Вместе с тем Урал - старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается диверсифицированная обрабатывающая промышленность. Нарушение природных комплексов и повышенное загрязнение воздуха, водной среды и почв наблюдается в ареале Екатеринбург - Нижний Тагил площадью несколько десятков тыс. км. При этом по объёму вредных выбросов Южный Урал превосходит Северный примерно в 2 раза. До последних лет лидерство принадлежало Нижнему Тагилу и Магнитогорску - центрам чёрной металлургии (металлургические предприятия Нижнего Тагила дают до 90% всех выбросов в атмосферу города).
Одна из важней проблем Урала - техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.
В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.
Несмотря на проведение мероприятий по водообеспечению крупных промышленных узлов, дефицит остаётся значительным и в настоящее время. Это сдерживает развитие водоёмких отраслей промышленности.
В условиях развития рыночных отношений на Урале видны пути стабилизации экономики и выхода из кризиса. В первую очередь за счет увеличения добычи и комплексной переработки углеводородных ресурсов. Развитие добычи и переработки его связано с внедрением экологически чистых технологий, созданием совместных предприятий с инофирмами в целях использования зарубежного оборудования и технологий.
На Урале успешно осуществляется приватизация, в основном средних и мелких предприятий, пищевой промышленности. В сельском хозяйстве идет процесс разгосударствления, создания фермерских хозяйств, кооперативов, развития арендных отношений.
В перспективном развитии сельского хозяйства большое внимание уделяется отраслям рыночной специализации. При этом планируется расширение посевов зернобобовых, крупяных культур, пивоваренного ячменя, масличных -- сои, рапса, масличного льна, горчицы, рыжика, а также расширение площадей под овощебахчевые культуры.
Важнейшая проблема Урала заключаются в получении инвестиций, необходимых для обновления основных фондов, В замене нуждаются 25% всех основных фондов. В доменном производстве устарело 93% фондов, а в прокатном - 83%. Инвестиции необходимы также под внедрение новых технология.
Приоритетная проблема - комплексное использование полезных ископаемых - Уральские руды по своему составу многокомпонентные: при извлечении железных руд в отвалы идут медь, сера, хром и другие компоненты. В то же время содержание цветных металлов в железных рудах близко к промышленным рудам. Также использование отходов добычи руды и металлургического производства - колоссальный резерв дополнительной добычи химической продукции и строительных материалов.
На очереди решение проблемы установления прямой железнодорожной связи Урала с Северным районом, что обеспечивает короткую связь района с Печорским угольным бассейном в Республике Коми, а также морским побережьем - г. Архангельск, а в перспективе и с г. Нарьян-Маром.
Одной из важнейших задач в условиях рынка является выравнивание уровней социально-экономического развития наиболее отсталых районов Урала, предоставление ряда льгот в налогообложении и выделение дополнительных капиталовложений из федерального бюджета.
Урал имеет колоссальный экономический потенциал, и есть перспективы для развития этого потенциала. Нужны люди, которые готовы и знают, как это сделать, люди, которые готовы не просто, выкачивать деньги из земли, но и вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры, в освоение новых территорий.
Заключение
Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития.
Районирование способствует формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно - территориальное деление устарело.
Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально экономического развития. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает.
Уральский экономический район - один из наиболее перспективных районов России. За счет того, что район богат разнообразными полезными ископаемыми, лесными и водными ресурсами.
В районе интенсивно ведется создание совместных предприятий, акционерных обществ и экономических ассоциаций. Так, межрегиональная ассоциация "Большой Урал" - это региональный финансово - экономический союз территорий (субъектов федерации Урала), созданный с целью переориентации промышленного производства на удовлетворение социальных потребностей за счет конверсии и налаживания экспортных связей.
Экономике региона присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всего, потенциальная способность рынка развиваться за свой счет.
Выгоды экономико-географического положения состоят и в том, что Уральский район расположен относительно близко к Центральному району с высокоиндустриальной экономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. В то же время, на востоке, Урал граничит с Азией, где происходит хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока и высока потребность в уральских товарах.
Список используемой литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20.
2. Алексеев А.И., Бабурин В.Л. Экономическая и социальная география России/А.И. Алексеев, В.Л. Бабурин. - Москва: Дрофа, 2001 г. - 672с.
3. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России/ А.И. Алексеев, В.В. Николина. - М., 1999.- 211с.
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России/ Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенова. - М., 2005.- 264с.
5. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики Ю.Н. гладкий, А.И. Чистобаев.- СПб., 2004.- 198с.
6. Дронов В.П., Ром В.Я. География население и хозяйство России/ В.П. Дронова, В.Я. Ром.- М.. 2003.-318с.
7. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. М., 2004
8. Регионоведение: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2004
9. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» - Маркова Н. - Экономист. - 1996г. - N 3.
10. Региональное прогнозирование и региональное развитие России/ Под ред. Матрусова Н.Д. - М., 2001.- 176с.
11. Региональная экономика/Под ред. проф. Т.Г.Морозовой.- М., 2004.- 237с.
12. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд.-- 1984. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития/Под ред. А.И. Татаркина. М., 2005
13. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. - М.: Экономика, 2000г.
14. Экономическая география России: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. М., 2004
15. Экономическая и социальная география России: Учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М., 2005География России/Под ред. А.В. Дарницкого. М.,2005.-256с.
Приложение I
Территория, население и хозяйство субъектов РФ в составе Уральского района.
Субъект РФ
тыс. кмІ
тыс. чел.
чел./ кмІ
Число городов и посёлков
Городского
типа
Доля городского населения в общей численности,
%
Плотность автодорог с твёрдым покрытием,
км/1000кмІ
Число предприятий и организаций всех форм собственно-
сти
Доля пром-ти в суммарной продукции хозяйства,%
Республика
Башкортостан
Удмуртская
Курганская обл.
Оренбургская обл.
Пермский край
Свердловская обл.
Челябинская обл.
в целом
4098
1633
1106
2223
154
4660
3673
382
28,5
38,8
15,6
17,9
7,4
23,9
41,8
24,7
21/40
6/11
9/6
12/26
1/3
47/99
30/30
150/265
64,7
69,7
54,9
64,1
79,0
87,6
81,3
74,5
111
106
85
94
58
50
90
46 871
22 166
18 179
29 705
34 003
68 184
47 606
266 714
85,7
80,4
63,4
86,3
88,0
91,1
93,4
88,1
Приложение II
Доля субъектов РФ в составе Уральского района по основным экономическим показателям (2006г.),%*
Субъекты РФ
территория
Численность населения начало 2006г.
Численность занятых в экономике
Валовой региональный продукт**
Объём промышленной продукции
Объём сельскохозяйственной продукции
Инвестиции в основной капитал
17,4
5,1
8,6
15,1
19,5
23,6
10,7
20,2
8,0
5,4
10,9
14,6
22,8
18,1
8,4
5,0
11,0
15,4
22,9
17,8
6,4
3,0
9,4
17,2
25,9
19,2
6,3
2,3
9,3
0,1
25,8
21,5
27,0
13,8
12,1
16,0
14,7
7,9
2,2
11,1
0,2
25,0
* составлено по данным: Регионы России. Статистический сборник. М.,2007. Т.2.
** По автономным округам, входящим в состав краёв и областей, данный показатель не разрабатывают.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5