Рефераты. Интеграционные процессы в арабском мире

. Конфликты арабских стран с неарабскими -- это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).

Пожалуй, 2002-й год стал одним из наиболее удачных с точки зрения сближения позиций арабских стран по актуальным вопросам международных отношений в ближневосточном регионе. Арабские страны выступили единым фронтом по проблеме ближневосточного урегулирования, поддержав мирный план принца Саудовской Аравии Абдаллы, который предусматривал нормализацию отношений арабских стран с Израилем в обмен на возвращение территорий, захваченных в 1967 году. К сожалению, Израиль отверг это предложение, за что был подвергнут суровой критике не только арабской общественностью, но и рядом еврейских общин за рубежом.

2002-й год ознаменовал улучшение отношений Ирака как с некоторыми странами Востока, так и Европы. Так, при посредничестве главы ЛАГ Амра Мусы, были сделаны серьезные шаги по примирению Ирака со странами Персидского Залива, которые ухудшились после войны в Персидском Заливе 1990-1991 гг. На прошедшей в ноябре 2002 г. 35-й Международной торгово-промышленной ярмарке в Багдаде участвовало свыше 1200 фирм и компаний из 49 стран, - показатель близкий к тому какой был до войны в Персидском заливе 1990-91-х гг. Форум проходил на фоне обнадеживающей новости о согласии властей Ирака допустить инспекторов ООН по разоружению в страну. На ярмарку съехались фирмы из многих стран Европы /больше всего из Германии и Франции/, что было воспринято как желание представителей Старого Света как можно скорее вернуться на один из самых перспективных рынков Арабского Востока. Весьма важным событием для Ирака стало то, что активное участие на ярмарке приняли фирмы /свыше 40/ из соседней Саудовской Аравии, - страны, с которой у Ирака были прерваны отношения во время войны в Персидском заливе 1990-91 гг. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. - Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Международные отношения", N 1, 2001, с.27-30.

Активизация деятельности иностранных фирм в Ираке происходила на фоне явного политического потепления в отношениях между Ираком и его ближайшими соседями. В октябре 2002 г. на границе Ирака с Саудовской Аравией после 12-летнего перерыва был открыт таможенный терминал "Арар", ставший важным пунктом для ввоза в Ирак гуманитарных грузов в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".

В ноябре 2002 г. участники самой продолжительной войны XX века - ирано-иракской войны 1980-1988 гг. - подписали протокол о сотрудничестве - первый после окончания военных действий. Он предусматривал развитие партнерства двух стран в области транспорта и коммуникаций, нефти и энергетики, промышленности и сельского хозяйства, туризма и трудовых ресурсов. Как заявили стороны по итогам встречи "этот поворотный шаг в двусторонних отношениях отвечает интересам народов Ирака и Ирана". К тому моменту наметилось явное сближение между Багдадом и Тегераном на фоне усилившегося давления на Ирак и Иран со стороны США, чей госдепартамент причислил два этих государства к пресловутой "оси зла".

Потепление отношений осуществлялось и на самом сложном участке для внешней политики Багдада - ирако-кувейтском направлении. Ведь именно с оккупации Ираком этого небольшого эмирата на берегу Персидского Залива и началась война в 1990 году, закончившаяся поражением, а затем и международной изоляцией Ирака. В конце октября 2002 г. Ирак вернул Кувейту государственные архивные документы, вывезенные из эмирата во время той самой войны 1990-1991 годов. Эта акция Багдада была призвана снять одну из основных проблем на пути нормализации отношений между двумя странами.

Помогая Багдаду восстанавливать свой международный имидж и налаживать экономические связи, арабские страны исходили из того, что изолированность такого потенциально сильного регионального игрока как Ирак делала планы по объединению арабов не столь убедительными. Надо сказать, что в большинстве арабских столиц не скрывали своего отрицательного отношения к режиму Саддама Хусейна. Личность иракского диктатора не устраивала умеренные арабские режимы, но в тоже время там понимали, что иметь дело придется именно с этими властями. Все же Ирак с его колоссальным экономическим потенциалом /запасы углеводородного сырья, развитая индустриальная и научно-техническая база и др./ рассматривался как необходимый участник интеграционных процессов в арабском регионе. На одном из межарабских совещаний иракский премьер Тарик Азиз предложил создать единое экономическое пространство между четырьмя арабскими государствами - Ираком, Сирией, Ливаном и Иорданией.

После обвинений США в адрес Ирака по поводу наличия у последнего оружия массового поражения, и начала пропагандистской войны перед вторжением, арабские страны выступили против силового метода смены власти в Багдаде, опасаясь того, что военный исход подорвет достижения арабских стран в области строительства межарабских отношений, и весьма негативно скажется на их экономике. Однако, несмотря на многочисленные народные протесты, призывы арабских лидеров найти политическое решение кризиса, американцы и их союзники совершили военную агрессию в Ираке. Агрессия США и их союзников против режима Саддама Хусейна весной 2003 г., выбила Ирак из общеарабских схем и расчетов по созданию единого экономического пространства.

