В апреле 1998 г. Совет министров Бельгии утвердил бельгийский «План действий в области занятости», подготовленный в соответствии с решениями декабрьского саммита ЕС по этому вопросу в Люксембурге. Снижение безработицы объявлено приоритетной задачей в программах всех стоящих у власти в последние годы правительственных команд. За этот период принято 30 программ и планов «по увеличению занятости», однако число безработных фактически не снижается (их количественные колебания носят в большой степени конъюнктурный характер). Число лиц, получающих пособия по безработице, составляет 614 тыс. чел., полностью безработных - 444 тыс.
В сравнении с другими странами ЕС безработица в Бельгии имеет свои особенности. Ее индекс по бельгийской классификации достигает 13,1% (10,1% для мужчин и 17% для женщин); по европейской статистике, учитывающей лишь лиц, реально нуждающихся в работе, а не просто зарегистрировавшихся в качестве безработных (в Бельгии пособия по безработице выдаются без ограничения во времени) - 9,3% от активного населения страны, что ниже среднеевропейского уровня (10,6%). Однако в Бельгии заметно выше доля долговременных безработных, а также доля безработных женщин, особенно с низкой квалификацией. В целом, бельгийское население отличается повышенной пропорцией лиц, имеющих высокую квалификацию, с одновременно большим числом низкоквалифицированных работников, представляющих половину всех безработных.
Весьма низок в Бельгии индекс занятости, определяющий количество работающих по отношению к общему числу лиц от 15 до 64 лет (57,2%, тогда как по ЕС - 60,4%), особенно за счет крайних точек возрастной пирамиды: среди молодежи до 24 лет растет безработица, лица же после 50 лет более быстро исключаются из рынка труда благодаря существующей в Бельгии системе предпенсионных пособий. Однако этот показатель быстро растет: за 1990-97 годы он увеличился быстрее, чем в среднем по ЕС, хотя экономический рост в Бельгии был ниже среднеевропейского уровня. Рост индекса занятости обусловлен, главным образом, ускоренным увеличением занятости среди женщин, в то время как среди мужчин она имеет даже некоторую тенденцию к снижению. По этой же причине постоянно увеличивается и т. н. индекс активности населения (соотношение работающих или ищущих работу к общему населению с 15 до 64 лет), который за последние десять лет вырос с 50,6% до 56,5%. Это заметно ниже показателя развитых стран, что объясняется возможностью в Бельгии более раннего выхода на пенсию (уже с 50 лет) и более поздним поступлением на рынок труда молодежи (в связи с обязательностью школьного обучения до 18 лет).
Острота проблемы, интерес к ней со стороны населения обусловили и напряженность подготовки очередного бельгийского Плана действий в области занятости. Отвечая конкретно, по пунктам, на каждую из 19 «директив» люксембургского саммита, он фактически повторяет основные черты прежних правительственных программ в области занятости, развивает и усиливает отдельные их положения с учетом структурных особенностей безработицы в Бельгии. План отражает концептуальные подходы к данной проблеме левоцентристского правящего большинства, видящего ее решение в стимулировании производства (повышение конкурентоспособности бельгийских предприятий через снижение стоимости рабочей силы путем последовательного сокращения их отчислений в социальные фонды и ограничения роста заработной платы до соответствия ее уровню в соседних странах) в сочетании с активными государственными действиями по снижению безработицы.
Наряду с расширением предпринимаемых мер по поддержке различных категорий безработных и уравнению шансов (профессиональное обучение молодежи, переориентация и переподготовка кадров, в т. ч. с отрывом от производства, организация систем и стажировок для безработных, пересмотр квалификационных разрядов, дальнейшее расширение сети местных агентств по найму и др.), в «плане действий» большое место уделяется вопросам сокращения стоимости рабочей силы. Правительство намерено снизить ее средний уровень в течение ближайших 6 лет на 3,4%, т. е. до уровня соседних стран. На планируемые мероприятия выделяется из госбюджета 105 млрд. бельг. франков, в ближайшие два года - 36 млрд. Половину этих средств решено направить на компенсирование расширения системы снижения отчислений предприятий в фонды соцобеспечения (при этом предпочтение отдается фирмам, создающим новые рабочие места или содействующим этому путем организации переподготовки кадров, внедрения неполного рабочего дня, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и т. п.).
Другая часть средств должна профинансировать мероприятия, связанные с сокращением продолжительности рабочего времени. В «плане действий» предлагаются разнообразные меры в этом направлении: расширение практики неполного рабочего дня, возможность прерывания стажа с выплатой соответствующих компенсаций, переход на 32 или 35-часовую рабочую неделю. Однако, поскольку «социальным партнерам» взаимоприемлемого решения, в т. ч. по данной проблеме, найти не удалось (в отличие от профсоюзов патронат выступил категорически против сокращения рабочей недели и «одностороннего расширения права» на прерывание стажа; профсоюзы, в свою очередь, потребовали более тесной увязки уменьшения отчислений работодателей в соцстраховские фонды с мероприятиями по увеличению занятости), дальнейшее обсуждение вопроса о сокращении продолжительности рабочего времени отложено.
