На промышленность приходится почти треть ВВП, свыше четверти занятых в экономики и треть стоимости экспорта Канады. Эта сфера хозяйства характеризуется высоким техническим уровнем, многоотраслевым составом при важной роли сырьевых производств. В стране весьма развиты энергетика и горнодобывающая промышленность, цветная металлургия и ряд энергоемких отраслей, перерабатывающих сырье на экспорт. Обрабатывающая промышленность несколько отстает от горнодобывающей. Среди отраслей обрабатывающей промышленности кроме машиностроение особенно велика роль лесобумажной и пищевой промышленности. Канада имеет высокий показатель индустриализации (исчисляемый как отношение доли страны в промышленном производстве ее доле в населении мира).
Энергетика. Топливно-энергетический комплекс Канады - один из самых развитых в мире. В потреблении первичных источников энергии около 2/3 приходится на жидкое и газообразное топливо; 1/10 на уголь и 1/4 на гидроэнергию.
Главные районы добычи нефти и природного газа находятся в западных провинциях - Альберте, Саскачеване и Британской Колумбии. Здесь расположены крупнейшие месторождения - Пембина, Редуотер, Зама. Из Альберты и Саскачевана на восток и на запад протянулись транс канадские нефте-и газопроводы. Восточные провинции импортируют нефть. Значителен экспорт нефти и газа в США.
Во второй половине XX века и особенно в 80-е годы выросла добыча угля за счет разработки месторождений западных провинций, откуда уголь пошел на экспорт, главным образом в Японию. Восточные угольные шахты ныне дают лишь 1/10 общей добычи.
По производству электроэнергии Канада занимает 5 место в мире, а по ее выработке на душу населения она стоит на 2 месте после Норвегии. Большую часть (3/5) электроэнергии дают ГЭС. В их числе такие мощные гидростанции, как каскад на реках Ла-Гранд, Черчилл Фаллз. Крупные ТЭС построены в близи Торонто и Ванкувера. 18% электроэнергии производит АЭС, расположенные в провинциях Онтарио, Квебек и Нью-Брансуик.
Горнодобывающая промышленность. Горнодобывающая промышленность играет огромную роль в экспорте, обеспечивает сырьем, обрабатывающую промышленность и энергетику страны, способствует экономическому развитию всех районов. Большинство крупных горнозаводских центров находится на юге - Садбери, Салливан, Норанда, Флин-Флон, хотя немалую роль играют и северные рудники.
Обрабатывающая промышленность отличается высокой концентрацией производства и капитала, однако по производительности труда уступает другим развитым странам, в частности США. В структуре обрабатывающей промышленности главную роль играют отрасли, непосредственно связанные с сильно развитыми добывающими отраслями, а также сельским и лесным хозяйством.
На машиностроение приходится менее 30% продукции и числа, занятых в обрабатывающей промышленности, что ниже, чем в других развитых странах. Главная отрасль - транспортное машиностроение, в котором господствует американский капитал, размещается в южной части провинции Онтарио. Развито также сельскохозяйственное машиностроение, производство энергосилового оборудования, Оборудования для горнодобывающей и лесной промышленности. Слабое развитие получило станкостроение. Главные центры машиностроения - Торонто, Монреаль, Уинсор, Гамильтон, Оттава, Галифакс, Ванкувер. Стабилизировалось производство в черной металлургии, находящейся в руках национального капитала. Ведущие металлургические центры находятся в Приозерье - Гамильтон, Уэлленде, Су-Сент-Мари, а так же по атлантическим побережьям города Сидни. В цветной металлургии сильны позиции американского и английского капиталов. Выплавка цветных металлов - особенно меди, никеля и алюминия - достигла больших объемов. В число крупнейших мировых центров вошли: Садбери, Томпсон, Салливан, Арвида, Китимат и Порт-Колборн. Большинство предприятий работает на местном сырье. На импортном сырье создано крупное производство алюминия. Канада имеет развитую нефтеперерабатывающую промышленность. Важнейшие центры находятся в Монреале, Сарнии, Ванкувере и Эдмонтоне. Химическая промышленность представлена заводами по производству продуктов основной химии, высокополимерных соединений, химических удобрений, синтетического каучука. По производству минеральных удобрений страна занимает 4 место в мире.
Лесобумажная промышленность. Лесобумажная промышленность использует богатейшие лесные ресурсы. На заготовке древесины Канада занимает 5 место, по производству пиломатериалов и бумаги - 3 место в мире. Еще значительнее роль страны в экспорте по вывозу пиломатериалов и бумаги Канада - мировой лидер.
