Глава государства - федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием (Bundesversammlung) сроком на 5 лет и может быть избран вновь только один раз. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами земель). В случае недееспособности президента или его смерти полномочия президента осуществляются председателем бундесрата.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. Бундестаг избирается населением сроком на 4 года. Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Бундесрат состоит из депутатов, назначаемых правительствами земель из своего состава сроком на 4 года. Председатель бундесрата избирается поочередно и по традиции единогласно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год. К компетенции бундесрата относится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и касающихся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающих интересы федеральных земель.
Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству, во главе которого стоит федеральный канцлер. Федеральный канцлер избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Министры назначаются президентом по предложению федерального канцлера.
Каждая земля имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Структура органов исполнительной власти. Система эта подразделяется на три уровня - федеральный, земельный и местный, - которые функционируют относительно независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями германской федерации.
Исполнительная власть федерального уровня возглавляется федеральным канцлером, который избирается парламентом (бундестагом) ФРГ и формально назначается на эту должность федеральным президентом. Канцлер, в свою очередь, формирует федеральное правительство (кабинет), единолично определяет основные направления проводимой им политики. Федеральное правительство состоит из министров, которые совмещают две функции членов кабинета (как коллегиального органа) и руководителей министерств. Наряду с министерствами в структуру центральных органов исполнительной власти включены Ведомство федерального канцлера (возглавляется министром по особым поручениям) и Ведомство по делам печати и информации (возглавляется статс-секретарем), которые подчинены непосредственно федеральному канцлеру.
Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства (в настоящее время их в ФРГ 17 и руководят их работой вместе со своими заместителями - статс-секретарями (1-2 чиновника) и парламентскими статс-секретарями (1-2 депутатами, назначаемыми в помощь министру). Министерства подразделяются на отделы, подотделы и рефераты. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства.
Специфика функционирования исполнительной власти в ФРГ заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция ФРГ фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций.
Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих федеральных законов.
Замыкают структуру органов исполнительной власти местные администрации (муниципалитеты). Они подчинены земельным правительствам в вопросах, отнесенным к ведению самих земель.
ФРГ и Европейский Союз. С 1 января 1999 г. Германия, в соответствии с очередностью, выполняет функции координатора в органах Евросоюза. Новое правительство ФРГ придает центральное значение процессу расширения и углубления европейской интеграции. Ставится также задача дальнейшей демократизации ЕС и усиления роли Европарламента.
Новый кабинет намерен поставить во главу угла интеграционной политики ФРГ борьбу с безработицей, добиваться заключения европейского Пакта о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.
Новая правящая коалиция решительно поддерживает планы расширения ЕС, выступает за проведение эффективной стратегии сближения и помощи странам-кандидатам из ЦВЕ в стабилизации экономики и развитии демократии. Выделяется необходимость реформы институтов ЕС в преддверии его расширения, а также введения для новых членов “переходных сроков”, во время которых будут действовать некоторые ограничения, касающиеся, в первую очередь, перемещения рабочей силы.
Коалиция выступает за коренную реформу аграрной политики ЕС, которая позволила бы сократить расходы в этой области. Намерена добиваться скорейшей реализации положений Амстердамского договора в области внутренней политики, права, а также включения положений шенгенских договоренностей в законодательство ЕС.
Германия и впредь намерена вносить соответствующий вклад в бюджет Евросоюза. При этом в период с 2000 по 2006 гг. с учетом расходов, связанных с расширением ЕС, взнос ФРГ должен быть не выше, а, по возможности, ниже установленного предела в 1, 27% ВНП.
ФРГ и “Восьмерка”. Германия - один из наиболее влиятельных членов “восьмерки”. Свое участие в этом форуме немцы рассматривают как важное средство утверждения новой, растущей роли ФРГ в Европе и мире. Германия - активная сторонница подключения к саммитам “семерки” сначала СССР, а затем России и образования политической “восьмерки”. В Бонне исходят из того, что в политическом плане Россия стала полноправным членом клуба ведущих индустриальных стран мира.
