа - слаботочные производства, дают массовую и, как правило, дешевую продукцию для широкого использования во всех отраслях народного хозяйства и в быту. К ней относится изготовление светотехнических, электроустановочных изделий, химических источников получения тока и др. Небольшая группа промышленно развитых стран Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция), США и Япония, а также СССР (до 1991 г.) - крупнейшие продуценты сильноточного оборудования Производство слаботочной аппаратуры по-прежнему сконцентрировано в США, ФРГ и некоторых других европейских странах, хотя в последнее время наблюдается его постепенное перемещение в менее развитые страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.