Рефераты. Геополитическое положение ФРГ

p align="left">Требовались очень серьезные меры для экологического оздоровления страны, и они были приняты:

- на охрану среды тратятся огромные средства - в 1990-х гг. 40 млрд. марок в год. По доле в ВВП это 1,75% (1991 г.), гораздо больше, чем в США (1,3%) или в «образцовой» Японии (немного более 1%);

- в 1986 г. сразу после чернобыльской катастрофы было создано Министерство окружающей среды;

- крупнейшие монополии («Байер» и др.) наладили массовое производство очистного оборудования, и эта сфера стала самой динамичной во всей индустрии ФРГ (здесь занято около 1 млн чел.).

Затраты принесли плоды: очистился Рейн - в нем можно ловить рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым важным показателям ФРГ стала лидером - так, по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов. И никому не кажутся чрезмерными экологические «строгости» повседневной жизни, как, например, в сборе мусора: темное стекло сбрасывают в один контейнер, светлое - в другой, бумагу - в третий и т.д., и к этому уже привыкли все [5, с. 470-473].

ФРГ ставит сейчас задачу не просто удержаться на достигнутом уровне, но повысить его в ближайшие годы. Так, к 2010 г. предполагается уменьшить выбросы СО2 в атмосферу на 20% относительно уровня 1999 г., что уже происходит в энергетике. А это - вклад в оздоровление всей экологической обстановки в Центральной и Восточной Европе.

1.3 Историко-географические особенности

Германия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. Если в XIII-XV вв., наметились ранние очаги торгового и ростовщического капитала в Нюрнберге и Аугсбурге - на путях к Средиземному морю от торговых городов Ганзы на Севере Европы, то следующие три века были застойным периодом - временем отставания от Англии и Франции. Причина этого - перенос основных морских путей из Средиземного моря в Атлантику как следствие Великих географических открытий XV-XVI вв., Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), разрушительная для германских земель, поражение антифеодального движения в начале XVI в., крайняя политическая раздробленность страны. В XVI в. в ней насчитывалось до 300 государственных образований, причем Вестфальский мир 1648 г. разрешил германским князьям вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. По выражению, одного из немецких историков, сеть таможенных границ была так густа, что шлагбаумов насчитывалось столько же, сколько позже телеграфных столбов.

Германия в составе Рейнского союза (после наполеоновских войн) сократила число государств и княжеств с 300 до 36. Независимыми оставались лишь Пруссия и Австрия. В 1834 г. образовался Германский таможенный союз, объединивший все основные германские государства (к тому времени их было 18), кроме Австрии, а в 1866 г. - Северо-Германский союз, руководящей силой которого стала Пруссия. В 1870 г. в результате франко-прусской войны и победы в ней Пруссии были присоединены Эльзас и Лотарингия, а Франция была вынуждена выплатить 5 млрд. франков в виде контрибуции. Немецкое единство было обретено «железом и кровью». В 1871 г. была провозглашена Германская империя со столицей в Берлине.

Обретение Лотарингии с ее железной рудой, дополнившей каменный уголь Рура, усилило экономику страны. Конец XIX в. стал временем стремительного экономического развития молодой капиталистической Германии, уже в 1890-х гг. она обогнала Англию и Францию по объему промышленного производства и уступала лишь США. Отставая от конкурентов по обеспеченности сырьем и по емкости рынков, поскольку имела относительно небольшие колониальные владения, Германия стремилась к переделу уже поделенного мира. Агрессивный характер германского империализма, заложенный ее объединением под руководством Пруссии, проявился в XX в. в том, что именно Германия развязала две мировые войны, унесшие жизни десятков миллионов людей. Обе войны закончились поражением Германии и сокращением ее территории и населения. С помощью западных держав, рассчитывавших противопоставить Германию Советской России, ей довольно быстро удалось справиться с послевоенными трудностями, преодолеть последствия экономического кризиса 1929-1933 гг. и вновь стать сильной экономической державой. Спекуляция на несправедливости Версальской системы договоров помогла прийти к власти Гитлеру, страна встала на путь военной экономики, господства милитаризма и реваншизма, крайней реакции во внутриполитической жизни. Западная политика «умиротворения агрессора» позволила Германии провести «аншлюс» Австрии и аннексию Чехословакии (1938, 1939 гг.), а с нападением на Польшу (1 сентября 1939 г.) началась Вторая мировая война. Она закончилась победой союзных стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. Согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций (1945 г.), восточная граница Германии была установлена по Одеру - Нейсе, к Польше вернулись ее западные земли, а Восточная Пруссия была разделена между Польшей и СССР (ныне Калининградская область). Германия была разделена на четыре оккупационные зоны - советская на востоке, британская - на северо-западе, американская - на юге, французская - на юго-западе. Целями оккупации были демилитаризация, денацификация и демократизация Германии. Согласно договоренности в Ялте и Потсдаме, союзные державы не должны были расчленять Германию, однако уже в 1948 г. после введения особой валюты в западных зонах произошел ее экономический раскол, а в сентябре 1949 г. было провозглашено образование ФРГ со столицей в Бонне и положено начало политическому расколу страны. Ответом было образование в октябре ГДР - социалистического государства со столицей в Восточном секторе Берлина. В 1955г. ФРГ была включена в НАТО, в 1957г. - в «Общий рынок». ГДР стала членом Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского Договора, пути двух германских государств расходились все более резко. Длительное существование разделенного в двух государствах большого и исторически единого народа нереально, поэтому его воссоединение в 1990 г. - неизбежный и естественный акт. Объединение Германии произошло на следующих условиях:

- отмена ответственности четырех держав, т.е. полный суверенитет объединенной страны;

- объединенная Германия является членом НАТО (до вывода советских войск структуры НАТО не распространяются на.бывшую ГДР);

- вооруженные силы ФРГ сокращаются до 370 тыс. чел. (бундесвер имел 495 тыс. чел.);

- объединенная Германия отказывается от производства, владения и распоряжения ядерным, химическим и биологическим оружием;

- объединенная Германия признает послевоенные границы в Европе.