С учетом финансово-экономического потенциала ФРГ ее голос имеет особый вес в “восьмерке” при обсуждении международных экономических проблем. К темам, требующим на нынешнем этапе первостепенного внимания “восьмерки”, в Бонне относят усиливающуюся неустойчивость мировой финансовой системы, проблематику взаимоотношений Евросоюза (особенно после введения “евро”) с другими центрами силы в международном сообществе.
С 1 января 1999 г. ФРГ выполняет роль координатора в “восьмерке”. Саммит состоится в Кельне 18-20 июня 1999 г. Для немцев это станет символическим прощанием переезжающего в Берлин политического центра с западными землями и началом нового этапа развития страны.
О российско-германо-французской встречи в верхах. В соответствии с договоренностью Б.Н.Ельцина, Ж.Ширака и Г.Коля в Подмосковье (25-26 марта 1998 г.) состоялась встреча руководителей России, Германии и Франции. Встреча “тройки”, несмотря на ее неформальный характер, стала важным шагом на пути расширения сотрудничества Западной Европы с Россией. Она продемонстрировала, что Москва не только активно налаживает тесные связи с отдельными государствами Запада, но и стремится к созданию совместно организованной единой Европы. С этой точки зрения встреча “тройки” расценивается как убедительное свидетельство того, что Россия является неотъемлемой частью Европы, признанным центром силы, с четко очерченной ролью как в европейском, так и мировом масштабе. Вторая встреча “тройки” должна состояться в мае 1999 г. во Франции.
Большое внимание в комментариях германских аналитиков отводилось трактовке политической направленности российско-германо-французского саммита. Делались предостережения против того, чтобы использовать в данном контексте понятие “оси”. Оно расценивается в ФРГ как “атрибут ушедших в прошлое внешнеполитических конструкций”, “чужеродный элемент” для эпохи активных интеграционных процессов в Европе и мире. В целом стержнем комментариев было признание значимости состоявшейся встречи руководителей России, Германии и Франции для укрепления европейской стабильности и сотрудничества, дальнейшей активизации роли России в делах Европы и мира.
О переезде госорганов ФРГ из Бонна в Берлин. Дворец Бельвю для президента готов, рядом возводится здание Ведомства федерального канцлера (будет сдано к концу 2000 г.), завершаются работы по ремонту и строительству зданий для 10 из 17 министерств (7 остаются в Бонне). МИД разместится в здании ЦК СЕПГ. Посольства ряда государств остаются в Бонне, т.к. нет средств.
Бундестаг переезжает в апреле или мае 1999 г. (выборы президента ФРГ 23 мая 1999 г.), но постоянная парламентская работа начнется только в сентябре. Канцлер переберется в Берлин в самом конце 1999 г. и временно разместится в здании Госсовета ГДР. Министерства определяют даты переезда самостоятельно (май-декабрь). МИД - к 15 ноября 1999 г.
Место жительства сменят 8100 чиновников: 5000 переедут из Бонна в Берлин, 3100 из Берлина и других регионов в Бонн. 1700 дипсотрудников МИД переводятся в Берлин независимо от их пожеланий. Стоимость переезда госорганов - 20 млрд.марок.
Вооруженные силы. В соответствии со своим обязательством по Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. ФРГ сократила свои вооруженные силы до 370 тыс. человек (в том числе сухопутные силы - 255 тыс., военно-воздушные - 82 тыс. и военно-морские - 26 тыс. чел.). Путем мобилизации обученных резервистов численность ВС ФРГ может быть в течение 3 суток увеличена до 1,34 млн.чел. Значительная часть бундесвера придана военным структурам НАТО.
По выучке, качеству боевой техники и огневой мощи обычных вооружений бундесвер считается сильнейшей армией в Западной Европе. На его вооружении имеются американские ракеты тактического назначения, а также самолеты-носители ядерного оружия.
Военный бюджет ФРГ в 1997 г. составил 46,3 млрд. марок.
Некоторые макроэкономические показатели. Объединенная Германия занимает в мире: по численности населения - 12 место (82 млн.чел); по производству ВНП - 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения (9,2 тыс. марок), уступая нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие страны мира, в т.ч. Францию (7,4 тыс.марок), Англию (5,7 тыс.марок), Японию (5 тыс.марок) и США (3,2 тыс.марок).
Страницы: 1, 2, 3