Рефераты. Индийский штат Ориссу

p align="left">Благополучие орисского крестьянина почти целиком зависит от урожая зимнего риса, и обработка рисового поля занимает, естественно, центральное место среди остальных крестьянских работ. Как и в других районах Индии, цикл сельскохозяйственных работ, связанных с посевом, уходом и снятием урожая зимнего риса, занимает около шести месяцев.

В мае, после начала дождей, готовят поле под посадки. Землю вспахивают от двух до четырёх раз, а в июне производят посев. В июле и августе рис пересаживают. В районах расположенных вблизи морского побережья, срок пересадки отодвигается до сентября. Пересаженный рис почти не требует прополки и, как правило, обходится без искусственного орошения. Сбор урожая начинается в ноябре и в некоторых местах заканчивается в январе. Сжатый почти под корень рис примерно на неделю оставляют в поле и лишь после этого связывают в снопы.

Дальше следует молотьба. Существует два способа молотьбы: выбивание зерна вручную и молотьба с использованием быков. Первым способом пользуются в тех случаях, когда хотят сохранить рисовую солому для плетения, покрытия крыши и т. д.; во втором случае солома идёт скоту.

Веяние производится вручную, при помощи специального плетёного лотка.

Кроме зимнего риса, выращивается и так называемый осенний рис; период его созревания - четыре месяца (с мая по сентябрь - октябрь).

На некоторых участках в Ориссе выращивается и третий урожай - «летний» рис: посев этого риса производится в январе - феврале, снятие урожая производится в мае - июне.

Таким образом, выращивание одного только риса, не говоря уже о других культурах, практически растягивается на весь год. Однако между отдельными периодами этого цикла бывают перерывы, которые используются для других хозяйственных работ. Наиболее длительный перерыв получается в период, когда закончена пересадка и начинается созревание риса. Именно в это время крестьяне занимаются починкой сельскохозяйственного инвентаря, заготовкой топлива и другими домашними работами.

На территории Ориссы, особенно в западных и северных районах, имеются большие лесные массивы (общая их площадь составляет около 40 тыс. км2). Леса отличаются большим разнообразием древесных пород. Здесь крестьяне заготавливают дрова, строительные материалы (деревья сал и сундари, финиковую пальму), лечебные травы, кустарники и травы для плетения корзин и циновок, для покрытия крыши. Некоторые ория занимаются рыбной ловлей, причём ловят рыбу не только в море и реках, но также и на затопленных водой рисовых полях, где её специально разводят.

Среди крестьян развито отходничество. Как только собран зимний урожай риса и в полевых работах наступает затишье (обычно в феврале), крестьяне отправляются за пределы своего района в поисках временной работы.

Поселения, жилища. Подавляющее большинство ория живёт в деревнях. Процент городского населения в Ориссе меньше, чем во всех остальных штатах (за исключением Ассама). В 1961 году городское население составляло 6,4% всего населения штата. Здесь имеется всего один крупный город - Каттак (население около 150тысяч человек) и около 30 мелких городов с населением от 5 до 50 тысяч человек в каждом. Примерно одна треть городского населения штата сосредоточено в трёх городах - Каттак, Бергампур и Пури. В последние годы в 30 километрах от бывшей столицы, город Каттака, бурно растёт город Бхубанешвар - новая столица Ориссы.

Основным типом поселений ория являются небольшие деревни (с населением меньше 500 человек). Крупных деревень здесь относительно мало: только около 240 деревень имеют от 1000 до 2000 жителей.

Сельские поселения обычно одинаковы и по площади (2-3 километра2). Во время британского владычества ради более удобного взимания налогов английская администрация ввела в Ориссе территориально - административную единицу - мауза. Вся Орисса была разделена на определённое число мауз. В состав каждой маузы вошло одно или несколько поселений ория, расположенных в границах этой административной единицы. В настоящее время одна мауза по существу одна деревня.

Почти все деревни ория расположены в рощах, чаще всего, в пальмовых. Дома почти незаметны из-за густой зелени. В таких деревнях обычно нет улиц и дома расположены беспорядочно.

Дома у ория, как правило, строятся большие. В каждом доме две-три, а иногда и больше сообщающихся между собой тёмных комнат; в комнатах, выходящих на улицу, есть небольшие окна.

В домах обычно две двери, одна ведёт на улицу, а другая ведёт во двор. Большинство домов с небольшими верандами. Дома часто глинобетонные; мазанные, небеленые стены домов часто бывают разрисованные белой краской.

Около каждого дома находится двор, но двор не всегда огороженный. Хозяйственные постройки в каждом дворе примыкают к жилому дому и вместе с ним с трёх сторон ограничивают двор. В каждом дворе растёт куст тильси, почитаемого по всей Индии как священное. Под этим кустом обычно сооружают домашний алтарь.

Здесь же, во дворе можно увидеть и временный очаг, дополняющий постоянную кухню. Кухня представляет собой отдельную, примыкающую к дому постройку. Она тёмная, с тщательно вымазанным земляным полом, очень чистая. В отличие от многих народов Индии, ория не держат в кухне изображений богов.

Около крестьянских домов расположены приусадебные участки, где выращиваются овощи. Особенно много выращивается бетеля. На особых огороженных участках устраивается специальная сетка из прутьев, по которой вьётся бетель.

Пища. Основным продуктом питания ория всегда был рис. Сваренный на воде, приправленный солью и овощами, рис - традиционное блюдо ория. Из приправ они чаще всего используют красный перец и куркумовый корень.

Большое место в пищевом рационе занимает рыба, которая водится в многочисленных реках и озёрах Ориссы. Особенно богато рыбой озеро Чилка, замечательное тем, что с декабря по июнь вода в нём солёная, а в период дождей становится пресной.

