Рефераты. Географическое положение и экономика Италии

p align="left">С 1 января 1999г. функции (и соответствующие фонды) по «бонификации процента» передаются из госбанка «Медиокредито Чентрале» в государственную организацию «Симест», ведавшую до того вопросами государственной поддержки в создании СП за рубежом (главным образом, в развивающихся странах, странах Восточной Европы и СНГ) малыми и средними предприятиями Италии. Одновременно с передачей компетенции из «Медиокредито чентрале» в «Симест» должны быть откомандированы сотрудники, занимающиеся вопросами финансового содействия экспорту. Декретом предусматривается расширить сферу деятельности «Симест», наделив ее правом участия также в СП, создаваемых в странах ЕС, если контрольный пакет акций этих предприятий будет принадлежать итальянским участникам, а также повысить предел участия «Симест» в СП с 15 до 25% от акционерного капитала.

Декрет предусматривает также возобновление деятельности в сфере внешнеэкономических связей Межминистерского комитета по экономическому программированию (ЧИПЕ), в задачу которого входит подготовка ориентировочной сметы расходов на финансирование госгарантий по экспортным кредитам на предстоящий год, исходя из потребностей итальянских экспортеров и с учетом степени риска внешних рынков; определение операций, подлежащих государственному субсидированию, расходов, идущих на «бонификацию процента», и перечня стран, на операции с которыми это распространяется. Кроме того, ЧИПЕ определяет условия получения государственного страхового покрытия по долям итальянского участия в создаваемых СП, а также устанавливает, в каких случаях «Симест» предоставляется право продления срока выкупа у него итальянским партнером по СП своей доли в капитале, либо изменения предельного срока выкупа.

При ЧИПЕ создается Комиссия по координации и подготовке мероприятий внешнеторговой политики с предоставлением ему права определять в директивном порядке приоритеты и критерии оперативной деятельности. Комиссию возглавляет премьер-министр или по его поручению - министр внешней торговли, в ее состав входят представители Министерства казначейства, МИД, Минпрома, Минсельхоза. Предложения для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Комиссии готовятся МВТ, на которое возложена также задача координации деятельности ИЧЕ, «Симест», «Финест» и других органов.

Кроме того, при МВТ учреждается «единый операционный центр» по обслуживанию предприятий для обеспечения более эффективного использования информационного обеспечения и инструментов осуществления экспортной политики.

По объему товарооборота Италия занимает шестое место в мире. Основное место во внешнеторговых сделках Италии занимают страны-члены ЕС (на долю ФРГ, Франции и Великобритании приходится свыше 40% ее товарооборота). Товарообмен Италии со странами Восточной и Центральной Европы сокращается. На их долю приходится 3,1% итальянского экспорта и 4,1% импорта.

3. Энергетика

В отсутствие достаточных собственных запасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспечения энергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительства в области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения, расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рисков и создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природного газа.

Необходимо отметить, что ведущая энергетическая группа Италии - ЭНИ, исходя из стратегических интересов обеспечения страны энергоносителями, прежде всего нефтью и газом, проводит достаточно активную политику на внешних рынках. В течение 1997г. ЭНИ открыла и получила право на обустройство и эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Египте, Анголе, в Северном море (Великобритания, Норвегия, Голландия). Среди приоритетных регионов дальнейшей производственной экспансии ЭНИ - Россия (в 1998r. ЭHИ пoдпиcaлa с РАО «Газпром» соглашение о стратегическом сотрудничестве), Казахстан, Азербайджан, страны Африки и Ближнего Востока. В 1997 г. группой разработана программа на период 1997-2000гг., предусматривающая общий объем инвестиций в размере 36 трлн. лир (около 20 млрд. долл.), 40% которых будет осуществлено за рубежом, главным образом, в разведку и добычу углеводородного сырья.

