Рефераты. Корея

p align="left">Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.

Государство Объединенное Силла: 668-892. Свою систему государственного и общественного устройства Силла распространило на весь Корейский п-ов, за исключением самого северного района. Это привело к размыванию прежних, характерных для времени Трех государств различий в языке, обычаях и социальных институтах.

Несколько столетий доминирования Силла были ознаменованы синтезом китайских и корейских традиций. Административное управление в провинции и система землепользования были организованы по китайскому образцу. Столица Кёнджу напоминала главный город танской империи Чанъань. Для изучения классических конфуцианских текстов был основан национальный университет Кукхак (682), по образцу танского Китая были введены специальные экзамены для чиновников (788).

Другой характерной чертой этого периода было динамичное развитие экономики. Находки материальной культуры и письменные источники того времени свидетельствуют о благоденствии Кёнджу. Периферийные центры стремились бороться за лидерство со столицей. В один из таких центров в 9 в. превратился о.Вандо, находившийся во владении Чан Бого, знатока морских путей, соединявших Корею с Китаем и Японией.

Период Объединенного Силла отличало также интенсивное распространение буддизма и процветание искусства. Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером буддийского искусства служат замечательные каменные скульптуры 8 в. в пещерном храме Соккурам близ Кёнджу. Каменные пагоды в храме Пульгукса, большие изящно орнаментированные бронзовые колокола и элегантные позолоченные бронзовые изваяния отражают творческие устремления и высокое мастерство творцов эпохи Силла. Именно в государстве Силла зародились поэтические произведения на корейском языке - короткие лирические стихотворения хянга.

С 780 в Силла началась междоусобная борьба. Один из местных лидеров Ван Гон назвал созданное им государство Поздним Когурё и в ходе длительного конфликта подчинил себе основного противника - «Позднее Пэкче». Но еще ранее, в 935, Силла мирно перешла под покровительство первого правителя новой династии Корё, основанной Ван Гоном.

Династия Корё (918-1392). Победа Корё не означала полного разрыва с наследием государства Силла. Значительная часть правящей элиты сохранила свои позиции. Система административного управления и порядок назначений на официальные должности претерпели лишь незначительные изменения. Буддизм не только сохранил, но и укрепил статус государственной религии и стал весомой политической силой.

В отличие от Силла, Корё находилось во враждебном окружении. Вековой конфликт с государством киданей Ляо сменился чередой вооруженных конфликтов с чжурчжэнями. Созданная этими кочевыми племенами империя Цзинь пришла на смену власти киданей в Северном Китае и в Маньчжурии. Войска и династии Ляо, и династии Цзинь неоднократно завоевывали столицу Корё город Сондо (ныне Кэсон). Однако после появления монголов в 1232 столицу Корё пришлось перенести на о.Канхвадо. Монгольские конники не смогли завоевать о.Канхвадо, однако в 1258 правители Корё вынуждены были просить мира.

В течение 100 лет Корея оставалась вассалом монгольской династии Юань. Заложники из королевских семей привозились в Пекин, где их женили на местных принцессах. В самой Корее монгольские чиновники надзирали за административным аппаратом, собирали дань и облагали население дополнительными налогами.

Из-за вторжений извне и зависимого статуса страны корейское общество переживало глубокий кризис. Экономика пришла в крайний упадок. Высшее сословие в столице погрязло в интригах и занималось расхищением государственной казны. Почти 90 лет (1170-1258) на политической сцене Корё главенствовали кланы могущественных военачальников, что превратило монархов в номинальные фигуры.

Последний период в истории державы Корё отличают упор на систему служебных экзаменов, укрепление института полицейского надзора и появление отряда толкователей неоконфуцианского учения. В Корё были изданы два ценнейших произведения: Самгук саги (Исторические записи Трех государств) Ким Бусика (1145) и Самгук юса (Дополнение к истории Трех государств) буддийского монаха Ирёна (1281), ставшие важным источником знаний об истории Кореи. При дворе Корё дважды увидел свет полный свод буддийских священных книг Трипитака. В Южной Корее в храме Хэинса до сих пор хранятся 81 137 деревянных блоков-ксилографов, с помощью которых печатались эти буддийские тексты.

В области прикладного искусства период Корё выделяется прежде всего изготовлением светлозеленых фарфоровых изделий - селадона. Вдохновленные совершенными китайскими образцами периода империи Сун, местные мастера сумели создать настоящие шедевры.

Государство Корё ненамного пережило империю Юань. Корейский военачальник Ли Сонге, получивший королевский приказ двинуться на помощь Пекину, против которого поднялась возникшая в Китае династия Мин (1368-1644), повернул армию с берегов р.Амноккан и установил контроль над правительством. Ли Сонге, пользовавшийся широкой популярностью за победы над японскими пиратами (вэгу), провел реформу системы землевладения и только после этого позволил своим сторонникам возвести себя на трон. В 1392 в Корее воцарилась династия Ли, а государство получило название Чосон.

Династия Ли (1392-1910). При Ли буддизм был отвергнут как официальная религия, и на смену ему пришло неоконфуцианство. В следовании конфуцианскому учению проявлялись догматичность и нетерпимость, велись бесконечные дискуссии по явно второстепенным вопросам, например о продолжительности похоронных обрядов. Конфуцианские взгляды на семейную мораль были интерпретированы в Корее таким образом, что замужество вдов было запрещено. Служба надзора, которая помогала китайскому императору бороться с преступными действиями чиновничества, в Корее стала подлинным несчастьем для честных администраторов. Конфуцианское требование гражданского контроля над военными привело к назначению на высокие армейские должности малоподготовленных гражданских лиц. Система экзаменов на занятие административных должностей была перенесена из Китая таким образом, что по-прежнему к экзаменам допускались лишь члены знатных семей янбанов.

