Рефераты. Города-мегаполисы и их развитие

2. Приоритетные направления развития столичного мегаполиса

2.1 Стратегическое планирование

По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.

В связи с этим следует выделить ряд существенных, на наш взгляд, проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.

Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации - Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам.

Обычно стратегические планы у нас не носят директивного характера, а скорее - это протокол о намерениях, концепция, одобренная органами власти. Между тем без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.

Во-вторых, неотъемлемая черта стратегического планирования - его вариативность, учёт разнообразных политических, экономических и социальных факторов как внутри страны, так и вне её пределов. Должны быть установлены некие контрольные точки, от которых идёт разветвление сценариев и при достижении которых возможна коррекция принятых органами власти прежних решений.

В-третьих, при подготовке стратегических планов городов важно как можно полнее задействовать потенциал частного бизнеса в интересах развития мегаполиса. Стимулами этому может выступать предоставление налоговых льгот, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, причём не только на развитие городской инфраструктуры, но и для реализации других социально значимых для мегаполиса проектов, помогающих обеспечивать профессиональную занятость населения, решать проблемы образования, медицинского обслуживания, отдыха и развлечений. Эти направления в стратегическом планировании особенно важны с учётом начавшегося формирования в крупных городах зон раздельного проживания лиц с высокими доходами и районов городской бедноты с присущими им обостренными социальными проблемами. Если не принять их во внимание сегодня, то проблемы этих районов могут породить в перспективе социальные бури.

2.2 Генеральный план

Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать интересы частных инвесторов с общественными интересами.

Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации - детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры.

Как показывает мировая практика, даже незначительные просчёты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города - проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок.

Требуются знания не только и не столько архитектурных и строительных норм и принципов, сколько концептуальных принципов развития города, умения спрогнозировать общие социально-экономические тенденции и разработать концепцию застройки, позволяющую максимально эффективно удовлетворять динамичные требования города и управлять ими.

В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:

наличие продуманного генерального плана и детальных планов территорий;

создание чёткого алгоритма и механизма их реализации на практике;

обеспечение условий для гибкой адаптации градостроительной политики к динамично изменяющимся потребностям города.

Только при соблюдении этих условий градостроительная политика будет эффективной и принесёт позитивный результат. В противном случае, при отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведённых условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.

Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его "основную ткань", активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего "лица", а постоянный рост количества размещённых по всей их территории построек со стандартной архитектурой создаёт проблемы психологического порядка.

Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всём мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.

В таких условиях именно городские органы управления посредством имеющихся в его распоряжении инструментов воздействия призвано упорядочить или хотя бы минимизировать негативные тенденции территориального развития и застройки городов. Проведение градостроительной политики, основанной на четком определении комплексных приоритетов и прогнозов развития во всех секторах экономической и социальной сфер, позволяет достичь максимально эффективного и сбалансированного архитектурно-градостроительного результата для города в целом и каждого его жителя.

Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для инвесторов.

Известно, что градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:

градостроительного планирования развития территорий;

определения концепции использования земельных участков;

проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:

обеспечение условий для надлежащего социально-экономического развития города;

создание города, имеющего индивидуальный облик;

решение городских экологических проблем;

преодоление монотонности типовой застройки;

сохранение и научно обоснованная реконструкция существующих городских центров;

бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространённым решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего её целостность и долгосрочность - генерального плана развития города. Генеральный план - это один из основных законов города, базирующегося на стратегии его развития и создаваемый на базе всего спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций.

Стратегия социально-экономического развития такого крупного мегаполиса как Москва, конечно, не может разрабатываться без учёта необходимости развития интеграционных процессов между столицей и областью. Задача будущего периода состоит в разработке совместных среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Московского региона, формировании схем развития и размещения производительных сил, совместных отраслевых и территориальных целевых комплексных программ.

