Ковроделие - старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске - механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья - Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.
Рыбопромышленный комплекс - добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах
3. Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе» определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
* Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
* на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
* на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
* Автомобильная дорога в меридиональном направлении «Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
* Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
4. Западно-Сибирский ТПК
На территории Тюменской области формируется крупнейший в России Западно-Сибирский программно-целевой территориально-производственный комплекс на основе уникальных запасов природного газа и нефти в средней и северной частях Западно-Сибирской равнины, а также значительных лесных ресурсов. Ресурсы нефти и газа были открыты здесь в начале 1960-х годов на огромной площади в 1,7 млн км2. Формирование Западно-сибирского ТПК началось в конце 1960-х годов. Месторождения нефти сосредоточены в трех нефтеносных районах - Шаимском, Сургутском и Нижневартовском. Месторождения: Мегионская, Сисниско-Советское, Самотлорское, Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Мамонтовское, Правдинское, Федоровское и др.
Газовые месторождения приурочены к трем провинциям - Приуральской (Игримское, Пунгинское в районе Березово), Северной (Уренгойское, Медвежье, Иванковское, Ямбургское и др.) и Васюганское провинции. На территории Западно-Сибирского ТПК имеются большие запасы торфа, которые еще не используются. Открыты месторождения бурых углей - Северо-Сосьвинский, Обь-Иртышский бассейны, пока не разрабатываемые, а также источники термальных йодобромных вод. В перспективе промышленное значение могут получить запасы бурых железняков в центральной части Томской области - Западно-сибирский железорудный бассейн. Важную роль играют и месторождения строительных материалов, приуроченные в основном к предгорьям Урала. Биологические ресурсы западно-Сибирского ТПК представлены запасами древесины, рыбными ресурсами, оленьими пастбищами, сенокосными угодьями (пойменные луга).
В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб - лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опасно при увеличении добычи и переработки нефти и газа загрязнение рек.
Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается в том, что на основе месторождений нефти и газа создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.
Освоение нефтегазовых ресурсов повлекло за собой и транспортное освоение этих территорий, эксплуатацию крупных лесных массивов в центральной части Тюменской и на севере томской областей.
На базе нефтяных ресурсов Западно-Сибирского ТПК работают нефтеперерабатывающие заводы в пределах Сибири - в Омске, Ачинске, Ангарске. Созданы крупные нефтехимические комплексы в Томске и Тобольске. Но значительная часть нефти из этого региона поступает в другие районы России, страны СНГ и страны дальнего зарубежья.
Энергосбережение комплекса осуществляется за счет тепловых электростанций в Сургуте, Нижневартовске, Уренгое.
Лесные ресурсы позволили создать лесопромышленные комплексы в Асино, Сургуте, Колпашеве и др.
Машиностроение Западно-Сибирского ТПК специализируется на ремонте нефтяного и газового оборудования; быстро растет строительная индустрия.
Во внутренних связях ТПК большую роль играют железные дороги: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой, тупиковые ветки: Ивдель - Обь, Тавда - Сотник, Асино - Белый Яр, а также водный путь по Иби и Иртышу.
В процессе развития Западно-Сибирского ТПК особое значение приобретает агропромышленный комплекс. В южных районах - земледелие и животноводство, производство зерна, сливочного масла, мяса, в северных - оленеводство и пушное звероводство. В пригородных районах - птицеводство и овощеводство.
При перспективном развитии Западно-Сибирского программно-целевого ТПК особенно важно решение острейших демографических проблем, в том числе проблем малочисленных народов, а также решение экологических проблем сохранения экосистем.
Глава V: Территориальная организация хозяйства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7