Рефераты. Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ

p align="left">

Итоги 2008 года, рассмотренные Госкомтрудом РТ, показали, что одной из эффективных форм работы органов труда и занятости с населением и работодателями по оказанию дополнительных услуг содействия в трудоустройстве является организация Ярмарок вакансий.

По результатам каждой Ярмарки вакансий, проведенной в п.г.т. Кукмор, специалистами Лаборатории по проблемам занятости Госкомтруда РТ проводится соответствующий анализ путем социологического опроса посетителей. Данные говорят о том, что основным связующим звеном между работодателями и районными центрами являются вопросы занятости и развития цивилизационного рынка труда. Говоря о перспективности Ярмарок вакансий в трудоустройстве граждан, более 83% указали на их настоятельную необходимость, 15% опрошенных затруднились в ответе на этот вопрос и лишь 2% сочли, что данная форма трудоустройства граждан не имеет перспективы. Среди общих пожеланий, высказанных работодателями по вопросам проведения Ярмарок, есть предложение по организации постоянной городской биржи труда, территориальному разделению Ярмарок по районам Кукмора; расширению обмена информацией между работодателями и службами занятости, необходимости консультаций и разъяснений по поправкам к новому Закону РТ “О занятости населения” и пр.

Социологический опрос посетителей Ярмарки вакансий в октябре прошлого года позволяет сформулировать следующие общие выводы:

1. При сохранении общего социально-демографического и профессионально-квалификационного состава посетителей Ярмарки в ее контингенте происходят постоянные изменения. Так, неуклонно увеличивается количество молодежи. Причем преимущественно за счет выпускников учебных заведений и учащихся (студентов). Происходит и одновременное увеличение категорий населения, как имеющих стаж, так и не имеющих трудового стажа. Растет и доля мужчин.

2. По-прежнему основными посетителями Ярмарки остаются преимущественно женщины, причем в возрасте, наиболее пригодном для социального и профессионального совершенствования.

3. Большинство проблем, связанных с продолжительными поисками работы, по-прежнему объясняются прежде всего причинами психологического порядка - неготовностью к работе в новых экономических условиях. Многие безработные не готовы сменить свою прежнюю профессию и переобучиться другой.

4. Все большее число посетителей Ярмарки основные надежды в поиске работы связывают с работой районных центров труда и занятости. Безработные начинают больше доверять и надеяться на службы занятости, которая становится настоящими центрами регулирования движения рабочей силы на рынке труда.

5. По установкам основную массу посетителей составляют лица, пытающиеся устроить свое будущее в рамках традиционных стереотипов. В частности, многие из них все еще желают найти работу на государственных предприятиях и с помощью государственных органов.

6. Традиционные многолетние социологические опросы посетителей Ярмарок вакансий позволяют утверждать, что происходят серьезные изменения в экономическом сознании граждан. Так, на Ярмарке оказалось достаточно много опрошенных, предпочитающих работать в частной или приватизационной фирме. В прежние годы сама мысль о возможности работы по найму в частной фирме вызывала негативное отношение.

7. Опрос работодателей показал, что Ярмарки вакансий уже имеют свой постоянный контингент, как среди посетителей, так и среди работодателей. Однако необходимо более интенсивно обновлять круг ее участников - только тогда служба занятости получит возможность расширить банк вакансий за счет притока новых работодателей.

8. По мнению работодателей, слабым методом Ярмарок остается их техническое оснащение, но абсолютное их большинство указывает на необходимость их регулярного проведения.

В настоящее время сложилась ситуация, когда предприятия и организации Кукморского района практически не инвестируют средства в профессиональное развитие своих работников, также как и вновь создаваемые предприятия, привлекая подготовленную рабочую силу, никак не компенсируют затраты на их подготовку. Возможно, имеет смысл поставить вопрос о формировании областной программы развития человеческих ресурсов.