2/3бумажно-целлюлозного производства находятся на востоке, вблизи ГЭС на реке Святого Лаврентия. Крупные лесобумажные комбинаты располагаются так же в таежной зоне на севере Степных провинций и, особенно в Британской Колумбии, где сосредоточено 2/3 лесопильной промышленности.
Эффективная транспортная система - решающий фактор благосостояния Канады. Вся ее южная часть объединена системой железных дорог, шоссе и авиалинии, в северной части Канады автомобильных дорог очень мало, так как большинство населения проживает в ее южной части. Самой длинной магистралью связывающей степной районы с более западными и более восточными провинциями, служит транс канадская магистраль длинной в 8 тыс. км, которую с полным основанием обычно называют «главной улицей Канады». Достаточно развит морской транспорт, имеется несколько крупных морских портов с большим грузооборотом, например Ванкуверский порт (грузооборот 40 млн. т в год). В Манитобе находится единственный порт в Северном Ледовитом океане, на южном берегу Гудзонова залива (грузооборот 1 млн. т в год). Развит речной транспорт. Глубоководный путь по реке Святой Лаврентий (3370 км). Крупнейшая транспортная артерия Канады, почти все порты, расположенные на этом пути озерные. А речных портов всего два в Квебеке и Монреале. Крупнейшие канадские аэропорты располагаются в центральном районе страны. Примером такого аэропорта служит аэропорт «Мирабель», который связан регулярной линией с нашей страной. Развитая транспортная система в Канаде, является одним из решающих факторов ее развития.
Огромная площадь Канады, высокая степень экспортности ее хозяйства и резкая специализация делают для нее значение транспорта исключительно большим. До начала второй мировой войны около 90 % грузов перевозилось железными дорогами. Основная тенденция современного развития состоит в снижении роли железнодорожного транспорта при одновременном росте значения авиации, трубопроводов и грузовых автомобильных перевозок. Некоторым изменения происходят и в конфигурации транспортной сети. К широтным дорогам прибавился ряд железнодорожных и шоссейных линий меридионального направления, в том числе железные дороги, проложенные к осваиваемым районам целинных земель на Дальнем Западе, к районам разработок полиметаллических руд у Большого Невольничего озера, к железорудным месторождениям на полуострове Лабрадор.
9. Транспорт внутри страны
Путешествовать по Канаде наземным транспортом гораздо дешевле и приятнее, чем перелетать из города в город на самолете. Лучше всего воспользоваться автобусом: это и дешевле и доступнее, если сравнивать с поездами. Самый длинный железнодорожный маршрут соединяет Торонто и Ванкувер. Поезд, который курсирует между этими городами, называется «Канадец». Для обозрения окрестностей предусмотрен специальный «двухэтажный» вагон.
Билеты на самолет стоят недешево, но если у Вас лимит времени, то придется платить. Основными компаниями внутренних авиалиний являются Air Canada и Canadian Airlines.
Столица страны (население около 1 млн. жителей) расположена на берегах Оттавы, левого притока реки Св. Лаврентия. На юге город пересечен живописным каналом Ридо. Обилие воды и зелени, изящные коттеджи, богато отделанные правительственные здания придают этому городу удивительно красивый и спокойный вид. Летом на газонах алеют тысячи маков и тюльпанов, по тротуарам и мостовым перебегают почти ручные черные белки. Зимой по льду оттавских речек и каналов сотни служащих «бегут» на работу на коньках.
Название Оттава по-индейски означает «обмен». Когда-то это место действительно служило пунктом торговых встреч, хотя до 1800 года сюда не ступала нога европейца. Затем здесь был основан поселок лесорубов -- Байтаун. Обширные массивы лесов способствовали развитию предприятий по деревообработке, которые и в сегодняшней Оттаве играют большую роль. Однако каждый третий из работающих в столице является государственным служащим.
В центре города, на холме у слияния Оттавы и Ридо возвышается комплекс парламентских зданий с центральной башней Мира (высота 96 м). Здания выполнены в суровом готическом стиле и напоминают памятники средневековой архитектуры. Летом ежедневно в 10 часов на парламентской площади происходит торжественная смена караула, состоящего из солдат и офицеров Королевской канадской конной полиции.
Список литературы
1. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2005
2. Атлас Экономическая и социальная география мира ФГУП «Производственное картосоставительное объединение «Картография» в 1993
3. Материал из Интернета.
www.google.com www.yandex.com www.wikipedia.com
Страницы: 1, 2, 3