Рефераты. Общая характеристика и демографическая проблема в Японии

p align="left">В 1583 г. Тоётоми Хидэёси начал возводить на берегу реки Ёдогава крепость -- Осакский замок. Строительство было закончено через три года. Площадь замка составила 3,3 км на 2,4 км. Его главная пятиэтажная башня вознеслась на 58 м. Замок неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Последний раз он был восстановлен из прочных железобетонных конструкций в 1931 г. Сегодня он является своеобразным символом города.

Вокруг замка стал быстро строиться город. Перемещение сюда при Хидэёси политического центра страны способствовало процветанию города и обогащению его купцов. На берегах реки Ёдогава и ее протоков появились обширные склады различных товаров, которые развозились отсюда на небольших парусных судах не только по побережью всей Японии, но и в соседние страны. С 1634 г. купеческий дом Ёдоя превратился во всеяпонский центр торговли рисом.

Рядом с Осакой процветал еще один купеческий город -- Сакаи, входящий ныне в Осакский мегаполис. Этот город прославился тем, что еще в феодальные времена местные купцы организовали здесь самоуправление и добились для Сакаи статуса «вольного города».

Приход к власти в Японии после смерти Тоётоми Хидэёси военачальников (сёгунов) из клана Токугавы, которые в 1603 г. сделали своим центром Эдо (нынешний Токио), естественно, нанес удар по престижу Осаки, но не подорвал позиций ее купцов. Приспособились они и к условиям «закрытой» Японии, когда в 1639 г. японцам под страхом смертной казни было запрещено покидать пределы страны. Осака сохранила свои позиции центра внутрияпонской торговли. Средневековая купеческая Осака жила не только торговлей, ее жители любили вкусно поесть и хорошо развлечься. В Осаке возникло своеобразное искусство для простолюдинов, в отличие от придворного искусства императорского Киото или самурайской культуры сёгунского Эдо, -- кукольный театр Бунраку, где разыгрывались драмы из жизни простых людей. В отличие от Киото и Эдо, популярен был в Осаке и национальный драматический театр Кабуки. Эти театральные традиции живы в Осаке и по сей день.

Осака знаменита не только своим славным прошлым. Как город с глубокими деловыми традициями, она всегда устремлена в будущее. Впечатляющим примером таких усилий явилась «ЭКСПО-70» -- первая всемирная выставка, проведенная в Японии и в Азии в целом. Она проходила под девизом: «Прогресс и гармония для человечества». Одной из ее целей была демонстрация японцам возможностей научно-технического прогресса. В частности, организаторы выставки сделали попытку показать посетителям прообраз «общества информатизации», подготовить их к тем качественным изменениям, которые внесет век компьютеров в их повседневную жизнь и в условия их труда.

Да и само строительство «ЭКСПО-70» оказало сильное воздействие на древнюю Осаку, вдохнуло новую жизнь в регион Кансай. Осака приобрела еще более современный вид, подтянулась к западному уровню качества городской инфраструктуры и жилищного строительства.

Осака делится как бы на две части: на исторический юг и деловой север. Наиболее интересна южная часть города. Здесь находится традиционный торговый центр Осаки -- квартал Синсайбаси. В квартале Дотонбори уже 300 лет сосредоточена ночная жизнь города.

В южной части расположены и самые знаменитые храмы города. Среди них синтоистский храм Сумиёси, в котором покоятся души погибших моряков. Здесь же находится и древнейший буддийский храм Ситэннодзи, построенный принцем Сётоку тайси еще в VI в. Каждый год 22 апреля на территории храма проходит большой праздник, в ходе которого демонстрируются бугаку -- придворные танцы и церемонии эпохи Хэйан (VIII-ХII вв.). Что касается северной, деловой, части Осаки, то здесь в квартале Додзима и на речном острове Наканосима находится построенное в 1821 г. в стиле ренессанса здание городского муниципалитета, действующая с 1878 г. фондовая биржа, вторая по величине и значению в стране, офисы крупнейших компаний и банков.

С 1697-го по 1939 г. в Додзиме действовал центральный оптовый рисовый рынок, который устанавливал цены на рис для всей страны (в годы второй мировой войны он был переведен в Токио).

Северную и южную часть города прорезает в меридиональном направлении бульвар Мидосудзи -- центральная магистраль города. Это бульвар, обсаженный деревьями гинко. Самый крупный праздник в городе -- Тэндзин -- проходит ежегодно 24-25 июля. Он входит в тройку наиболее известных праздников во всей Японии. Днем по улицам движутся празднично украшенные процессии горожан, несущие паланкины микоси. А вечером на реке проходит парад красочно расцвеченных речных судов и лодок. Горожане, сидящие в них, распевают песни под гром японских барабанов. Небо над городом расцвечивается праздничным фейерверком.

