Рефераты. Концепция территориальной структуры хозяйства

p align="left">2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв..

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Географическое разделение труда если не создает, то, во всяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники. С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль. Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества. Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI - XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки; увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII - XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США. Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду - с конца XIX по начало XX вв.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП - валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению: ВВП - совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению: отрасль международной специализации - отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет “лицо” государства в МГРТ.

Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере, перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

· Япония - экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

· Болгария - выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

· Канада - производство зерна, продукции лесной промышленности.

· Замбия - экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске “облагороженной”, дорогостоящей продукции - машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

Запасы легкодоступной воды распределены по планете неравномерно. Используя карту “Водные ресурсы мира”, дадим характеристику этим запасам. Наиболее обеспечены водными ресурсами в расчёте на душу населения страны:

а) хорошообеспеченные: Россия (25 - 100 тыс. кубометров в год), Канада (50 - 100 и более), Новая Зеландия (50 - 100 и более), Конго (более 100), Норвегия (50 - 100), Бразилия (до 100 тысяч кубометров в год);

б) слабообеспеченные: Египет (менее 0.5), Саудовская Аравия (0.5 - 2.5), Алжир (0.5 - 2.5), Пакистан (0.5 - 2.5), Китай (2.5 - 5 тысяч кубометров в год) и т.п.

Международная экономическая интеграция

Охватив все страны мира, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда в последние десятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь. Они усложняются, приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному "сращиванию" национальных хозяйств ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень международного географического разделения труда - международная экономическая интеграция. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Во второй половине XX в. региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которое все более складывается из интегрированных экономических группировок. К числу наиболее важных относятся пять таких группировок. В Европе это Европейский Союз (ЕС), в который входят 15 стран с общим населением в 370 млн. человек. Основанное еще в 1957 г. как "Общий рынок", это интеграционное объединение постепенно росло и вширь и вглубь. В конце 90-х гг. страны ЕС производят 1/4 мирового ВВП и обеспечивают 1/3 мировой торговли. Благодаря интеграции они сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы. С 1 января 1999 г. в ЕС введена единая валюта - евро.

В формировании ЕС можно выделить пять этапов: в 1957 г. в него вошли ФРГ, Франция Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург; в 1973 г.- Великобритания, Дания и Ирландия в 1981 г.- Греция; в 1986 г.- Испания и Португалия; в 1995 г.- Австрия, Швеция и Финляндия.

Свое желание вступить в состав Европейского Союза изъявили еще 13 стран Европы. Из них в 2003 году должны быть приняты Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония и Кипр.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе это, прежде всего, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе десяти стран этого региона с общим населением более 400 млн. человек. Это также организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), включающая 21 страну, и в том числе Россию.

В Северной Америке это Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и Мексика с населением также в 400 млн. человек, обеспечивающая более 1/4 мирового ВВП. В отличие от ЕС в этой ассоциации нет никаких наднациональных органов, и она представляет собой, прежде всего "общий рынок".

Наконец, в Латинской Америке это Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), которая объединяет 11 стран региона и ставит своей главной задачей создание "общего рынка" стран-членов.

Членами ЛАИ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Чили, Эквадор.

Кроме региональных, в системе мирового хозяйства существует много отраслевых экономических группировок. Самая важная из них - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 11 стран.

Факторы размещения производства

Необходимо познакомиться с основными факторами размещения производительных сил. Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.