Многие ория употребляют в пищу не только рыбу, но и баранину или козлятину. Это относится даже к некоторым членам таких «высоких» каст, как брахманы и каран.

Подавляющая часть ория в течение дня не ест горячей пищи, которую, как правило, варят один раз в день - вечером. Оставшийся от ужина вареный рис едят на следующее утро в холодном виде.

И всё же, несмотря на кажущееся разнообразие пищи, рис, по-видимому, настолько преобладает, что в Ориссе случаются заболевания болезнью бери-бери, вызванные недостаточностью витамина В1.

Одежда. Основу мужского костюма ория, как и по всей Индии, составляет короткое дхоти, которое иногда имеет вид узкой набедренной повязки. Часто можно встретить мужчин, одетых в длинное белое дхоти и рубашку.

В прохладную погоду набрасывают на плечи нечто вроде хлопчатобумажной шали, а более состоятельные люди носят шерстяное покрывало.

Женщины носят общеиндийские домотканые сари, белые или красно-бурых тонов с тёмной каймой. Свободным концом сари они покрывают голову от солнца. Независимо от имущественного положения орисские женщины носят много украшений, среди которых распространены серьги в носу - не только в обеих ноздрях, но и в перегородке носа.

Обувь (обычно - сандалии) носят преимущественно горожане.

Духовная культура

Религия. Религиозный состав населения Ориссы в противоположность большинству других штатов Индии единообразен.

95% жителей исповедуют иудаизм, примерно 2% населения исповедует мусульманство, а христиан в Ориссе всего несколько тысяч человек. Сохраняются также и некоторые анимистические верования, особенно среди малых народов Ориссы.

Орисса долгое время считалась священной землёй - обителью индуизма. Завоевателям-мусульманам приписывают даже следующее изречение, относящееся к Ориссе: «Эта страна не подлежит завоеваниям. Она принадлежит исключительно богам».

Для Ориссы характерно огромное число культовых учреждений, обслуживаемых армией священнослужителей. Достаточно пересечь реку Байтарани, чтобы почувствовать особую атмосферу этой области Индии. На правом берегу реки возникаю один за другим храм, посвященные Шиве. Дальше идёт город Джаджпур (что в переводе обозначает «город жертвоприношений»), являющийся центром поклонения супруге Шиве - Кали.

Другими достопримечательностями Ориссы являются пещеры в горах Кхандагири и Уйдагири, датируемые II веком до нашей эры, шиваитский храм Лингарадж в Бхубанешваре, выстроенный в VII веке, и храм Солнца в Конараке (середина XIII века).

Кроме индуистских храмов и святынь, в Ориссе сохраняется много буддийских памятников, в том числе 10 ступ, которые считаются местом проповедей Будды. Сам буддизм здесь давно исчез.

В Ориссу стекается множество паломников из самых отдалённых концов страны; центром паломничества является город Пури, где находится крупнейший вишнуитский храм Джаганнатха. Тысячи жителей Пури прямо или косвенно живут за счёт верующих. Особенно велик приток верующих во время праздника Ратх Джатра - праздник колесницы или, точнее, процессии колесницы (ратх означает колесница, джатра - путешествие). Этот крупнейший индуистский праздник, являющийся самым значительным из всех годовых празднеств, отмечаемых в Пури, приходится на июнь-июль месяц (по индийскому календарю, месяц ашадха). Ни в одном месте Индии не отмечают его так широко и с соблюдением столь полного ритуала как здесь, хотя празднуют его и в других штатах.

Под именем Джаганнатха - владыки мира почитается бог Кришна. Основной ритуал праздника Рахт Джатра - праздника колесницы заключается в том, что большое деревянное изображение Кришны, а также его брата Баларамы и сестры Субхадры, которые тоже причислены к богам, выносят из храма и на больших колесницах в сопровождении верующих везут в другой храм, расположенный примерно в двух километрах от храма Джаганнатха. Здесь изображения богов остаются в продолжении восьми дней. По прошествии этого срока их снова помещают на колесницу и также в сопровождении огромной ликующей толпы возвращают в первый храм.

Среди индусов очень распространено поверье, что тот, кому посчастливится увидеть изображение Джаганнатха во время этих процессий, избежит несчастливого перерождения при втором рождении.

Это путешествие Джаганнатха их храма и обратно воспроизводит один из эпизодов жизни Кришны. Индийский миф гласит, что в детстве Кришна воспитывался в Гокле у пастуха Наиды. Однажды он вместе со своим братом Баларамой отправился в Матхуру, чтобы расправится со злым царём Матхуры Кансой. В Матхуре Кришна совершил один из своих подвигов - убил Кансу и после этого возвратился в Гокулу.

Перемещение изображения Кришны и его брата на некоторое время в другое место и затем торжественное возвращение его в храм символизирует это путешествие из Гокулы в Матхуру и обратно.

Праздник из-за большого скопления верующих, жаждущих увидеть изображение Джаганнатха, растягивается иногда на две недели.

Индуистские храмы и другие культовые сооружения, столь многочисленные в Ориссе, интересны не только как центры индуистской религии, но и как памятники искусства.

Литература и народное образование. Наиболее древние письменные памятники на языке ория относятся примерно к 13 веку (иногда их датируют даже 9 веком). Устный и письменный язык ория, близкий к современному, оформился в 14 веке.

В течение пяти столетий (с 14 по 19 век) орисская литература развивалась в том же направлении, что и вся индийская литература, сохраняя лишь некоторые местные особенности: писатели в своём творчестве отражали тематику крупнейших древних литературных памятников Индии - Рамаяны, Махабхараты и Пуран.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.