Создание и сохранение рабочих мест, в том числе и в сфере общественных работ должно стать одним из важнейших направлений социально-экономической политики. Эта задача должна решаться на нескольких уровнях: реализация проектов полного перепрофилирования предприятий, модернизация уже существующих производств или их расширение, а также реализация локальных проектов, предполагающих создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

В целях расширения практики общественных работ и повышения их эффективности Службе занятости Кукморского района, совместно с администрацией, необходимо подготовить проект «Об организации общественных работ в Кукморского района». Принятие этого постановления позволит увеличить число занятых в различных отраслях народного хозяйства. Расширение спектра видов и форм общественных работ, повышение ответственности местных органов власти за их организацию позволит сформировать достаточно самостоятельный и объемный сегмент рынка труда.

Полагаем также, что необходимо совершенствовать механизмы формирования и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРИ). В профессиональной части ИПРИ (или в каком-то другом сопутствующем документе) необходимо давать описание профессионального статуса инвалида, включающего следующую информацию:

- профессиональная группа, к которой относится инвалид;

- уровень профессиональной состоятельности (степень владения профессиональными знаниями, навыками);

- профессиональное образование, квалификация;

- профессионально значимые психофизиологические функции, которые может выполнять инвалид;

- описание индивидуальной модели рабочего места инвалида (необходимость специальных условий, режима и т. п.).

Сегодня, к сожалению, не решается очень важный вопрос экспертной оценки рабочих мест для инвалидов. Стандартизированная информация об условиях работы, нагрузках на психофизиологические системы человека, необходима при решении вопросов трудоустройства. Для этого нужно разобраться, кто должен этим заниматься, и обеспечить финансовый ресурс для реализации этой задачи. Для начала - хотя бы по нескольким наиболее актуальным профессиям.

Говоря о проблеме трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, в качестве направлений решения этой проблемы необходимо выделить формирование государственного заказа на подготовку специалистов, совершенствование механизма профориентационного обеспечения перераспределения молодежи по профилям, уровням и формам обучения, развитие целевой подготовки, обеспечение социального партнерства между системой образования и службой занятости.

Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находится на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.

Общий анализ рынка труда показал, что на нем, как и на российском рынке труда в целом, процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.

Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения РТ и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

Преимущественное развитие в районе получили легкая промышленность и сельскохозяйственное производство. Наиболее развита легкая промышленность и строительство. Но именно в этих отраслях промышленности и наблюдается на сегодняшний момент спад производства, в связи с мировым кризисом. Поэтому руководителям и специалистам промышленных предприятий необходимо серьезно подумать над разработкой и выпуском конкурентноспособных товаров, уменьшение затрат на их производство, об открытии новых цехов и служб по внедрению новых технологий по выпуску новых товаров, которые пользуются спросом.

В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы занятости населения РТ необходимо отработать механизм поиска ”золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

Заключение

В нашей работе мы попытались дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда в России, Татарстана и конкретно Кукморского района, реальности и перспективы рынка труда, а так же его региональные особенности. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

По причине глобального экономического кризиса, ближайшие два года не сулят нам ничего хорошего. Растет число убыточных производств. Это создает предпосылку “залпового” выброса рабочей силы. К числу “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентноспособными.

В 2009 - 2010 годах ожидается переход части скрытой безработицы в открытую. Служба занятости с ее скудным фондом в такой ситуации не сможет оказать серьезную помощь. Она не обладает необходимой информационной базой, а также достаточной материальной поддержкой со стороны государства. Дальнейший спад отечественной промышленности и стихийное формирование рынка труда могут привести к социальному взрыву, катастрофе.

В течение 2008 года многие предприятия продолжали снижать производство товаров и услуг, в связи с чем произошло сокращение численности и штата работников. Например, меховая фабрика АО “МЕЛИТА” снизила производство на 30%, в результате было сокращено 120 человек. АО “Райпищекомбинат” сократило производство на 42%, в результате чего комбинат действует в режиме неполной рабочей недели.

Ниже прожиточного минимума в Кукморском районе в настоящее время живут 10% всего населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.