В регионе Арабского Востока по-прежнему находятся эпицентры вооруженных конфликтов, значительная часть средств правительствами арабских стран тратится на обеспечение национальной безопасности. Согласно данным Арабского валютного фонда, более четверти всех бюджетных расходов в арабских странах используется на закупку вооружений. Так, в 2000 г. 22 государства - члена Лиги арабских государств на военные цели затратили более 27 проц. всех бюджетных ассигнований - 53 млрд. долларов. В то же время на развитие экономики было затрачено в три раза меньше - 17,7 млрд. долларов. Больше всего в арабском мире тратят на военные нужды страны Персидского залива. С 1995 по 2000 гг. страны Залива затратили на приобретение вооружений 173 млрд. долларов - первое место в мире в этой категории расходов.

Однако накопление арабскими странами различных видов оружия способствует скорее не увеличению их /стран/ роли на мировой арене, а росту напряженности в регионе Ближнего Востока и Северной Африке, где число горячих точек за последние полвека едва ли уменьшилось. С другой стороны, такие действия продиктованы желанием арабских стран не отставать от своих реальных и потенциальных противников в деле военного строительства и обеспечения своей национальной безопасности. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. - Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Международные отношения", N 1, 2001, с.27-30.

В последние годы острой становится проблема водных ресурсов в арабском мире.

Объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м. Из них используется 208,8 млрд. м, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% -- в промышленности, остальная часть -- в сельском хозяйстве; доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба - 23%; на государства бассейна реки Нил - 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. - Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Международные отношения", N 1, 2001, с.27-30.

В сложившейся ситуации арабские страны говорят о необходимости консолидации усилий для разрешения проблемы нехватки водных ресурсов в регионе. На состоявшейся весной этого года в Каире конференции по проблемам водоснабжения было решено создать Арабский водный совет, который будет заниматься проблемами внедрения новых технологий получения и сбережения пресной воды, поисками новых водных ресурсов, а также борьбой с опустыниванием. На ней же была принята «Каирская декларация об арабских водных ресурсах», определяющая проблемы и пути их решения в снабжении арабского мира водой, 65 процентов которой сейчас поступает из-за рубежа, и выработку общей стратегии в этой области.

Таким образом, основными проблемами арабского мира являются:

1. Арабо-израильский конфликт и межарабские конфликты.

2. Экономическая отсталость. Странам арабского мира присущи проблемы бедности населения, скудности внутренних ресурсов для экономического роста, ограниченных возможностей получения помощи извне, сохранение во многих странах архаичных хозяйственных структур.

3. Сильная зависимость экономик арабских стран от ограниченного круга источников дохода, в частности от добычи и экспорта нефти, а также высокий рост численности населения, способствующий этому.

4. Проблема обеспечения трудоустройства арабских народов, усиливающаяся демографическими проблемами и рост Ом населения.

5. Высокий уровень протекционизма, недостаток прозрачности, существенные диспропорции и относительная закрытость экономики.

6. Стратегический интерес США к нефтяным запасам арабских стран, явное и скрытое давление на руководство государств. Как следствие - проблема обеспечение национальной безопасности, скрытые конфликты.

7. Проблема водных ресурсов.

Известно, что решение общих проблем легче достигается объединением усилий. Далее в работе исследуется, каким образом интеграционные процессы в арабском мире способствуют решению данных проблем.

2 Специфика, проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире

2.1 Специфика международных организаций и интеграционных объединений в арабском мире

Интеграция - это способ (инструмент) решения таких проблем, которые отдельное государство решить не в силах.

В современной теории международной экономической интеграции выделяют 5 ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов, которые очень часто в экономической литературе называют формами экономической интеграции:

Зона свободной торговли (отменяются торговые ограничения между странами- участницами, прежде всего- таможенные пошлины).

Таможенный союз (наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый внешнеторговый тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран).

Общий рынок (наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом обеспечивает его участникам свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики).

Экономический союз (совмещает все вышеперечисленные формы с проведением общей экономической политики).

Экономический и валютный союз (совмещает все вышеперечисленные формы с проведением общей валютно- финансовой политики; наиболее сложная форм межгосударственной экономической интеграции). http://www.russarabbc.ru/ru/analitica/analitica/200408241132-1202.htm

Арабский мир способен стать реальной силой только при условии внутренней интеграции. Для этого у него есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 процентов жителей арабских стран составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. К активизации интеграционных процессов арабские страны подталкивает специализация международной торговли и продолжающаяся зависимость от западных стран.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских государствах на протяжении XX в. существенно отразились на различных сферах жизни арабов, включая идейно-политическую. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин светского типа, из которых наиболее влиятельной и распространенной стал арабский национализм (панарабизм), основанный на представлении об арабах как о единой нации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.