Британские компании сократили свои расходы на проведение НИОКР. По этому показателю Великобритания занимает пятое место среди семи ведущих индустриально-развитых стран. В области высоких технологий британские фирмы опережают японские и немецкие компании, но уступают США и Франции. Данное положение вызвано не только снижением уровня финансирования разработок со стороны самих компаний, но и сокращением поддержки со стороны государства.
Министерство торговли и промышленности и министерство финансов разрабатывают совместную политику увеличения инвестиций в НИОКР и на оптимизацию процесса внедрения результатов исследований во все отрасли экономики страны. Факт участия министерства финансов подчеркивает то внимание, которое уделяет правительство решению данной проблемы. Двумя министерствами осуществляется руководство рабочими группами, занятыми перестройкой процесса организации и финансировании британских НИОКР.
Главный казначей министерства финансов спонсирует группу, возглавляемую директором компании "Бритиш Биотек". Группа изучает финансирование НИОКР в компаниях высоких технологий, и, в частности, финансирование начального этапа разработок. Министерство торговли и промышленности спонсирует группу "Тек-Старз", для преодоления барьеров на пути развития малых и средних фирм в области высоких технологий. Министр науки возглавляет рабочую группу по вопросам изобретательской деятельности и внедрения изобретений в промышленности.
Рабочая группа по вопросам инвестиций возглавляется лордом Холликом и занята изучением сдерживающих факторов на пути инвестирований в НИОКР. В состав всех групп входят представители банковских кругов, совместного капитала и фирм в сферах производства и обслуживания.
В ходе исследований, проведенных данными группами, подготовлены рекомендации по источникам финансирования и путям повышения инвестиций в британские НИОКР по ряду направлений.
Так, для крупных компаний, занятых в сфере высоких технологий, основным источником финансирования НИОКР являются отчисления основных фондов прибыли (retained profits). Для повышения уровня финансирования НИОКР крупные компании должны принимать активное участие в деятельности финансового рынка, на котором участвуют не только британские, но и иностранные инвесторы. В данном случае НИОКР рассматриваются, как долгосрочные инвестиции и прибыль от них должна полностью обеспечивать интересы инвесторов.
С целью улучшения финансирования НИОКР крупные фирмы должны активно сотрудничать с финансовыми институтами страны: доведение до финансовых учреждений специфики НИОКР в области высоких технологий и разъяснение выгоды осуществления в них инвестиций; использование в инвестировании опыта и знаний различных финансовых трастов и фондов; коллективное планирование и управление процессом финансирования НИОКР.
Вопрос финансирования НИОКР в малых и средних фирмах решается путем их финансирования из внешних источников. Решение данной задачи осложняется тем, что в случае, когда расходы на НИОКР в них высоки и сопоставимы с их оборотом и прибылью, такое финансирование от внешних источников поступает неохотно. Финансирование НИОКР банками, осуществляемое в виде займов, неустойчиво работает, в особенности на начальном этапе проведения исследований и разработок. В этом случае предлагается финансирование НИОКР смешанным капиталом. Такие инвестиции в Великобритании выросли со 140 млн. ф.ст. в 1984 году до 2,8 млрд. ф.ст. в 1996 году. Другим источником финансирования НИОКР в малых и средних фирмах являются инвестиции крупных компаний, способных, помимо чисто финансовой помощи, оказывать техническую поддержку путем назначения своих ведущих специалистов на должности в малые фирмы. Роль правительства в вопросе обеспечения инвестиций в малые и средние фирмы должна существенно усилиться.
В бюджете 1998 года министром финансов определен пакет мер с целью усиления притока инвестиций в компании, занятые НИОКР в области высоких технологий. Среди них реформа налогового законодательства, создание единой схемы правительственного финансирования предприятий, организация консультаций по вопросам управления, активизация исследований в университетах и коммерческое использование полученных результатов.
Общенациональная программа поиска перспективных технологий. В 1993 году по инициативе правительства консерваторов было начато выявление перспективных технологических направлений.
Пришедшее в 1997 году к власти правительство лейбористов подтвердило свою приверженность реализации данной программы и продолжило ее финансирование. Был проведен аудит выполнения мероприятий программы, общее руководство которой осуществляет Управление науки и технологий министерства торговли и промышленности.
Разработаны и проводятся в жизнь научно-технические программы, направленные на решение насущных проблем промышленности и общества, к числу которых относятся: создание перспективного транспортного средства будущего; снижение уровня загрязненности крупных городов страны; создание перспективных материалов для промышленности; генетический и экологический баланс здоровья человека; интегрированный подход к проблемам старения.
На основе выявления перспективных технологий были созданы ряд институтов и научных центров: Институт прикладного катализа; Исследовательский финансовый клуб для оптимизации процессов управления в финансовой сфере; Национальный институт микроэлектроники для внедрения современных технологий во все отрасли промышленности.
Экспертами правительства разработаны рекомендации по оптимизации процесса управления деятельностью малого и среднего бизнеса. В рамках сети Интернет создан веб-сайт для защиты прав национальных потребителей и обеспечения здоровой конкурентной борьбы в сфере бизнеса.