С объединением выросли вес и авторитет страны в мировой экономике и политической жизни, однако этот процесс не только оказался более длительным, чем предполагалось, но и породил трудные, крайне нестандартные проблемы, ведь впервые в истории проводился уникальный эксперимент - «сращивание» бывшей социалистической страны с крупной капиталистической державой. Очень разными были и структура хозяйства, и формы собственности, и жизненный уровень, политические системы двух немецких государств. В 1990-х гг. начался сложный процесс приватизации и весь восток Германии превратился в регион дочерних предприятий и филиалов западногерманских фирм.

Многие заводы, и особенно крупнейшие комбинаты, долго не находили новых хозяев, а другие были ликвидированы в силу неконкурентоспособности на западных рынках или потому, что дублировали специализацию проблемных западногерманских отраслей (например, в судостроении). Были потеряны сотни тысяч рабочих мест.

С 1995 г. работал механизм «выравнивания» между «старыми» и «новыми» землями. Всего в хозяйство «новых земель» было вложено в 1991-1998 гг. 1,4 трлн марок, а темпы экономического развития превышали 7% в год. Сократился и разрыв в доходах между «осси» (так называют восточных немцев) и «весси» (западных немцев). В конце 1990-х гг. заработная плата и пенсии на востоке достигли 80% западного уровня, но и безработица оставалась выше -до 17%(1997г.). Велик, разрыв в ассигнованиях на НИОКР на душу населения: в 3 раза в пользу «старых земель» Перевес Запада ощущается и в экономике, и в жизненном уровне и в степени урбанизации (от высокой к сверхвысокой). Территориальная структура страны находится под воздействием этих процессов, отсюда и значительная миграция «восток - запад». Ведь ВВП на душу населения в Гамбурге (рекордный во всей ФРГ), в 3,5 раза выше, чем в Мекленбурге, в земле Гессен - в 2,5 раза выше, чем в Тюрингии [5, с. 470-473].

ФРГ - первая по численности населения (82,02 млн. чел.) и одна из самых плотно-населенных (229 чел. на 1 км2) европейских стран. Динамика населения с 1972 г. отличалась отрицательным приростом - показатели рождаемости были меньше, чем показатели смертности. С 1990 г. в «старых землях» вновь наблюдается минимальный прирост населения - рождаемость несколько увеличилась, но это всего 10,5 рождений на 1000 жителей в год (смертность 10,0). В строении возрастной пирамиды в 1990-х гг. виден «провал» в рождаемости в результате Второй мировой войны и как следствие - негативная «демографическая волна» в 1970-х гг. Невысокая рождаемость характерна для всех развитых стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей, особенно у городского населения, а ФРГ - высоко-урбанизированная страна, в городах живет 87% населения. Высокая занятость женщин - 55% их работает в хозяйстве - не способствует увеличению семей.

Низкая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства и является источником социально-демографических проблем. Высокая доля пенсионеров (люди старше 60 лет составляют 20%) создает дополнительную «нагрузку» на каждого работающего - число работающих на 1 пенсионера в Японии - около 4, в ФРГ - 2. При этом ФРГ держит рекордные показатели средней продолжительности жизни - 73 года для мужчин, 79,5 - для женщин. Доля же молодежи до 20 лет составляет сейчас немногим более 20% (отсюда, например трудности с формированием бундесвера). Кроме того, систематически сокращается число браков и растет число разводов. Вероятным становится уменьшение населения страны в перспективе: по некоторым прогнозам, оно сократится к 2040 г. до 69 млн чел.

ФРГ - страна с высоким жизненным уровнем: ВВП на душу населения составляет около 28 тыс. долл. - больше, чем во многих странах Европы.

Городская функциональная структура ФРГ отличается тем, что имеется несколько примерно равнозначных региональных центров, и нет такого сосредоточения всех важнейших функций в одном столичном городе, как, например, в Лондоне или Париже. Исторически унаследованная территориальная структура - следствие долгой феодальной раздробленности. Так, выросла группа «частичных столиц» - в финансовой сфере, торговле, науке, культуре и образовании (Гамбург, Берлин, Кельн, Франкфурт, Мюнхен) и «региональных столиц», оформленных как центры земель или фактических (Эссен, Нюрнберг и т.д.).

1.4 Государственный строй

ФРГ потому и называется федеративной республикой, что состоит из 16 земель (рис. 2, табл. 1), имеющих значительные полномочия и собственные конституции (наряду с Основным законом ФРГ). Земли имеют и «культурный суверенитет» - свои законы в области образования.

ФРГ - парламентская республика. Роль президента страны гораздо меньше, чем в президентских республиках, например во Франции. Парламент, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат: бундестага (избирается всем населением страны на срок 4 года) и бундесрата (Совет земель), каждая земля имеет в нем от 3 до 6 представителей. В землях эта система дублируется [7, с. 518-535].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.