2.3 Инновации

Очевидно, что достижение успешных результатов в реализации градостроительной и экономической политики города Москвы невозможно без активного проведения научно-технической политики и широкого использования новейших достижений и передовых технологий. Высокие технологии, НИОКР, СМИ, специальное машиностроение, финансовые услуги, управляющие структуры крупных компаний стремятся в мегаполисы, и между ними складывается относительная специализация - в одних преобладает высокая технология, в других - услуги в области финансов и мировых экспортных рынков и т.д. Здесь процессы более сложные. Например, крупные города с развитой социальной сферой могут привлекать мигрантов, особенно в кризисные времена. Низкоквалифицированные и низкооплачиваемые, они являются привлекательной рабочей силой для производителей одежды, заинтересованных и в крупном местном рынке, и в дешёвом труде.

Размещение производства новых продуктов в мегаполисах, в центрах информационного обмена ускоряет их развитие, и если эти предприятия становятся самодостаточными с точки зрения информации, они могут перемещаться в города-спутники, где земля и стоимость труда ниже. Технологии радио, телевидения и персональных компьютеров обычно развиваются в мегаполисе (например, в Токио); по мере продвижения от экспериментальной фазы к стандартизации эти производства распространяются по территории страны или за рубеж. "Развитие нового продукта и НИОКР требуют насыщенной информационной среды, складывающейся в мегаполисах, в то время как стандартизованное производство требует низких земельных и трудовых издержек, которые они находят в малых городах и менее развитых странах".

2.4 Доходная политика столичного мегаполиса и социальные аспекты

По закону о московском бюджете на 2006 год 77% всех доходов принесли столичной казне всего два налога: на прибыль ($8,3 млрд) и на доходы физических лиц ($6,4 млрд.). В 2007 году их доля достигнет почти 90%. Для сравнения, в прошлогоднем бюджете Нью-Йорка доля налогов (на имущество, подоходного и с продаж) в общих доходах равнялась 60,3%. Ещё 10% город зарабатывал на выдаче лицензий и оказании услуг, и почти 30% ему доплачивали штат и федеральное правительство. В Лос-Анджелесе на основной налог, имущественный, приходится 19% доходов бюджета, на налог с продаж - 5,2%. 19,4% доходов Нью-Йорка обеспечил в прошлом году налог на доходы физических лиц.

В Москве подоходный налог составил 33,5% всех бюджетных поступлений. Ничего удивительного: доходы москвичей составляют одну пятую всех доходов россиян. Сдача в аренду муниципальной земли и недвижимости в 2006 году принесла ей почти 30 млрд. рублей (6,5% доходов бюджета). По оценкам экспертов доходы по данной статье могли бы быть и больше.

По расходам городского бюджета на душу населения Москва находится на уровне гораздо менее населённых столиц "старой Европы" - в одном ряду с Римом, Парижем, Мадридом. И намного опережает не только бывших союзников по социалистическому блоку и СССР (Будапешт, Бухарест, Киев), но и мегаполисы стран, которые вместе с Россией входят в группу BRIC: китайские Пекин и Шанхай, бразильский Сан-Паулу, индийский Дели.

Пока большая часть средств расходуется на текущее потребление. Треть всех ассигнований тратится на социальные нужды, четверть - на содержание жилищно-коммунального хозяйства, 9% - на субсидии городскому транспорту. На образование Москва расходует 13,6% бюджета. Для сравнения, в Нью-Йорке расходы на образование - главная статья городского бюджета (31%), при том, что на социальную сферу приходится 30% расходов. Чтобы конкурировать с такими центрами, как Лондон, Токио, Нью-Йорк, Москве предстоит наращивать свою финансовую мощь и доходную базу.

В жизни современного мегаполиса встаёт и та центральная проблема, от которой будет зависеть не только судьба мегаполиса, но и будущность всего человечества - проблема воспитания и образования. Сегодня мы сосредотачиваем внимание на элитных школах, обеспеченных хорошими учителями. Это очень важно: элитные школы - маяки для выбора правильного пути. Но этого, одновременно, и бесконечно мало: нужно перестраивать массовую школу. Организация массовой школы, её качество, может быть, труднейшая задача стоящая перед обществом обречённым жить в мегаполисах. Человек должен научиться жить в мегаполисах, использовать мегаполисы во благо человека, не разрушая собственного будущего. Для этого необходима специальная программа. И у нас есть все возможности её составить и реализовать.