Эдинбургский фестиваль науки. С 4 по 19 апреля 1998 года в Эдинбурге (Шотландия) прошел 10-ый ежегодный международный фестиваль науки. Главная тема - наука как основная движущая сила в развитии европейской культуры и общества, (фестиваль проводился в период председательствования Великобритании в ЕС).
Ученые стали основной движущей силой в развитии в рамках фестиваля взаимосвязи между наукой и обществом. За десять лет фестивальные мероприятия, которые включают шоу на специально созданных экспозициях, тематические семинары, выставки, "круглые столы" с участием в качестве известных ученых, посетили более одного миллиона человек. В 1997 году фестиваль посетило 175 тысяч человек. При этом 85% посетителей не связаны с научными исследованиями. Организаторы активно привлекают к участию школьников.
Традиционно на фестивале рассматривается ряд тем, связанных с прогрессом в развитии науки и технологий. В 1998 году были выбраны следующие темы: продукты питания; новые технологии; проблемы "активной старости"; инфекционные заболевания; изучение Вселенной; вода и водные ресурсы. Также были проведены конкурсы научно-популярных книг и научных фильмов.
Для подготовки и проведения фестиваля образован постоянно действующий оргкомитет в составе восьми человек. Общий объем средств на проведение фестиваля составляет около 500 тыс. ф.ст. Из них 125 тыс. составляют поступления от продажи входных билетов. Остальные средства поступают от спонсоров, среди которых Банк Шотландии, компании British Telephone, Glaxo Wellcome, Microsoft, Tesco, министерство по делам Шотландии, Эдинбургский университет.
Военные НИОКР. Британским минобороны ведется подготовка пакета предложений по реформированию военных НИОКР в стране.
Необходимость изменений организации военных исследований вызвана тремя основными факторами: уменьшение бюджетных ассигнований на оборонные НИОКР в рамках сокращения военного бюджета в целом; недостаточная отдача от использования военно-технологических разработок в гражданской сфере; усиление тенденции, когда коммерчески доступные технологии (особенно в сфере обработки и передачи информации) по своему уровню выше и дешевле военных аналогов.
Реорганизация и структурные изменения затронут британское Агентство по оценке и исследованиям в области обороны. Штат DERA составляет 12,5 тысяч человек, годовой оборот - 1050 млн. ф. ст. Непосредственно на военные НИОКР в бюджете минобороны предусмотрена только половина указанной суммы. Остальная часть средств поступает за счет оказания Агентством сервисных услуг подразделениям военного ведомства, в основном проверки оборудования и техники. С целью привлечения дополнительного финансирования из промышленности прорабатывается возможность создания СП между частными оборонными фирмами и лабораториями DERA.
Предполагается, что DERA должна значительно усилить свою роль и влияние на процесс передачи результатов военных НИОКР в гражданский сектор. Эксперты в первую очередь выделяют такие направления, как разработка волоконно-оптических технологий и производство жидкокристаллических дисплеев. Планируется создать внутри DERA специальное агентство по передаче технологий которое будет отвечать за практическое использования технологий двойного назначения в гражданской сфере. DERA начнет формирование обобщенной базы знаний существующих технологий и изобретений, в которую составной частью должны войти коммерческие технологии.
В Министерстве обороны создаются рабочие группы из сотрудников военного ведомства и представителей промышленности. В обязанности таких смешанных рабочих групп будет входить осуществление руководства конкретными проектами по разработке и созданию новых образцов военной техники, а также обеспечение их своевременной поставки на вооружение. Более широкое использование принципов современного менеджмента позволит разрешить ряд проблем, связанных с увеличением первоначальной стоимости образцов и временными задержками в процессе их разработки и поставки на вооружение. К настоящему времени разработка 22 проектов по созданию новых образцов военной техники затянулась в среднем на 3 года от первоначального срока и стоимостные затраты более половины из них значительно превысили первоначально выделявшиеся на разработку суммы.
Реформа коснется всех стадий процесса военных НИОКР: от концепции нового образца до его эксплуатации. Так, на замену имевшей ранее место жесткой регуляции действий фирмы-поставщика со стороны МО придет новая практика, когда фирме-исполнителю контракта указывается лишь конечные технические требования к продукции, а методы и средства для выполнения технического задания фирма изыскивает самостоятельно. Для выполнения высоких технических требований, предъявляемых к выпуску продукции оборонного характера, частным фирмам-подрядчикам придется обращаться в НИИ МО, обладающим наработками в области высоких технологий, одним из которых является DERA. Таким образом, будет происходить взаимовыгодный обмен опытом и технологиями между промышленностью и Министерством обороны, что, в конечном итоге, приведет к повышению общего научно-технического потенциала британской промышленности.
Великобритания занимает второе место в мире (после США) по экспорту вооружений. Основными покупателями британского оружия являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Индонезия, Малайзия, Кувейт.
Обзор военной политики. В Великобритании приближается к завершению обзор военной политики (ОВП), объявленный лейбористами вскоре после прихода к власти. В основу концепции новой военной стратегии положен тезис о "малой вероятности для Великобритании ведения крупных военных операций в одиночку". Исходя из этого, Лондон не намерен разрабатывать собственные высокозатратные оборонные проекты, такие как создание аппаратов космической разведки или систем противоракетной обороны, а будет полагаться в этом на поддержку своего ближайшего союзника - США.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6