11 Демографическая проблема современной Японии

Взрослое поколение

Первая из этих причин -- впечатляющий рост сред-ней продолжительности жизни: 77 лет для мужчин и 84 года для женщин. Япония заня-ла по этому показателю первое место в мире и в ближайшие го-ды уйдет вперед еще дальше. Кардинальное улучшение меди-цинского обслуживания в соче-тании со здоровой националь-ной диетой (рис, овощи, морепродукты, растительное масло) сделали для японцев уход на пенсию началом "второй жизни" протяженностью не 5, а 20 -- 25 лет.

В результате увеличивается число людей в возрасте более 65 лет. Причем это старение на-ции происходит гораздо быст-рее, чем в других странах. Доля населения старше 65 лет воз-росла в Японии с 7 до 16 про-центов всего за три десятиле-тия. Тогда как во Франции ана-логичный процесс занял 114 лет, в США -- 69 лет. Демографы уверенно прогнозируют, что к 2025 году к возрастной катего-рии за 65 лет будет относиться 25 процентов жителей, то есть каждый четвертый японец. Это означает, что если нынче на од-ного пенсионера приходится 6 -- 7 работающих, то скоро каждого из них должны будут содержать двое тружеников.

Быстрое старение нации со-провождается другим, не менее опасным

демографическим фе-номеном: падением рождаемо-сти. Трудолюбивым японцам пришла пора встревожиться по поводу своих способностей к массовому производству. Но не к выпуску автомобилей или теле-визоров, а к созданию собствен-ного потомства. В трудные пос-левоенные годы в стране восхо-дящего солнца ежегодно появля-лось на свет почти три миллиона младенцев. Ныне же -- лишь не-многим более миллиона.

Показатель рождаемости (то есть количество детей, которое

среднестатистическая женщина производит на свет за свою жизнь) с послевоенной цифры 4,5 опустился ниже 1,4. (Для воспроизводства требуется не менее 2,1.) Это значит, что насе-ление Японии, достигнув к 2008 году 128 миллионов, затем нач-нет сокращаться примерно на полмиллиона человек в год. Итак, с одной стороны -- «се-ребряная революция», то есть старение нации, с другой -- падение рождаемости. Сочетание этих двух тенденций чревато весьма негативными последст-виями. Во-первых, рост числа пенсионеров при уменьшении числа работающих создаст не-посильную нагрузку для систе-мы социального

обеспечения. В 2025 году, когда каждому чет-вертому японцу будет больше 65 лет, отчисления в пенсионный фонд придется увеличить до 35 или даже до 50 процентов зара-ботной платы против нынешних 17 процентов (половину этой суммы сейчас представляют ра-ботодатели). Чтобы такие отчис-ления были посильны для труже-ников, придется удвоить им зар-плату. А это неизбежно скажется на цене продукции, то есть на ее конкурентоспособности. Во-вторых, рост числа пен-сионеров приведет к увеличе-нию налогов, а это в свою оче-редь уменьшит приток инвести-ций, более того, вызовет утечку капиталов. В-третьих, из-за снижения рождаемости обост-рится нехватка рабочей силы, а ввозить ее из-за рубежа японцы опасаются. Ведущие концерны станут еще активнее переме-щать производственные мощно-сти в другие страны, а это разо-рит малые и средние предпри-ятия, являющиеся ныне их суб-подрядчиками.

В-четвертых, снизится уровень личных сбере-жений, который служит одним из ключевых факторов динамиз-ма японской экономики. Наконец, социальный аспект, то есть область семейных отно-шений. Обогнав по

эффективно-сти производства Северную Америку и Западную Европу, Япония остается далеко позади них в области социального обеспечения. До недавних пор этот недостаток компенсиро-вался конфуцианскими тради-циями: «три поколения под од-ной крышей».

Старший сын (особая роль которого в семье подчеркива-лась с малолетства) не только наследовал отчий дом, но и га-рантировал обеспеченную ста-рость родителям. С того дня, как свекровь торжественно переда-вала невестке самодзи (дере-вянную лопаточку для раскла-дывания риса), хозяйничать в доме начинало следующее по-коление, а отец и мать сохраня-ли лишь совещательный голос в семейных делах.

В 60-х годах 80 процентов японских семей жили по принципу «три поколения под одной крышей». Ныне же их ос-талось лишь около 30 процен-тов, и по количеству одиноких стариков Япония скоро догонит Англию.

