Рефераты. Эволюция научной географии

p align="left">Другим величайшим и наиболее разносторонним географом нашей страны является П.П. Семенов Тян-Шанский. Его имя связано с пионерным исследованием Тянь-Шаня, с организацией русской научной статистики, в частности с составлением программы первой Всероссийской переписи населения (1897), с экономическим районированием России, с исследованием населения и сельского хозяйства страны, с крупномасштабным исследованием небольших территорий, вплоть до типичных хозяйств, с составлением подробного «Географическо-статистического словаря» нашей страны, с известной серией книг «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Особенно же велика роль П.П. Семенова Тян-Шанского как бессменного руководителя Русского географического общества с 1873 года и до последнего дня его жизни, как организатора всемирно известных экспедиций Общества.

Нельзя было познать по-новому складывающуюся географию страны, не построив сетку ее экономического районирования, а построить такую сетку можно было, только уловив те районные различия, которые формировались в объективной действительности. Следовательно, не потому возникла идея экономического районирования России, что разнообразна ее территория. Эта идея возникла на определенном этапе исторического развития страны, когда формирование хозяйственных связей между районами создало для этого необходимые экономические основания. Чем дальше и глубже шел процесс географической дифференциации страны и вместе с тем чем больше накапливалось в науке экономико-географических наблюдений, отражавших его, тем яснее осознавалась необходимость экономического районирования страны и принципиально нового подхода к ее изучению, по сравнению с тем, который был возможен в рамках традиционной камеральной статистики (получившая распространение в XVIII века в России и за рубежом камеральная статистика возникла в Германии в XV веке).

Особое место в развитии экономико-географической мысли в конце XIX века занимают работы Д.И. Менделеева, в том числе его опыт районирования России по «экономическим краям» со строгой системой показателей, характеризующих выделенные им районы, а также многочисленные опыты сельскохозяйственного районирования.

1.4. Научные географические школы

Во второй половине XIX в. в России складывается новая крупная географическая школа, во главе которой стоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших из когда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколько тысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. Семенов Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.

С 1863 по 1897 годы П.П. Семенов Тян-Шанский стоял во главе государственной статистики России, и под его руководством был осуществлен ряд крупных обследований нашей страны. В это же время развивается земская статистика. В рассматриваемый период накапливается также материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать ряд крупных сводных географических работ, имевших важное значение для развития экономической географии. Среди них выделяются: «Географическо-статистический словарь Российской империи» (5 томов, 1863-1885 годы.), «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (8 выпусков, 1880-1886 годы) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (11 томов, 1899-1913 годы). П.П. Семенов Тян-Шанский был редактором и автором части статей в указанных изданиях. Ему принадлежит также видное место в районировании дореволюционной России, использованном для статистики и многих экономических работ.

В конце XIX-начале XX века в России развивается целое созвездие географических научных школ: Д. Н. Анучин и его ученики Л. С. Берг и А.А. Борзов, деятельность которых особенно развернулась уже в советское время, В.В. Докучаев и несколько поколений его учеников, среди них В.И. Вернадский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Б.Б. Полынов, А.Е. Ферсман, А.И. Войеков. Многие выдающиеся географы в своих работах обращали огромное внимание на хозяйственное использование природных условий и ресурсов и тем самым внесли важнейший вклад в целостное развитие географической науки, что имеет принципиальное значение для экономической географии.

В советской географии значительное место занимает Николай Иванович Вавилов. Вообще, советская школа географии является преемницей анучинской школы. Ее развитием занимались ученики Анучина А. А. Борзов и Л. С. Берг. Их учение в основном относится к физической географии. Его хорошо дополнила географо-физическая школа Полынова Б. Б. Кроме того, в Советском Союзе развивались географо-гидрологическая школа В. Г. Глушкова и С. Д. Муравейского, океанологическая школа Ю. М. Шокальского и Н. Н. Зубова, биогеографическая школа В. Н. Сукачева и В. Б. Сочавы, а также экономико-географическая школа М. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.

Среди иностранных исследователей географии следует выделить Оскара Пешеля, опубликовавшего книгу «Новые проблемы сравнительного землеведения как попытка морфологии земной поверхности». Вслед за Пешелем последовал Фердинанд Рихтгофен. В 1883 году Рихтгофен сформулировал свой взгляд на географию как на науку о различных явлениях, существующих во взаимодействии с ликом Земли, прежде всего с ее рельефом и другими сторонами природы. Он придавал особенно большое значение процессам формирования земной поверхности, прежде всего геологическим. Цель географии Рихтгофен видел в установлении взаимодействия человека с неорганической и органической природой земной поверхности. В одно время с ним жил и работал профессор Фридрих Ратцель, который заложил основы антропогеографии. Хотя это название и можно перевести как «география человека» и им, например, пользовался Д. Н. Анучин, но это не совсем точно. Антропогеография в понимании Ратцеля и его последователей, представлялась как применение к изучению размещения человека и его деятельности теоретических положений дарвинизма. В 1882-1891 годах Ратцель опубликовал 2 тома «Антропогеографии». Главная идея этого большого сочинения состоит в том, что существует много общего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении, взаимодействии с окружающей природой: и те, и другие должны бороться за свое существование, чтобы уцелеть. Одним из самых видных иностранных географов того времени был Альфред Геттнер. Геттнера беспокоил теоретический разлад в географии, распадение на самостоятельные науки цикла общего землеведения, потеря целостности географии. Он попытался заняться обоснованием такой географии, которая бы не расплывалась в разные стороны, не разменивалась бы на частности, не захватывалась бы другими науками и имела бы сущность, относящуюся только к географии и ни к какой другой науке. В основу своей теоретической концепции он положил старые идеи Риттера о «заполнении пространства». Сущность географии, считал Геттнер, заключается в применении пространственного метода исследования. Его итоговое определение географии звучит так: «наука о пространствах земной поверхности по их вещественному наполнению». И еще: «рассматривать вещи и процессы с хорологической Именно так Геттнер назвал пространственную концепцию. точки зрения - это значит принимать их не как таковые и не в их развитии во времени, как в наполнении пространства».

