КНР образовалась в результате победы народной революции 1 окт. 1949 г. В стране действует Конституция КНР от 4 дек. 1982 г.
После 1965 г. в ходе так называемой «культурной революции» (1966-76 гг.) в Китае была разрушена политическая надстройка, созданная в соответствии с конституцией 1954 г. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) не функционировало. Вместо выборных органов государственной власти были учреждены органы военно-бюрократической диктатуры. Функции местных выборных органов осуществлялись «революционными комитетами», образованными в приказном порядке в период «культурной революции».
Согласно конституции от 4 дек. 1982 г. высшим органом госвласти является ВСНП. Оно избирает председателя КНР и его заместителя. Срок полномочий председателя КНР и его заместителя - 5 лет, они могут избираться на следующий срок, но не более чем на два срока. Председатель КНР представляет государство во внутренних и внешних делах. По представлению председателя КНР ВСНП утверждает кандидатуру премьера Госсовета (правительство). В перерывах между сессиями ВСНП его постоянно действующим органом является Постоянный комитет, который состоит из председателя, его замов, начальника секретариата и членов. Срок полномочий Постоянного комитета - 5 лет. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей избран 16 марта 1998 г. на первой сессии ВСНП девятого созыва.
Глава государства - Председатель КНР (с марта 1993 г. - Цзян Цзэминь), заместитель Председателя КНР - Ху Цзиньтао.
Сессии ВСНП проходят 1 раз в год по 14-15 дней, между сессиями действует Постоянный комитет ВСНП (председатель - Ли Пэн). ПК ВСНП обладает правом принятия законов. Собрания народных представителей (СНП) создаются до уровня волости.
Законодательную власть осуществляет ВСНП. Оно состоит из депутатов, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Выборы депутатов проводятся под руководством Постоянного комитета ВСНП, норма представительства и порядок выбора депутатов устанавливаются законом о выборах. Срок полномочий ВСНП каждого созыва - 5 лет.
Исполнительная власть принадлежит Госсовету, который ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом и им подотчетен. Из премьера, заместителей премьера, членов Госсовета и начальника секретариата образуется Постоянный комитет Госсовета со сроком полномочий - 5 лет. Премьер, заместители премьера, председатели комитетов не могут назначаться на эти должности более чем на два срока подряд. Премьер - Чжу Жунцзи.
По конституции 1982 г. восстановлены волостные органы власти. Сохраняются сельские народные коммуны, но они не являются больше организациями, в которых слиты воедино низшая госвласть и хозяйственное управление. Срок полномочий СНПпровинций, городов центрального подчинения, городов, имеющих районное деление, - 5 лет. Депутаты уездных собраний народных представителей и ниже избираются непосредственно избирателями путем прямых выборов. Срок полномочий СНП уездов, городов, не имеющих районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков - 3 года.
На всех административно-территориальных уровнях создаются народные правительства. Госсовет и народные правительства утверждаются СНП соответствующего уровня. На период реформ Госсовету КНР предоставлено право принятия нормативных актов, имеющих силу закона.
Высший военный орган КНР - Центральный Военный Совет (ЦВС), его председатель - Цзян Цзэминь.
Правящей в КНР партией является Компартия Китая (60 млн. членов). Генсек ЦК - Цзян Цзэминь.
Помимо КПК в Китае существуют еще 8 политических партий, признающих руководство КПК. Политические партии и общественные организации Китая формируют Всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) - органы, имеющие совещательный характер. Всекитайский комитет НПКСК возглавляет член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Жуйхуань. Создание оппозиционных политических организаций в КНР не допускается.
50 лет КНР. 1 окт. 1949 г. в результате победы вооруженных сил Компартии Китая над войсками правительства буржуазной партии Гоминьдан и установления контроля КПК над подавляющей частью территории страны была провозглашена Китайская Народная Республика. Гоминьдан сохраняет власть лишь на острове Тайвань, фактически создав обособленное и не признаваемое большинством стран мира государственное образование.