На вопрос, почему молодежь теперь все чаще предпочитает жить отдельно от родителей, один японец ответил так: - Ну, во-первых, для этого появились материальные пред-посылки, молодая семья в состо-янии обзавестись собственным жильем. А во-вторых, принцип «три поколения под одной кры-шей» годится для развивающих-ся стран, где старцы не живут так долго, как у нас. В Стране восходящего солн-ца сейчас насчитывается 44 миллиона семей (после войны было вдвое меньше). Причем 12 миллионов из них состоят из двух человек, а 10 миллионов -- вообще одиночки. В XXI веке бо-лее двух третей японцев будут доживать свою жизнь одни. Но справедливости ради надо за-метить, что того

желают не толь-ко их дети, но и они сами. В средневековой Японии су-ществовал бесчеловечный обы-чай «убасуте». Жители бедных селений уносили обессилевших стариков в горы и после ритуала прощания оставляли их умирать в одиночестве. Нынешнему по-колению пожилых японцев по-добная участь не грозит. Хотя заложенное в национальной психологии представление о глубоких старцах как о бремени для их близких порой дает о се-бе знать. Даже в средствах мас-совой информации звучат сето-вания тех, кто вынужден ухажи-вать за беспомощной 80-летней матерью или отцом. Однако большинство япон-ских пенсионеров материально обеспечили свою старость. Госу-дарственные пенсии (около 600 долларов в месяц), которые пре-доставляются с 65-летнего воз-раста, обычно дополняются вы-платами из частных пенсионных фондов, а они, по крайней мере, вдвое выше. По заключению японской ме-дицинской ассоциации, пожи-лым людям для счастья нужно четыре условия: быть здоровым, быть экономически независи-мым, иметь друзей, оптимисти-чески смотреть на жизнь, С 70 -- 80-х годов в Японии стали популярны «родзин курабу», то есть «клубы стариков». Там есть школы бальных танцев, кружки икэбаны и чайной цере-монии, курсы иностранных язы-ков. Но сейчас эти клубы вышли из моды -- причем главным об-разом из-за своего названия. Шестидесятилетние, да и те, кто старше их, не

хотят называть се-бя стариками. Поэтому огромным успехом пользуется ассоциация «Вторая жизнь». Среди ее членов, кстати говоря, немало людей, которые берут уроки русского языка по телевидению. Компания «Эн-Эйч-Кей» приглашает вести за-нятия наших известных дикто-ров. В этой роли, в частности, выступали Анна Шатилова, Ан-гелина Вовк,

Татьяна Судец. Оказалось, что русский язык -- именно потому, что он один из самых трудных, -- мно-гие японские долгожители взя-лись учить по совету врачей как профилактическое средство от старческого маразма.

Ассоциация «Вторая жизнь», цель которой найти японцам занятие на 20--25 лет после ухода на пенсию, -- на-глядное олицетворение «сереб-ряной революции». Что же каса-ется второй демографической проблемы -- тенденции опустев-ших колыбелей, то ее олицетво-ряют молодые японки, которые не только не хотят выходить за-муж (средний возраст невест -- за 27 лет), но и, заведя семью, избегают иметь детей, чтобы не ломать служебную карьеру. Именно эта социальная катего-рия тратит больше всего денег на туалеты и парфюмерию, чаще всего совершает зарубежные поездки. Выдвигалась идея об-ложить этих молодых, живущих в свое удовольствие женщин вы-соким налогом за бездетность. Но через парламент законопро-ект не прошел. Его сочли нару-шением прав человека.

Рожать, мол, или не рожать -- личное де-ло женщины. А то будет как в

ми-литаристской Японии, где патри-отическим долгом каждой семьи считалось подарить родине хотя бы двух сыновей.

Молодежь

Наряду со старением нации и падением рождаемости происходит и изменение японской молодежи как таковой. Многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов и студенток не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и вообще мало, что знают об истории и традиционной культуре своей страны. Их интересы одновременно космополитичны и ограниченны благодаря вековому «особому пути» Японии. Поколение родителей нынешней молодежи обеспечило экономический прогресс Японии. А у современной молодежи, похоже, уже нет цели трудиться в поте лица ради процветания фирмы. Современная японская молодежь больше интересуется собой, и у нее нет желания решать социальные проблемы и улучшать общество. Если раньше японская молодежь активно участвовала в жизни общества, уже хотя бы тем, что интенсивно трудилась в фирме, в том числе и затем, чтобы достичь материального благополучия, то теперь такая цель, достижение благополучия,