В декабре 1997г. в рамках ЕС была завершена разработка программы демонополизации европейской газовой отрасли. В соответствии с этой программой в течение первого года после вступления в силу данного документа каждая страна ЕС должна либерализовать не менее 20% рынка, в течение последующих 5 лет - 28% и через 10 лет - не менее 33% (для Италии были согласованы соответственно 36,38 и 44%). Предусматривается также, что наиболее крупные фирмы-потребители газа получат право самостоятельного выбора поставщика: на первоначальном этапе речь идет о компаниях с объемом потребления не менее 25 млн. куб. м. газа в год, в течение последующих 5 лет - не менее 15 млн. куб. м. в год и через 10 лет после вступления в силу указанной выше договоренности такую возможность будут иметь фирмы с объемом потребления не менее 5 млн. куб. м. в год.

Страны ЕС договорились также о том, что новые правила не затронут действия долгосрочных соглашений о поставках газа, предусматривающих условие take or рау; в то же время, контракты, которые будут подписаны после вступления в силу вышеуказанных договоренностей, будут представляться в КЕС на предмет изучения их соответствия нормам свободной конкуренции.

Потребность в демонополизации европейской газовой и электроэнергетики вызвана, как представляется, необходимостью распространения рыночных принципов и на эти отрасли экономики, которые по степени концентрации производства явно не соответствуют критериям «общего рынка товаров и услуг»; кроме того, постепенное наращивание в Европе мощностей по производству энергоносителей крупными частными компаниями (в Италии - фирма «Эдисон»), в условиях фактической монополизации энергетики государственными группами, не дает возможности и стимулов для дальнейшего расширения производства энергоносителей автономными компаниями.

Агропром.

Доля АПК в валовом внутреннем продукте Италии составляет 15,3%, в том числе сельское хозяйство - 2,8%, перерабатывающая промышленность - 2,4%, производство основных средств для АПК - 1,9%, производство оборотных средств для сельского хозяйства (удобрений, семян, концентратов, пестицидов, топлива и энергии) - 1,1%, реализация и маркетинг продукции - 7,1%. В общей стоимости продукции АПК на долю с/х продукции приходится 18,1%, что превышает аналогичные показатели в других странах ЕС. Удельный вес Италии в общем объеме с/х производства ЕС равен 15%.

В сельском хозяйстве занято 7,5% от общего числа занятых в стране, что заметно выше, чем в других странах ЕС (Франции - 4,9%, ФРГ - 3,3%, Великобритании - 2,l%). В 1995-97 гг. число занятых в сельском хозяйстве сократилось более чем на 7%.

В Италии на долю с/х угодий приходится 49% от общей территории страны. Наиболее ориентированы на сельское хозяйство южные регионы, где удельный вес с/х угодий достигает 56%. Основу сельского хозяйства составляют мелкие фермы. Три четверти всех собственников земли владеют земельными наделами, не превышающими в среднем 5 га. При этом более трети итальянских фермеров имеют участки земли размером менее 1 га. Только 1,6% от общего числа землевладельцев владеют земельными наделами свыше 50 га. У них сосредоточено около 35% всех с/х угодий страны, где производится около 25% стоимости конечного продукта сельского хозяйства (за минусом оборотных средств).

В 1996 г. производство зерна (без крупяного) составило свыше 17 млн. т., в том числе (в млн. т.) пшеницы - 7,8, кукурузы - 7,7 и ячменя - 1,5. Производство зерна в 1997 г. увеличилось незначительно, до 17,3 млн.т., или на 1%, за счет роста урожаев кукурузы. В 1997 г. ее урожай составил около 8 млн. т. Производство пшеницы и ячменя в 1997 г. практически осталось на уровне предыдущего года. В связи с неблагоприятными климатическими условиями производство риса в 1997 г. несколько сократилось и составило приблизительно 1,4 млн. т.

