СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Кемеровская область, в Российской Федерации, Площадь 95,5 тыс. км2. Население 2967,7 тыс. человек (2001), городское 87%. 20 городов, 46 поселков городского типа. Центр -- Кемерово. Другие крупные города: Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск, Белово, Междуреченск. Область образована 26 января 1943. Входит в Сибирский федеральный округ.
В соответствие с заданием Президента РФ по разработке государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу одной из приоритетных задач российской энергетической политики должно стать осуществление подготовки и поэтапного перехода к более масштабному использованию угля в энергетике. При неуклонном сокращении запасов природного газа и нефти, уголь во все большей степени будет приобретать роль стабилизирующего элемента в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) страны. Особую актуальность в этой связи приобретает необходимость разработки стратегии развития угольной промышленности Кузбасса, определяющей и детализирующей характер ее развития, которая должна быть идейно связанной с новой энергетической стратегией России.
В данной работе рассматривается Кемеровская область, ее характеристика в общем и ситуация в уголь ной промышленности в частности.
1. ХАКРАКТЕРИСТИКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КУЗБАССА - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
С позиции обеспечения энергетической безопасности страны, угля в России должно добываться 290-335 млн т - в 2010 г., в 2020 г. - порядка 340-430 млн т, с дальнейшим наращиванием объемов добычи, что обеспечит увеличение доли угля в ТЭБ до 25-30 % с нынешних 17 %. Основную нагрузку в достижении таких объемов добычи угля должны нести сибирские угольные бассейны, и в первую очередь Кузбасс.
В 2001 г. в Кузбассе было добыто 127,7 млн т угля. В масштабах России доля Кузнецкого угля достигла 47,3 %, а по коксующимся маркам - 81,2 %. Сегодня угольная отрасль региона представлена 54 шахтами, 37 разрезами и 17 обогатительными фабриками, на которых заняты около 150 тыс. человек. Из анализа состояния активной части основных фондов (АОФ) действующих угледобывающих предприятий Кузбасса установлено, что 30 шахт и 11 разрезов имеют износ АОФ более 50 %. При этом на 01.01.2002 г. общая кредиторская задолженность шахт, разрезов и обогатительных фабрик Кузбасса составляла 24,9 млрд руб. Очевидно, что при сложившейся ценовой политике, погасить ее невозможно. Вариантом решения может быть списание или реструктуризация долгов через банкротство.
В настоящее время перерабатывается 55,8 % добываемых углей, с выходом 44,2 % обогащенного и 11,6 % сортового угля, что дает дополнительную прибыль 10-15%. При этом следует отметить, что парк обогатительных фабрик стареет, что обуславливает невысокую производительность труда - в среднем по Кузбассу 500 тонн на рабочего в месяц. Увеличение объемов переработки Кузнецких углей, позволит не только получать большую прибыль от продажи обогащенных и сортовых углей на внутреннем рынке. Это даст эффект в макроэкономике, поскольку будут снижены на 10-12% балластные затраты при железнодорожных перевозках, и на 8-12% стоимость электроэнергии и тепла на ТЭС.
В 2001 г. в Кузбассе введены в эксплуатацию две шахты и три разреза общей проектной мощностью 5,2 млн т угля в год. Кроме того, построена и введена в эксплуатацию фабрика на которой будет обогащаться до 2,5 млн т угля в год. Создано 1400 рабочих мест. Всего с 1999 г. в Кузбассе были введены в эксплуатацию 11 новых угледобывающих предприятий общей производственной мощностью более 8 млн т угля в год, созданы более 3 тысяч новых рабочих мест. Начато и продолжается строительство еще семи шахт и трех разрезов общей производственной мощностью 12 млн т, которые будут вводиться в эксплуатацию до 2005 г. При этом планируется создать еще около 3 тыс. рабочих мест. Это позволит вывести Кузбасс к 2005 г., с учетом развития действующих предприятий, на 150-миллионный рубеж угледобычи.
Такие результаты стали возможными за счет постоянного увеличения объемов инвестиций собственных и привлеченных средств, направляемых компаниями на развитие. С 2,6 млрд руб. в 1997 г. (63 % - собственные и привлеченные средства, 37 % - средства господдержки угольной отрасли) они возросли до 8,7 млрд руб. в 2001 г. (100 % - собственные и привлеченные средства). На техническое перевооружение и реконструкцию было направлено 5 млрд руб., что в 1,7 раза больше, чем в 2000 г. Ориентировочно на период 2002-2005 гг. в развитие угольной отрасли Кузбасса необходимо инвестировать ежегодно не менее 14 млрд руб.
Дальнейшее развитие отрасли должно быть нацелено на создание в стране мощной промышленности по добыче и глубокой переработке угля на основе: комплексного освоения перспективных месторождений; проектирования и строительства шахт современного технико-экономического уровня; интенсификации технологических процессов в подготовительных и очистных забоях; разработки новых технологий и строительстве предприятий по переработке угля; обеспечения системы технологической и экологической безопасности; создания информационной среды. Реализация всех перечисленных аспектов развития отрасли позволит обеспечить: энергетическую безопасность государства, устойчивое развитие угледобывающих регионов, перевод угольного сектора экономики от сырьевого производства к промышленному получению широкой гаммы продуктов (электроэнергия, тепло, химические продукты, моторное топливо и др.).
Переход угольной отрасли на рыночные отношения требует рентабельной работы ее предприятий. Основой такой работы является высокопроизводительная и надежная техника, соответствующая горно-геологическим условиям залегания угольных пластов. Многие шахты Кузбасса в настоящее время оснащены очистными механизированными комплексами отечественного производства, в частности, Юргинского машиностроительного завода (КМ-138, КМ-142, КМ-144). Однако имеет место устойчивая тенденция к использованию импортного оборудования. В результате этих процессов уже сегодня возникла зависимость угледобывающих предприятий от иностранных поставщиков, услуги которых становятся все дороже, что отрицательно сказывается и на себестоимости угля. Примерно такая же ситуация складывается с оборудованием подземного транспорта, особенно с ленточными конвейерами.
Страницы: 1, 2