значения не имеет, благополучие достигнуто. И теперь, когда молодые люди потеряли эту экономическую цель, некогда объединявшую людей, их система ценностей стала индивидуальной. Молодые японцы теперь стремятся к достижению не тех целей, которые навязываются им со стороны, внешними условиями, а тех, которые диктует им их индивидуальный внутренний мир. Обилие свободного времени вкупе с поголовной мобильной телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься, чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной на свете. Усиление индивидуализма -- большая проблема, и сейчас идут споры, что оно

несет Японии. Но дело в том, что причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного хода развития экономики. В прошлом японская экономика строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а по способностям. А от неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. И хотя старшие поколения выступают против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики. Поэтому опасения, что по мере взросления молодежь будет возвращаться к коллективным системам ценностей, беспочвенны. Молодежь сейчас уже не выносит никакого давления извне, никакого навязывания. Индивидуализм японской молодежи -- не подражание Западу, а в первую очередь протест против насилия коллективного, группового сознания прежней эпохи. Индивидуализм японской молодежи имеет совершенно иное качество, чем индивидуализм молодых американцев. Американцы выросли в христианской культуре, у них есть представление о Боге, а японцы такого представления не

имеют. Появилось много людей, которые хотят зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру.

Министерство труда Японии выразило обеспокоенность: многие молодые люди, которые отказываются от «работы на всю жизнь» в крупных корпорациях, якобы угрожают процветанию страны. Во время экономического взлета Японии в 1980-х годах получение постоянного места в крупной японской корпорации считалось вершиной успеха, гарантировавшей благополучие и стабильный доход. Однако современная японская молодежь, получившая среднее и даже высшее образование,

предпочитает трудиться на временных работах, не требующих специального образования, без каких-либо перспектив роста.

С 1982 года число таких молодых людей, которых здесь называют «фрита», утроилось, составив уже 1,5 миллиона человек. По данным исследования, проведенного по заказу японского правительства, число выпускников школ, которые не пытаются искать себе «карьерную» работу, в два раза превосходит число тех, кто такую работу искал, но не получил. Около 80 процентов японских безработных сами покинули свое место или вообще его не искали. За прошедшие десять лет образ сотрудника крупной корпорации превратился в глазах молодежи из «служащего-самурая» в «корпоративного трутня». Стиль работы крупных японских корпораций предполагает, что молодой человек довольно долго работает на низших должностях, получая небольшую зарплату, зато получает гарантию, что будет работать там всю жизнь, постепенно получая все возрастающую зарплату. Однако в результате серии банкротств крупных предприятий доверие жителей Страны восходящего солнца к такому стилю работы сильно упало. Около 20 процентов японской молодежи даже не пытаются найти работу и не планируют свое будущее, довольствуясь случайными подработками. Истории о системе пожизненного найма и легенды о преданности работника фирме скоро могут стать достоянием учебников по истории экономики. «Серебряная революция» в стране пустых колыбелей может привести к тому, что Япо-ния вступит в XXII век с населени-ем 67 миллионов человек, а это вдвое меньше, чем на пороге XXI века. А достаточно радикальное отличие взглядов детей от жизненных принципов отцов может абсолютно изменить облик будущей Японии.

12 Заключение

Япония - страна огромных возможностей. Она имеет многовековое культурное наследие, но при этом современная Япония необычайно технологически развитая страна. Япония абсолютно не похожа на другие страны Азии. Японцы ценят чистоту крови, свои обычаи и даже в наше время находятся люди, которые придерживаются обычаев. Я очень люблю эту страну. Мне интересно узнавать что-то новое о ней, о ее жителях, о культуре, о писателях, музыкантах и художниках, об обычаях, о заведенных правилах. Узнавая что-то новое о Японии и ее жителях, невозможно не обратить внимание на своеобразие их жизни. Япония изобилует красивыми буддистскими храмами, Японскими садами, дворцами. Я надеюсь, что когда-нибудь у меня появится возможность побывать в этой стране и пообщаться с ее жителями.

13 Список используемой литературы

1. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник, 2004 год.

2. Япония. Физическая и экономическая география. Г. Треварт, Москва, 2007 год.

3. Современная Япония. Справочник. Москва, 2003 год.

4. Большой справочник: География. Москва, «Дрофа» 2004 год.

5. Малая энциклопедия стран. Н.Г. Сиротенко, В.А. Менделев. Москва, «Торсинг», 2001 год.

6. Сайт Японского посольства в России www.Embjapan.ru

7. Японский парадокс: Реальности и противоречия капиталистического управления. Б.З. Мильнер, 2003 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.