Рефераты. Научно-технический прогресс - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил

нтенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:

а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности;

б) специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания;

в) в науке наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера;

г) включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.

Под техникой (от греч. techne - мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.

Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники - показатель степени овладения человеком силами природы. Если на ранних стадиях истории техника в собственном смысле слова была развита крайне слабо и в производстве преобладал живой труд, то теперь в общей системе трудовых затрат на единицу продукции преобладает, как правило, овеществленный труд. Сокращение доли живого труда в процессе производства - закономерная тенденция технического прогресса. Последний выражается в преобразовании самого содержания и характера труда. По мере того как развиваются орудия труда, изменяется и сам человек: чем более крупные технические преобразования он осуществляет, тем более мощные силы природы он себе подчиняет, тем больше развиваются его способности и знания.

Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Технический прогресс - важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества.

Длительное время развитие науки и техники шло медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось невозможным на прежней основе. Правда, техника как овеществленное знание так или иначе всегда включала в себя результаты научного познания. И в этом смысле развитие техники с самого начала предполагало и развитие науки. Однако только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.

В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производи-тельных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции.

Первым этапом, революционизировавшим и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность. Основную роль на этапе механизации сыграла Великобритания. Именно здесь были созданы машины и технологические производства, полностью изменившие предприятия. Это челнок Дж.Кея для ткацкого станка, прядильная машина «Дженни» Дж.Харгривса и т.д., включая паровую машину Дж.Уатта. С их внедрением продукция стала массовой, то есть дешевой и доступной для большинства людей.

С развитием машинного производства с конца XVIII в. наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.

Россия вступила в XX век с довольно развитой промышленностью. По объему промышленного производства наша страна занимала 5-е место в мире, вслед за США, Германией, Англией и Францией. При этом преимущество Франции перед России было обеспечено за счет развития некоторых отраслей легкой и пищевой промышленности. По ряду важнейших индустриальных показателей Россия опережала Францию: по механовооруженности труда, производству металлургической, машино-строительной продукции, добыче полезных ископаемых и некоторым другим. Но в целом Россия была аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство давало продукции в 1,5 раза больше по сравнению с промышленностью (1913 г.). Да и многие удельные (на душу населения) показатели развития промышленности были значительно ниже, чем в других странах. В целом, по уровню экономического развития Россия отставала от стран-лидеров. Первая Мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция нанесли по экономике страны мощнейший удар. В 1920 году объем промышленного производства составлял менее 13,2 % от уровня 1913 года.

Первым реальным действием Советской власти в области научно-технического прогресса был известный план электрификации России (ГОЭЛРО). В плане ГОЭЛРО были даны четкие ориентиры технической политики, разработана система мероприятий по его реализации. Фактически план ГОЭЛРО - это научно-техническая программа, реализуемая государством. Инструментом управления планом является программно-целевой метод, опыт использования которого (под другим названием) к тому времени в России имелся. Он, в частности, использовался во время Первой Мировой войны в деле обеспечения российской армии боеприпасами. Ведь и тогда государство стремилось управлять производством.

Плановое управление развитием науки и техники в Советской России подкреплялось созданием таких учреждений, как научно-технический отдел ВСНХ, Главнаука и т.п. Научно-техническая политика стала пониматься как совокупность прежде всего директивных мер по созданию и продвижению в народное хозяйство новой техники. В какой-то период программно-целевой метод был выдвинут в качестве очередной панацеи от неэффективности хозяйственного механизма. В состав плана 11-ой пятилетки были включены 170 научно-технических программ.

Использование программно-целевого метода помогало создавать современные образцы военной техники, лидировать в космосе, некоторых других областях, безусловно, важных, потребляющих огромные ресурсы, но не ведущих к повышению уровня жизни населения. Темпы научно-технического прогресса стали замедляться, его влияние на экономику страны сокращаться. К 1984 году стало ясно, что использование программно- целевого метода с целевым финансированием из средств Госбюджета вело только к распылению средств и их неэффективному использованию. Спрос на ресурсы значительно превысил возможности плана.

К началу перестройки доля «интенсивных», то есть инновационных, факторов в приросте национального дохода устойчиво находилась в пределах 25-10 %. Все стороны деятельности, в том числе научно-технической, жестко регламентировались. Предпочтение отдавалось отраслям оборонной промышленности.

3. Характеристика современных направлений НТП

Главное направление с
овременной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в развитии научно-технического прогресса, - автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обусловливает возможность перехода к высшим формам автоматизации - автоматизации целых цехов, заводов - и на этой основе многократного увеличения производительности труда. Этот этап охватывает наряду с промышлен-ностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Новая ступень НТР, на которую мы поднялись, связана с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и т.д. НТП на современном этапе, таким образом, обусловлен тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, например, таких, как биотехнология, которая основана на интеграции методов биохимии, генетической и клеточной инженерии в сочетании с микробиологическим синтезом. Последняя ныне занимает одну из ведущих позиций в научно-техническом прогрессе. Сущность современной научно-технической революции как раз и заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Это означает:

1) научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства;

2) управление производством, технологическими процессами (особенно там, где действуют автоматические системы управления) возможно только на основе науки;

3) научно-исследовательская и конструкторская деятельность включается как непосредственное звено в структуру производственного процесса.

Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. На основе научных достижений нередко возникают и новые отрасли производства. Следовательно, наука, для того, чтобы действительно выполнять роль непосредственной производительной силы, должна опережать развитие производства. Научно-техническая революция охватывает ныне и науку, и технологию, и технику, а также систему организации труда и управления производством.

Советский Союз занимал ведущее положение в фундаментальной науке. Результаты фундаментальных исследований в целом ряде случаев успешно применялись для решения оборонных задач и освоения космоса. Присвоенная в 2000 г. российскому физику Ж.Алферову Нобелевская премия за развитие полупроводниковых гетероструктур для оптоэлектроники и электроники высоких скоростей, то есть за исследования, благодаря которым появились современные быстрые структуры и лазерные диоды - основы современных информационных технологий - это успех еще советской науки.

Но в целом в СССР не удалось, несмотря на отдельные попытки, создать эффективный инновационно ориентированный механизм хозяйствования, адаптированный к внедрению инноваций, оказывающих позитивное влияние на экономику страны, обеспечивающих реальный рост производительности труда и благосостояния ее граждан. Особенно это заметно на примере высокотехнологичных отраслей, например, информатики, телекоммуникаций. Такая же точно картина в традиционных индустриальных отраслях.

Современное развитие производства должно быть направлено на разносторонне внедрение достижений научно-технического прогресса. Так, например, Коллегией Минтопэнерго России были утверждены следующие приоритетные направления развития науки и техники отраслей
топливно-энергетического комплекса:

Газовая промышленность

§ Повышение эффективности геолого-разведочных работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.