Производство масличных культур выросло в 1997 г. на 2% по сравнению с 1996 г. и составило свыше 1,3 млн. т. При этом рост был вызван исключительно увеличением урожая маслосемян сои до 0,85 млн. т. при сохранении в целом характерной для последних пяти лет понижательной тенденции в сборе урожая маслосемян подсолнечника. За период 1993-97 гг. ежегодный сбор маслосемян этой культуры уменьшался в среднем на 7% и составил в 1997 г. 0,48 млн. т.

Производство сахарной свеклы после резкого падения в 1996 г. на 12% до 12,3 млн. т. несколько стабилизировалось, однако, по-прежнему сохранилось на достаточно низком уровне в 11,5 млн. т.

Сбор табака составил 0,12 млн. т.

Производство овощей и фруктов в 1997 г. осталось на уровне 1996 г., соответственно 10,5 и 9,5 млн. т., со специализацией на выращивании томатов, моркови, бобовых, капусты, лука, огурцов, салатов, картофеля, яблок, груш, персиков, абрикосов, киви и цитрусовых.

Увеличилось производство винограда. В 1995 г. на 10% до 8,4 млн. т. В 1997 г. было собрано 9,5 млн. т., что позволило увеличить производство вин до 60 млн. гектолитров. Сбор оливок увеличился на 6% до 3 млн. т.

В 1996-97 гг. сохранялось стабильное положение в животноводстве. Выпуск животноводческой продукции в 1996 г. увеличился на 1,4% до 5,1 млн. т. за счет роста производства говядины и свинины соответственно на 3 и 2,4%. В 1997 г. уровень производства практически не изменился. В Италии было произведено (в убойном весе) 1,6 млн. т. говядины, 1,6 млн. т. свинины, 1,4 млн. т. мяса птицы. Улучшилось положение в производстве молока. В результате повсеместно начатого процесса переоснащения молочных ферм современным доильным оборудованием в 1996-97 гг. не только была приостановлена тенденция ежегодного сокращения производства молока (в 1993-95 гг. в среднем на 1,2% ежегодно), но и имело место увеличение его производства соответственно на 2,5 и 2%. В 1997 г. производство коровьего молока достигло 104 млн. т.

В перерабатывающей промышленности Италии в 1996-97 гг. впервые с 1984 г. отмечался некоторый спад производства, что явилось результатом падения потребления внутри страны и сокращения экспорта. В наибольшей степени сократилось производство сахара (в среднем на 11%), готовых мясопродуктов (на 5%), кондитерских изделий (на 4%), пива (на 10%), ликероводочных изделий (на 9%). Рост производства отмечался лишь в отраслях по производству детского питания и диетических продуктов (6,5%), макаронных изделий (5%), консервированных овощей и фруктов (4,5%). Потребление макаронных и хлебобулочных изделий (115 кг. в год на душу населения) на 40% выше, чем в среднем в ЕС (81 кг.), овощей и фруктов (150 кг.) - на 30% (в ЕС - 116 кг.). Потребление мяса и мясопродуктов, особенно из свинины, заметно ниже - 33 кг. против 41 кг. в среднем по ЕС.

Объем производства с/х продукции и продовольствия в Италии меньше объемов потребления. Уровень самообеспеченности сельхозпродукцией и продовольствием составляет около 86%.

В общем объеме итальянского импорта на долю продукции АПК приходится около 15%, экспорта - 7%. Основными товарными экспортными позициями Италии традиционно являются свежие и переработанные овощи и фрукты, включая оливки (23% от стоимости агропродовольственного экспорта); вина (12%); макаронные изделия (7%). В импорте преобладают мясо (13%); молоко и молочные продукты (11%); рыба и рыбопродукты (9,5%); пшеница, в основном для фуражных целей (7%); кофе, какао (3%); семена масличных культур (1,5%).

Основной поток экспорта агропродовольственной продукции (66,5%) идет в страны ЕС, в т.ч. в Германию (26%), Францию (13,5%), Великобританию (8%). Свыше 7,5% экспорта приходится на США, 3,5% - на страны ЦВЕ, 2,3% - СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.