Заключение

Двадцатый век породил такое явление как мегаполисы - города с численностью населения миллион человек и более. Процесс этот начался еще в девятнадцатом веке, но массовый характер приобрел именно в двадцатом, с расцветом капитализма и индустриализации. Именно крупные промышленные производства служили основой для возникновения и развития мегаполисов.

Экономическая основа процесса состоит в том, что для эффективного производства большая часть его должна быть сконцентрирована на небольшой территории, что снижает транспортные издержки, позволяет экономить на развитии инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, средства связи, электро-, тепло- и водоснабжения и т.д. Поскольку производство требовало большого количества рабочих рук, то рядом с заводами возникали рабочие поселки. Со временем они разрастались, поскольку у рабочих появлялась потребность во врачах, учителях, торговле и прочих услугах. Наличие большого количества людей в таких населенных пунктах приводило к тому, что при выборе места строительства нового завода или фабрики выбор обычно падал именно на них. С одной стороны наличие рабочей силы, с другой, рынок сбыта готовой продукции. Таким образом, возникал кумулятивный эффект, что привело к тому, что города начинали расти стремительно. Причем, чем крупнее город, тем быстрее он разрастался.

Сегодня уже можно утверждать, что эпоха мегаполисов подходит к концу. В основе этого процесса лежат технологии, разработанные в 80-х годах двадцатого века и получившие широкое распространение в 90-х. Название им микропроцессор, автоматизированное производство и Интернет. Все эти достижения человеческой мысли привели к изменению основ экономики, что коренным образом решает проблему размещения производств, офисов и жилья как можно ближе друг к другу.

Появление микропроцессора и автоматизация производства сняли проблему с рабочей силой и необходимостью расселять ее рядом с производством. Если раньше на автозаводе в смену работало несколько десятков тысяч человек, то сегодня необходимо всего несколько сот человек при том же объеме производства. Сокращение численности персонала практически на два порядка. Это приводит к тому, что люди высвобождаются из сферы производства. Начинает развиваться сфера услуг и предприятия, занимающиеся интеллектуальной и научной деятельностью.

Появление и бурное развитие интернета приводит к тому, что отпадает необходимость в последнем образующем элементе мегаполиса - деловом центре. С появлением глобальной информационной сети и возможности совершать с ее помощью сделки и операции на бирже приводит к тому, что все шире распространяется идеология "домашнего офиса".

Сейчас все больше фирм на западе начинают осознавать, что для ведения эффективного бизнеса им нет необходимости снимать дорогостоящий офис в центре Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. Достаточно иметь подключение к интернету, свой сайт с возможностью оформить заказ или заключить сделку и службу доставки товара (возможно не собственную). В принципе, Вы можете реально находится за тысячи километров от клиента.

В России этот процесс еще только начинается. Одна из сдерживающих причин в том, что население еще не в состоянии повсеместно пользоваться Интернетом, как пользуется телевидением. Но, как показывает практика, тот путь, на который странам запада понадобились десятилетия мы проходим за несколько лет. Так что через два-три года домашний офис и "виртуальные" компании станут и у нас делом обычным.

Все это означает, что мегаполисы в двадцать первом веке прекратят свой бурный рост и начнется постепенная их деградация. Основа этого процесса в том, что экономические причины, которые привели к их возникновению и бурному росту исчезли. Да и большая часть населения уже не желает жить в бетонных многоэтажных конурах, а мечтает о собственном "домике в деревне", то есть о коттедже и, пусть маленьком, но своем кусочке земли.

Список литературы

1. Баранов А.В. Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник - 2008. - № 3. - С.82-84.

2. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - СПб.: Питер, 205. - 288 с.: ил.

3. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 472 с.

4. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф.В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2006. - 384 с.

5. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001. - 533 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.