За последние полвека многократно увеличился экономический потенциал страны, достигнуты впечатляющие успехи в социальной области, возросли международный авторитет и влияние КНР. Обстановка в стране стабильна, темпы развития экономики остаются высокими. Китай стремится строить отношения добрососедства со всеми странами мира в целях обеспечения экономического развития и проведения крупных реформ.
50-летие КНР будет ознаменовано возвращением в дек. 1999 г. под китайский суверенитет Аомэня (Макао), португальского колониального владения. Вместе с возвращением в 1997 г. Гонконга завершается многолетний этап колониальной истории Китая. 2 окт. 1999 г. было отмечено 50-летие установления наших дипотношений с КНР.
Экономическое чудо Китая
Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий XX в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу.
Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного произ-водства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай являет-ся мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР - третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способ-ности национальных валют). По прогнозам, уже к 2005 г. Китай по этому показателю сравняется с США.
Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд долл. Ки-тай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5% про-мышленных предприятий и почти 19% производимой продукции (в неизменных ценах). В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн человек, они произвели 14,5% ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млрд долл.). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд долл.
Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17% в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира (в начале второй десятки).
Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно отстает Китай и по уровню общественной производитель-ности труда.
В последнее время, можно слышать "заявления" о том, что "экономическое чудо Китая" - это миф - мыльный пузырь, раздутый "вливаниями из вне". Когда один из моих сокурсников узнал, что я буду писать реферат по Китаю, он многозначительно произнес: "Экономическое чудо... Да никакого чуда нет! Весь ВВП Китая состоит из иностранных инвестиций... Вот если бы нам "давали" столько денег... И потом, душевые показатели там просто никакие..."
Что ж, отчасти он прав. На сегодняшний день неясно, сколько действительно китайцев про-живает в КНР. Согласно официальной информации - примерно один миллиард двести миллионов человек. Дальнейший рост оценивается так: в 2000 году - около 1,3 млрд. человек, в 2010 году - примерно 1,4 млрд. Пик будет достигнут к 2030 году - 1,6 млрд. человек. Однако большинство западных аналитических центров уже сейчас оценивает количество китайского населения выше - вплоть до 2,2 млрд. человек. Чаще всего фигурирует цифра примерно 1,6 млрд. Западные аналитики полагают, что китайское правительство не желает пугать мир реальным количеством своих подданных и афиширо-вать свои неудачи в политике сдерживания естественного прироста. Даже согласно официальным цифрам китайцев в КНР больше, чем негров во всем мире; больше, чем европейцев в Европе, России и США вместе взятых. Их примерно столько же, сколько мусульман во все мире.
Численность населения КНР не является внутренним делом одного лишь Китая. Китайцев слишком много, чтобы мир мог позволить себе относиться к этой стране, как к любой другой.
Быстрый рост населения остро поднимает вопрос о прокорме этой страны и об обеспечении ее производственным сырьем. С другой стороны, чем больше китайцев живет в Китае, тем меньше мир может быть заинтересован во внутренних конфликтах в этой стране и тем больше - в конфликтах этой страны с соседями. Коллапс Китая, подобный коллапсу Советского Союза, может привести к массовой неконтролируемой миграции сотен миллионов китайцев и к распространению нестабиль-ности на множество соседних государств.
Численность населения сегодня - это и орудие давления Пекина на развитые страны с целью получения все больших инвестиций ради предотвращения роста внутриполитической напряженно-сти. Этот же аргумент - и средство защиты Пекина от возможных подрывных действий Запада: чем больше китайцев, тем меньше желающих "взорвать" Китай. Так что оценка реального количества населения является для развитых стран мира задачей стратегического значения. Ситуация в КНР столь специфична, что на основании одних лишь демографических тенденций можно прогнозировать поведение этой страны в среднесрочной перспективе.
Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи
Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики "реформы и открытости". Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производи-тельных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный харак-тер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - ос-вобождение и эффективное развитие производительных сил.
Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало ис-торически ценного и полезного, но многое в ней было порочным.
Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием. При же-сткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль ры-ночного регулирования. Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.
Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей си-туации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.
Суть реформы. Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социа-листическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социа-листического строя, а старой экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный пере-ход от плановой экономики к рыночной.
Страницы: 1, 2, 3