Рефераты. География, экономика и государственное устройство Франции

p align="left">Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между' Францией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли. Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США -- с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях -- металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые товары. Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией. Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей«нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».

НАСЕЛЕНИЕ

Франция стала родиной для представителей самых разных народов. По большей части современные французы являются потомками исконных обитателей этих земель и многочисленных чужеземных захватчиков. Галлы, римляне, скандинавские викинги - все вторгались на территорию современной Франции. В числе прочих здесь жили германские племена, как то - франки, вестготы и бургундцы.

Среди жителей восточных областей Франции много людей итальянского и германского происхождения. А значительную часть городского населения страны составляют потомки выходцев из Африки, которые перебрались сюда из французских колоний - Ал жира, Туниса, Марокко и других стран Западной Африки. Как и в любой индустриальной стране, большая часть населения Франции живет в городах и работает в промышленности или в сфере обслуживания. Уровень жизни во Франции высокий. Жители сельской местности в основном занимаются земледелием и скотоводством на многочисленных частных фермах.

Традиции и национальная кухня разных провинций Франции очень сильно отличаются друг от друга. В некоторых местностях, например, в северо-западной провинции Бретани, на острове Корсика и на территории басков в Пиренеях - говорят на своем, местном языке. Однако на французском говорят почти все жители страны. Хотя во Франции нет государственной религии и в государственных школах не преподают Закон Божий, здесь сильны традиции Римской католической церкви. Среди населения также много протестантов, иудеев и мусульман.

ИСТОРИЯ

Территория современной Франции была заселена еще в доисторические времена, и на северо-западе страны до сих нор можно увидеть монументальные постройки, возведенные в каменном веке. Начиная с XV века до н.э. большая часть Франции находилась под властью кельтских племен (галлов). Они потерпели поражение в войне с римлянами, которые владели этими землями с I века до н.э. но V век н.э.

В эпоху падения Римской империи эти территории захватили германские племена. Самыми сильными среди них были франки, которые отразили нападение североафриканских мавров и, в конце концов, основали здесь могущественную империю под властью династии Каролингов (751-987). В средние века Франция процветала, несмотря на ряд продолжительных войн с Англией. Затем, в конце XVI века, в Европе распространилось религиозное движение, известное под названием Реформации. Во Франции разногласия между протестантами и римскими католиками привели к более чем тридцатилетней гражданской войне.

Французская монархия достигла наибольшего могущества в годы правления Людовика XIV (1638-1715). Однако в народе уже росло недовольство властью и богатством короля и аристократии. В 1789 году совершилась Французская революция, и король был свергнут с престола. В результате революционных перипетий правителем Франции стал Наполеон Бонапарт. Под его командованием французская армия начала победоносное шествие по Европе, пока не потерпела поражение в войне с Россией в 1812 году и в сражении с британскими и прусскими войсками при Ватерлоо в 1815 году. В течение XIX века Франция захватила большие колонии в Африке и Азии, но в конце XIX и начале XX века разрушительные войны с Германией ослабили ее могущество. В 50-х годах нашего столетия под руководством генерала Шарля де Голля страна восстанавливала хозяйство, разрушенное во время Второй мировой войны. Франция и Германия способствовали установлению мира в Европе, основав Европейское Экономическое Сообщество, в наше время - Европейский Союз.

Дипломатические отношения с СССР установлены 28 октября 1924 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР.

Государственное устройство и макроэкономика Франции

Франция - республика. Действует конституция Пятой республики - “Конституция Республики и Сообщества” от 28 сентября 1958 г. с изменениями, внесенными в 1962 г., 1963 г., 1974 г., 1976 г., 1985 г., 1986 г., 1992 г., 1993 г. и 1995 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет. Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если это большинство не достигнуто в первом туре голосования, проводится второй тур. Президент назначает премьер-министра и министров без утверждения их парламентом, имеет право распускать Национальное собрание после предварительных консультаций с председателем Национального собрания и назначать новые выборы, может принимать любые чрезвычайные меры, которые “диктуются обстоятельствами”. Возглавляет Высший совет магистратуры.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена - в заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.

По конституции 1958 г. создан Конституционный совет - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением конституции. В совет входят 9 членов, назначаемых на 9 лет (их мандат не возобновляется), и все бывшие президенты республики пожизненно. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые 3 года. Три члена совета назначаются президентом, трое - председателем Сената и трое - председателем Национального собрания. Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа членов совета и формально является восьмым лицом в государственной иерархии. Конституционный совет осуществляет контроль за выборами президента, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдумов и объявляет их результаты. Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, административных и судебных органов. Запросы в этот орган могут направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группа депутатов, насчитывающая не менее 60 человек.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом Министров (правительство). Президент назначает премьер-министра и по его представлению - министров. Член парламента не может быть одновременно членом правительства. Правительству не нужен вотум доверия, однако оно может быть отправлено в отставку посредством вотума недоверия, объявленного большинством в Национальной ассамблее.

В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция делится на 95 департаментов, 22 области и особую административную единицу Корсику. Закон наделяет исполнительной властью председателей генеральных советов в департаментах и региональных советов в областях. Закон о статусе Корсики, принятый в ноябре 1990 г., предусматривает создание в Корсике законодательного и исполнительного органов, которым переданы функции, исполнявшиеся ранее центральными административными органами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.