Все едины во мнении, что выделяемые из госбюджета средства являются «ничтожными» (по оценкам специалистов, для получения ожидаемого эффекта потребуются суммы в 5-10 раз выше). Признавая это, правительство, вынужденное осуществлять режим строжайшей бюджетной экономии во имя евро, тем не менее не может пойти на «изыскание дополнительных средств» (а фактически на урезание социальных расходов или повышение налогов) в преддверии парламентских выборов 1999 года.
О социальном удостоверении личности. С 1 октября 1998 г. для населения Бельгии введен в обращение новый официальный документ - магнитная (пластиковая) карточка, являющаяся социальным удостоверением личности (SIS-Kaart).
Ее основное предназначение - подтверждение владельцем через специально созданную информационную базу данных своего права на получение льгот и пособий системы социальных гарантий Бельгии. Теперь в аптеках и клиниках, а также в перспективе - при всех контактах со страховыми фондами, службами пенсионного обеспечения, кассами выплаты пособий для безработных, дотаций на детей, фондами временной нетрудоспособности, больничными фондами, одним словом, со всеми организациями, задействованными в обеспечении социальных гарантий населения страны, любой бельгиец путем «подтверждения своей личности» через эту карточку может реализовать свои конституционные права.
Новая система позволит отказаться от старой формы выплат по различным социальным статьям, осуществлявшихся путем составления многочисленных ведомостей, наклеивания марок, пересылки купонов и др. «бумажных операций» . SIS-kaart не только удешевляет и совершенствует деятельность всего гигантского аппарата служб соцзащиты населения, но одновременно фактически является и дополнительным официальным удостоверением личности.
В банк данных суперкомпьютера занесены сведения на 49. 551. 647 социально застрахованных «персон» . Это в пять раз превышает численность населения страны. Ответ прост - каждый бельгиец проходит через память компьютера в различных категориях «социально защищенной личности» : как рабочий или служащий, имеющий пенсионный счет; как безработный; как представитель трудоспособного населения из списка частично, сезонно или неполно занятых; как получающий пособия по причине временной утраты трудоспособности; как инвалид; как лицо, имеющее право на различные формы социальных выплат (пособие на детей, по уходу за престарелыми) и т. д. Разработанная в стране система социальных удостоверений личности не имеет аналога в других странах ЕС.
5. Развитие науки в Бельгии
Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции: первое высшее учебное заведение - Лувенский католический университет был создан в 1425 году по инициативе папы Мартина V и по указанию герцога брабантского Жана IV. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврита, латыни, греческого), по образцу которой был создан Французский колледж в Париже. Сегодня в Бельгии при населении около 10 млн. человек почти 180 вузов, где обучается 280 тыс. человек.
С 1970 года в конституции страны закреплено существование четырех лингвистических регионов: франкоязычной Валлонии, нидерландоязычной Фландрии, двуязычного Брюсселя и немецкоязычного района на Востоке Валлонии на границе с Германией. С этого времени федеральное Министерство просвещения лишь осуществляет контроль за обязательностью среднего образования и определяет условия выдачи дипломов и сертификатов об образовании всех ступеней. Все прочие вопросы образования относятся к компетенции языковых сообществ. Таким образом, вопросы высшего образования находятся в ведении Министерства образования и государственной службы Фламандского сообщества, Министерства высшего образования, научных исследований, международных связей и спорта Французского сообщества и Министерства образования, культуры, научных исследований и памятников и достопримечательных мест Немецкоязычного сообщества.
Часть вузов страны - это государственные, или «официальные» учебные заведения, финансирование деятельности которых заложено в бюджеты правительств указанных выше сообществ. Остальные были основаны частными лицами и организациями и получили название «независимых» или «свободных» . Многие из них были созданы под эгидой Римской католической церкви, традиционно играющей в Бельгии большую роль в организации и финансировании образования всех уровней, в том числе высшего. Некоторые независимые учебные заведения, в частности, католические университеты, пользуются финансовой поддержкой правительств сообществ.
В соответствии с законом от 7 июля 1970 года вузы делятся на учебные заведения университетского типа и высшие школы. Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе - Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламандский), Лувенский католический (франкоязычный и отдельно фламандский). Наряду с ними существуют отделения нескольких зарубежных университетов (в Брюсселе и Антверпене), а также ряд бельгийских вузов, приравненных к университетам (обычно они имеют название университетских факультетов, центров, объединений или фондов). К университетским учебным заведениям относится также Королевская военная школа.
Наличие университетского диплома в соответствии с действующим законодательством необходимо для занятия определенных государственных постов и получения разрешения на работу по специальностям, имеющим общественное значение (адвокат, врач и т. д.).
В отдельных случаях бельгийские университеты выдают иностранцам дипломы без права работать по данной специальности в Бельгии. Минимальный срок обучения в университете 4 года, хотя для получения некоторых специальностей длительность обучения в университете составляет 10-12 лет. Обучение в университетах многоступенчатое: каждый период или цикл университетского обучения как для получения университетской, так и научной степени завершается получением следующих степеней:
«кандидат» - после двух-трехлетнего базового обучения, это так называемый первый цикл (далее следует обучение второго цикла, т. е. специализация);
«лиценциат» - соответствует степени бакалавра, после двух или трех лет дополнительного обучения по специализации и написания научной работы. По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет - для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права или после четырех лет - звания доктора медицины, хирурга и акушера;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7