Среди ненемецких географов выделялся знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш, который возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Видаль заложил основы так называемого поссибилизма, то есть теории отбора человеком таких возможностей природы, которые соответствуют его способу жизни.

Развитие теоретических основ научной географии

2.1. Дифференциация и интеграция научной географии

Во всех науках нашего времени происходит сложный объективный процесс их дифференциации и интеграции. Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемые процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производственной, так и в непроизводственной сфере с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Науковеды даже выделяют закон дифференциации и закон интеграции.

Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является результатом требований практики, под ее «напором». Наоборот, интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в государственной поддержке, в международном признании. Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие, сильные и широко образованные ученые. Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматриваются как своего рода аналогии понятиям «анализ» и «географический синтез». Процессы дифференциации и интеграции в географии понимаются, анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя. Метагеография Отрасль знания, входящая одновременно и в науковедение, которая раскрывает суть географии как науки.[7], разведывая потенциал, возможности географической науки, выявляя ее глубинную сущность, стала и наукой об управлении географической наукой как системой. Географическая наука, как и всякая другая система, требует регулирования и управления ею. В этом и заключается активная роль метагеографии. Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в виде пространственной системы. Географы уже много лет исследуют территориальные системы разного характера. Их рассмотрение как целостностей неминуемо требует внутренней интеграции, или комплексного в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности.

Все большее значение приобретает междисциплинарная интеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилия двух и более географических дисциплин. В ряде случаев на их контактах создаются молодые, прогрессивные, практически важные и быстроразвивающиеся дисциплины. Междисциплинарная интеграция закономерно выходит и за пределы географической науки, в результате чего появляются такие прогрессивные дисциплины, как, например, агроклиматология, биоклиматология, биогеоценология, этногеография. Процессы междисциплинарной интеграции имеют особенно большое значение при осуществлении конкретных исследований. Междисциплинарная интеграция нашла свое выражение в составлении многочисленных синтетических карт. На этих картах показаны во взаимной связи самые различные природы, населения, хозяйства.

Больше всего вопросов и сомнений вызывает общегеографическая интеграция, то есть органическое целостное объединение как естественных, так и социально-экономических ее отраслей - общегеографический синтез. Возможен ли такой синтез вообще? Ответ содержится в том, какой методологической основы осуществления общегеографического синтеза придерживаться.

Таким образом, географический синтез есть высшая ступень комплексности географических исследований, на которой достигается единство географических знаний, получается новый необходимый практике результат в виде целостных верных рекомендаций путей использования и защиты природы в процессе построения оптимальных территориальных систем расселения и хозяйства. Географический синтез очень труден. Этим объясняются и медленное движение его вперед, и возражения против него: порознь жить легче, чем при интеграции.

Одним из результатов интеграции в последние десятилетия стали комплексные национальные и региональные географические атласы. Кроме того, более интегрированным должно стать и страноведение. Когда отдельные сторонники «разорванной» географии нападают на так называемую единую географию, то они сражаются с ветряными мельницами - нигде в мире в настоящее время нет географической науки, которая не имела бы многих ветвей Так называл В. А. Анучин противников единства географической науки, не признававших реальный факт существования этой науки, как дерева.. Секционная структура международных географических конгрессов в значительной мере отражает сложившуюся дифференциацию науки. Главный аргумент сторонников «разорванной» географии состоит в том, что физические и экономическая география открывают разные объективные законы, изучают разные формы движения материи, имеют разные методы и цели, разные «библиотеки», разные интересы специалистов. Географическая наука, как целое, входит в группу наук, интегрирующих действительность на высшем уровне развития. Ее нельзя разрывать на части, относя физическую географию к числу наук, изучающих досоциальные формы движения, а экономическую и социальную географию - к числу общественных наук. Различные течения географии соединяются. Растет «дерево» географической науки с его могучей кроной, становясь «деревом целей». Теперь можно более четко определить функции «ветвей» и их связь со «стволом». Географическая наука образует диалектические единства с многочисленными частными ее дисциплинами, в том числе с экономической и социальной географией. Дифференциация географической науки необходима - она позволяет глубинные процессы взаимодействия в ноосфере, в разных пространственных ее системах. Интеграция позволяет не просто накладывать в четырехмерном пространстве-времени эти системы, но и подниматься до выявления интегральных систем и структур и до открытия интегральных законов географической науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.