Рефераты. Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России

p align="left">Соответственно, важнейшим условием сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях.

Целями государственной региональной политики в ТЭК на федеральном уровне являются:

· углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере, в первую очередь, путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры;

· сбалансированное развитие ТЭК, обеспечение равного доступа потребителей к природным богатствам страны;

· оптимизация территориальной структуры потребления топливно-энергетических ресурсов при условии максимального использования ресурсов региона.

Районам России с низкой обеспеченностью электроэнергией отдается приоритет в развитии энергетики (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ, Калининградская область).

Особое внимание будет уделено диверсификации системы снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из этих регионов будут разрабатываться индивидуальные программы повышения их обеспеченности энергетическими ресурсами.

Региональная энергетическая политика исходит из необходимости:

· достижения баланса интересов федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий энергетического сектора и потребителей энергоресурсов в отношении путей и темпов развития экономики, энергетического сектора и защиты окружающей среды;

· четкого разграничения полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· учета географической асимметрии в обеспеченности природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных регионов России, а также принципиальных различий в условиях энергоснабжения таких зон;

· максимально эффективного использования в регионах местных источников топливно-энергетических ресурсов [1];

Реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством тех же механизмов, что и энергетической политики в целом. Это, прежде всего ценовая и налоговая политика, формирование конкурентной среды в ТЭК и государственное регулирование энергетической сферы (особенно в переходный период), создание системы стимулов и условий для энергосбережения, экономическая политика в инвестиционной сфере, нормативно-законотворческая деятельность. Именно в регионах, на местах, должны быть сосредоточены основные усилия по повышению эффективности использования топлива и энергии и по энергосбережению. Однако для эффективного действия этих механизмов на региональном уровне необходимо, прежде всего, законодательное разграничение экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации по управлению энергетикой.

Энергетическая стратегия России предусматривает следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.

Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу и в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; разрабатывают стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.

К совместному ведению федеральных органов и субъектов Федерации может быть отнесено лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных ресурсов, а также предприятий, действующих в составе федеральных энергетических систем; определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий, ответственных за надежное топливо- и энергоснабжение потребителей и контроль за соблюдением выданных лицензий; организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся: порядок функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем; выдача разрешений на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них; принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории.

Для достижения основных целей и реализации приоритетов региональной энергетической политики предусматривается осуществление региональными органами управления энергетическим хозяйством функций в области:

· разработки, реализации и мониторинга региональных энергетических программ (в том числе программ топливо- и энергообеспечения регионов);

· проведения активной энергосберегающей политики в регионах;

· регулирования теплоснабжения;

· оказания поддержки независимым производителям топлива и энергии, использующим энергоресурсы местного значения, обеспечивающим доработку истощенных месторождений, создающим новые генерирующие мощности в энергетике и осваивающим возобновляемые источники энергии;

· долевого с производственными структурами ТЭК развития социальной инфраструктуры и коммунально-бытовой сферы на территории региона;

· участия в разработке и реализации программ санации убыточных и бесперспективных предприятий ТЭК;

· контроля за соблюдением субъектами ТЭК федерального и регионального законодательства, в том числе по охране окружающей среды.

Особое значение в реализации региональной энергетической политики приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов. В частности, по каждому федеральному округу предстоит разработать региональные энергетические программы (стратегии), в ходе которых уточнены и прогнозы территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов.

Каждый крупный регион России имеет свои особенности топливо- и энергообеспечения. Их правильный и своевременный учет - основа успешной реализации государственной энергетической политики.

Цели и приоритеты энергетической стратегии России

Целями энергетической стратегии являются формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК, обеспечение надежности энергоснабжения, снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду. Главной задачей Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации[4].

При разработке Энергетической стратегии были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического развития:

· внешние (темпы роста мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России в ВТО, масштабы выплат по внешнему долгу);

· внутренние (интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика ВВП, масштабы вывоза капитала, государственные расходы).

В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Все сценарии развития предусматривают выполнение следующих условий:

· будет иметь место влияние долговременных циклических закономерностей развития мировой экономики и мировых энергетических рынков;

· динамика выплат по внешнему долгу не предполагает его реструктуризации;

· будут продолжены экономические реформы с вариацией интенсивности их проведения;

· снижение инфляции будет иметь целевой характер, а меры по ее ограничению будут способствовать повышению уровня жизни населения;

· трансформация структуры ВВП будет осуществляться в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства - в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств.

Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса. Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать:

· реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов;

· отмену налога с продаж;

· пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов;

· введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции, а также особых экономических зон;

· совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего, налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе, в части налогового учета) при кардинальном улучшении его результативности;

· снижение (с 2005 г.) эффективных налоговых ставок системообразующих налогов;

· отмену с 1 января 2004 г. акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки НДПИ и таможенных пошлин на природный газ.

При формировании сценариев учитывалось, что отрасли ТЭК оказывают положительное влияние на экономический рост в стране в целом не только путем непосредственного вклада в агрегированные показатели роста. Не менее важным является обеспечение устойчивости энергоснабжения, рациональных и предсказуемых уровней цен, воздействие ценовых факторов на характер технологических процессов в экономике. От процессов энергосбережения, тарифной политики в отраслях естественных монополий будет зависеть технологическая структура инвестиций в российской экономике и их отраслевое распределение. Тем самым развитие ТЭК будет влиять не только на количественные показатели экономического роста, но и на качественные его характеристики.

В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Наряду с этими вариантами Энергетическая стратегия учитывает также возможность развития экономики России по благоприятному (промежуточному между двумя базовыми) и критическому вариантам.

Критический вариант - самый тяжелый для России - характеризуется неблагоприятным сочетанием внешних и внутренних условий и, прежде всего, низкими мировыми ценами на нефть, снижением спроса на российские сырьевые товары и другими осложнениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.