Рефераты. Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития

p align="left">Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда про-гресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений в других частях мира.

Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ. Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года начиная с 1994 года. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.

1.5. Принципы оценки интеграции

В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) -- статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней мере, не увеличены.

Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

* региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;

* переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;

* либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;

* общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;

правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны
быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;

правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;

необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;

после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.

Итак, основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления.

Глава 2. Южная Америка: анализ предпосылок к образованию интеграционных объединений стран региона

2.1. Географическое положение и границы

Южная Америка - это материк, расположенный в западном полушарии между Центральной Америкой (Панамский перешеек) на севере и Антарктидой на юге. Омывается двумя океанами: с запада - Тихим, с востока - Атлантическим. Здесь расположено 12 государств и 2 зависимые территории на общей площади около 17 818 508 кв. км, что составляет примерно 14% от общей площади суши Земли. Границы между материковыми странами проходят в основном по крупным рекам и горным хребтам. Большинство стран имеют выход к океанам и морям. К тому же данный регион находится в относительной близости к очень развитому в экономическом отношении государству США. Таким образом, экономико-географическое положение Латинской Америки весьма благоприятно, несмотря на её некоторую изолированность от других регионов. По государственному устройству латиноамериканские страны представляют собой суверенные республики (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор), государства в составе Содружества, возглавляемого Великобританией (Гайана, Суринам), либо владения Великобритании (Фолклендские о-ва), Франции (Гвиана). Крупных политических или иных конфликтов на этой территории не наблюдается. Объясняется это следующим. Во-первых, государства Южной Америки имеют много общего в культуре, истории схожи по уровню экономического развития, поэтому им фактически нечего делить. Во-вторых, рельеф и природные условия в целом не располагают к развитию вооружённых конфликтов: много рек, неоднородный рельеф и т.п. Что касается зависимых территорий, то им не на что жаловаться. Страны-владельцы являются для них рынком сбыта производимой продукции (будь то добывающая или обрабатывающая промышленность или сельское хозяйство), предоставляют рабочие места населению, вкладывают огромные капиталы с целью дальнейшего развития экономики для более эффективного использования природных богатств (в том числе в качестве туристических центров).

Географическое положение Южной Америки выгодно и благоприятствует развитию хозяйства благодаря трём аспектам. Во-первых, выход к морям и океанам, во-вторых, близкое расположение США, в-третьих, огромный природно-ресурсный потенциал, который пока не удалось реализовать во многом благодаря историческому фактору. Ведь почти все здешние страны в прошлом были колониями, а некоторые и ныне остаются зависимыми.

Из описания географического положения следует, что оно является выгодным и способствует развитию интеграционных процессов в регионе. Материк Южная Америка является достаточно крупным, но в тоже время имеет вытянутое меридиональное положение, что делает внутренние районы более доступными, чем на других материках. Также к особенностям материка можно отнести малое наличие государств, что также благоприятно влияет на развитие интеграционных процессов. Но в орографическом плане Южная Америка не однородна. Выделяются равнинный Восток и гористый Запад, что привело к образованию двух интеграционных объединений: МЕРКОСУР и Андская группа. Наличие двух интеграционных образований негативно сказывается на сближении южноамериканских стран, так как данные объединения были созданы с помощью и в интересах северного соседа, но я считаю, что государства Южной Америки смогут достичь консенсуса и создать интеграционное объединение, которое сможет соответствовать интересам всех государств региона.

2.2. Экономические интересы

Южная Америка богата минеральным сырьём. На её долю приходится 18% запасов нефти, 30% - чёрных и легирующих металлов, 25% - цветных металлов и 55% - редких и рассеянных элементов. По запасам некоторых полезных ископаемых отдельные страны региона занимают первое место среди стран мира: например, по железной руде, ниобию, бериллию и горному хрусталю - Бразилия; по меди - Чили; по сурьме и литию - Боливия. Наличие перспективных, но ещё плохо разведанных геологических структур позволяет рассчитывать в ближайшие десятилетия на новые месторождения полезных ископаемых. Именно отсюда Соединённые Штаты Америки получают до 70% необходимого им стратегического сырья, в том числе более 90% оловянного концентрата и бокситов, около 50% медной и железной руды. Такое их разнообразие - это следствие разнообразия тектонических структур.

По обеспеченности водными ресурсами страны Южной Америки принадлежат к самым водообильным в мире.

Реки Южной Америки относятся к бассейнам двух океанов - Атлантического и Тихого, водоразделом между которыми являются Анды. К первому относятся в основном равнинные реки, включая такие крупные водные артерии, как Амазонка, Ла-Плата, Ориноко и др., ко второму - главным образом короткие горные реки. Бассейн рек, впадающих в Атлантический океан, превышает по площади бассейн рек Тихого океана в 8 раз. Наиболее густую речную сеть имеют зоны постоянно избыточного увлажнения при экваториальной области и прибрежной области и прибрежной части субтропиков на юго-востоке Южной Америки. Для судоходства в основном пригодны реки низменностей. Возрастает энергетическое значение рек Южной Америки, которые обладают огромным гидроэнергопотенциалом. Особенно велик потенциал горных рек, рек плоскогорий и постоянно влажных равнин.

В Южной Америке довольно много озёр различного происхождения. Самое крупное - усыхающее озеро-лагуна Маракайбо. В пустынных районах многие озёра превратились в солончаки. Большие территории в районе заняты болотами и заболоченными ландшафтами, главным образом приуроченными к долинам больших рек, затопляемым 7-8 месяцев в году.

Огромные тропические леса - это одно из важнейших богатств Южной Америки. К сожалению, они быстро вырубаются, что, как и истребление любых видов растений и животных, грозит нарушением хрупкого природного баланса. Эти леса отличаются исключительным богатством и разнообразием флоры и фауны. Только в бассейне Амазонки насчитывается не менее 40 тысяч видов растений, 1,5 тысячи видов птиц и 2,5 тысячи речных рыб. Также в реках водятся дельфины, электрические угри и другие удивительные существа. Из растительности можно назвать такие виды, как араукарии чилийская и бразильская, гигантская бромелия, ксилокарпус (карапа), капок, хинное, шоколадное, махагониевое, горлянковое, палисандровое деревья, восконосная и кокосовая пальмы, а также страстоцвет, портулак, «пылающий меч», филодендрон. Самые яркие представители фауны: альпаки и викуньи, родственники ламы (они ценятся за мех, как шиншиллы), нанду (похожая на страуса птица), пингвины и тюлени (обитающие на юге Южной Америки), гигантская слоновая черепаха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.