Самым славным периодом истории государства Ли было первое столетие его существования. Определились его отношения с империей Мин, зависимость от которой была признана добровольно. Новой столицей стал Хансон (ныне Сеул). Страна, наконец, обрела спокойствие, и корейцы смогли заняться мирными делами. Был составлен унифицированный судебный кодекс Кенгук тэджон. В 15 в. появились другие официальные канонические труды, например история династии Корё (Корё са), фундаментальная географо-историческая энциклопедия Тонгук ёджи сынным и энциклопедия национальной музыки Акхак квебом.

Некоторые из этих изданий, особенно конфуцианские тексты для высшей конфуцианской академии (Сонгюнгван) и летописи каждого королевского правления (Силлок), печатались с применением подвижных металлических литер. Первый достоверный факт их использования относится к 1403. Еще бульшим достижением стало создание национального алфавита, составленного в 1446 под руководством короля Седжона. Распространение хангыля придало импульс развитию корейской литературы. Главные ее успехи при династии Ли выразились в становлении поэтического жанра сиджо.

Однако в учебных заведениях и делопроизводстве предпочтение отдавалось китайскому иероглифическому письму, о чем свидетельствует большинство дошедших до наших дней публикаций. Помимо тех, что увидели свет при покровительстве властей, важную часть творческого наследия образуют посмертные издания произведений отдельных авторов. Примерами служат сочинения двух крупнейших в 16 в. толкователей неоконфуцианства - Ли Хвана (псевдоним Тхвеге) и Ли И (Юльгок).

Едва минуло 100 лет, как проявилась болезнь, в итоге погубившая династию, - внутренние раздоры в среде господствующего класса. В конце 15 в. - первой половине 16 в. слой образованных граждан подвергся четырем чисткам (сахва), когда соперничающие стороны боролись за право управлять страной. С появлением «восточной партии» и «западной партии» в 1575 начались частые междоусобные партийные столкновения (танджэн).

Жестокие и упорные фракционные схватки сделали невозможным организованное и эффективное управление страной. Многие талантливые люди погибли, подобно Чо Гванджо в 1519, другие предпочли отстраниться от государственных дел. Раздоры поглощали и энергию чосонской элиты янбанов, что лишало их возможности решать сложные проблемы управления государством.

В течение двух столетий Чосон имел мирные отношения с соседями. На севере случались вторжения чжурчжэней, но они легко отражались. В середине 14 в. была установлена северная граница по рекам Амноккан и Туманган. Временами на южное побережье Чосона совершали набеги японские пираты, но угроза была устранена, когда купцам-японцам разрешили вести торговлю через некоторые корейские порты.

В 1592 новый правитель Японии Хидэёси осуществил масштабное вторжение в Корею, надеясь закрепиться на континенте. Лучше оснащенная японская армия быстро сломила сопротивление корейских войск и менее чем за три недели дошла до Сеула. Далее она двинулась на Пхеньян, где перегруппировала силы. За это время чосонский монарх запросил поддержку у китайского императора династии Мин и поднял население. Корейский флотоводец Ли Сунсин на своем знаменитом «корабле-черепахе», первом в мире броненосце, разбил японцев на море.

Вскоре прибыла минская армия, и японские вооруженные отряды были постепенно оттеснены на крайний юг. Настало затишье в боевых действиях, прерванное вторым наступлением японцев в 1597. На этот раз японские войска не сумели достичь Сеула, их линии снабжения были вновь перерезаны Ли Сунсином.

Неудачная политика династии Ли была отягощена бедствиями, которые принесла корейско-японская война. К ее последствиям добавились нашествия маньчжуров в 1627 и 1636. В результате правители династии Ли были вынуждены отказаться от своих связей с империей Мин и искать покровительства у маньчжурской династии Цин (1644-1911).

По окончании войны с Японией внутридворцовые распри стали еще более ожесточенными, на протяжении столетия перевороты сменялись контрпереворотами. Наконец, одна из придворных партий - «партия стариков» одержала нелегкую победу над своими соперниками, «партией молодых», и захватила высшие посты.

В 18 в., во время долгого правления королей Ёнджо и Чонджо, удалось смягчить межфракционные раздоры и возникло движение за переустройство корейского общества, получившее название Сирхак, или «Сторонники реальных наук». Такие мыслители, как Пак Чега и Пак Чивон, предлагали запретить институт полицейского надзора, требовать от кандидатов на официальные должности знаний по истории и государственному устройству Кореи, предоставить право держать экзамены на должность выходцам из всех слоев общества, эксплуатировать природные богатства страны таким образом, чтобы способствовать развитию промышленности и внешней торговли. Чон Дасан выдвинул даже идею «деревенских коммун» с целью решения аграрных проблем.

Период правления Ёнджо и Чонджо ознаменовался общим подъемом культуры. Новая придворная библиотека (Кюджангак) способствовала созданию такого труда, как Тэджон тхонпхён (Полный свод законов). Были составлены антологии китайской и корейской поэзии. Возродился интерес к алфавиту хангыль, приобрела широкую популярность проза, например народное произведение Чхунхян чхон (Сказание о девушке Чхунхян) и роман Ким Манджуна Куун мон (Облачный сон девяти). В это время творил знаменитый художник Ким Хондо и др. Среди превосходных керамических изделий корейских мастеров особенно выделялся декоративный белый фарфор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.