Рефераты. Переименованные города

p align="left">Переименование улиц города имело место и в послевоенные годы, особенно во второй половине 80-х, когда с его карты исчезли имена А.А.Жданова, Ф.И.Голощекина, П.З.Ермакова. В сентябре 1991 г. решением горсовета Свердловску было возвращено историческое название - Екатеринбург. Переименование было осуществлено (как и в 1924 г.) без опроса его жителей, но сэкономило значительные средства, а главное - способствовало ускорению процесса восстановления исторической среды города, которая формирует гражданина и патриота.

5. Андропов-Рыбинск

Крутые повороты русской истории начала ХVIII века близко затронули и судьбу Рыбной слободы. Ее особое географическое положение сыграло в этом решающую роль. Слобода располагалась на самой северо-западной излучине Волги, выше которой река становилась уже мелководной. Как две руки, протянутые к Петербургу, были два крупных притока: Шексна и Молога. Здесь, в Рыбной слободе шла перегрузка товаров, прибывающих с низовий, на более мелкие суда, которые могли проходить по Вышневолоцской, а затем и по другим водным системам.

К середине XVIII века Рыбная слобода по масштабам и значению фактически стала городом, хотя формально этот статус она получила в 1777 году. Город стал называться Рыбной, а затем Рыбнослободском .

В конце XVIII века появляется уже несколько описаний города Рыбинска (с восьмидесятых годов XVIII века он уже назывался так). По ним можно составить представление о городе. Именно в этот период складывается градостроительная структура Рыбинска. Характерной особенностью XVIII века для окрестности Рыбинска являются дворянские усадьбы, принадлежащие старинным дворянским фамилиям.

Несколько больших пожаров в конце XVIII - начале XIX веков очистили город от деревянной застройки, ускорили процесс его обновления и упорядочения. Регулярный план 1784 года дополненный при расширении территории города в 1855 году оставался основой архитектурно-планировочного развития Рыбинска на протяжении всего XIX столетия.

Рыбинск был не только городом купцов и торговцев. Его называли столицей бурлаков - трудового Волжского люда, которые десятками тысяч стекались со всей России. Если в середине XIX века коренное население не достигало и 10 тысяч, то летом здесь собиралось более 100 тысяч бурлаков, грузчиков, боцманов, водоливов, судорабочих.

Культурническая работа в Рыбинске имела большое общесоюзное значение. Не случайно именно здесь в 1919 году прошел первый в стране Краеведческий съезд. Рыбинский музей совместно с Рыбинским научным обществом были настоящим народнохозяйственным комплексом, подлинной уездной "Академией наук".

Рыбинск был переименован в Андропов, а затем обратно в Рыбинск.

В настоящее время Рыбинск - исторический город Российского значения. Это город областного подчинения, районный центр с высокоразвитой промышленностью. Будущее города уже сейчас вырисовывается на планшетах архитекторов и градостроителей, в проектах реставраторов и реконструкторов. Разрабатывается социально - культурный проект исторического центра. Жилые дома, музеи и туристские центры, гостиницы и рестораны, библиотеки и театры, магазины и бытовые учреждения - всё будет возрождаться с использованием старых рыбинских традиций. Музей судоходства и судостроения, музей купеческого быта, древнерусского искусства, театральные гостиные, литературные кафе, историко-художественный музей и туристский центр станут настоящим историко-культурным ядром города.

6. Дзауджикау-Орджоникидзе-Владикавказ

В 1774 году в результате русско-осетинских переговоров состоялось добровольное присоединение Северной Осетии. Этот шаг, очевидно, не был случайным. Россия, начиная вхождение в горный район Северного Кавказа, сделала ставку на единственный среди множества местных народов и народностей ираноязычный народ. Расчет оказался верным: на протяжении дальнейших 200 с лишним лет он неизменно оставался и остается самым лояльным по отношению к России народом на всем Кавказе.

Если вхождение Закавказья в состав империи самым благоприятным образом отразилось на судьбе грузин, то же самое можно сказать и в отношении осетин касательно Северного Кавказа.

Тем не менее, Грузия всякий раз, когда возникала возможность дистанцироваться от Москвы вплоть до отделения, с готовностью пользовалась ею, а Осетия (как Северная, так и Южная) - нет. Более того, когда нынче пошла волна переименований городов в национальных республиках на местный лад, североосетинцы поменяли советское название своей столицы Орджоникидзе не на прежнее сугубо осетинское название Дзауджикау (1944-1954 гг.), а на исконно русское Владикавказ.

Название Владикавказ говорит само за себя, а переименование его в Орджоникидзе - это кровь гражданской войны.

Возвращение городу имени Владикавказ не спасло его от нового кровопролития. Ингушский народ, безвинно наказанный «отцом народов», был реабилитирован, но без возврата отобранной земли.

Это столкнуло его с новыми обитателями отчих домов и земель.

7. Ленинград-Санкт-Петербург

Петербуржцы, ленинградцы, питерцы, и рядом - Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, Петроград: являются ли эти самоименования и имена равноценными и равнозначными? Если да, то почему большая часть приезжих и гостей называют город Ленинградом? Не менее важен и второй вопрос: почему ленинградцы "сдали" имя своего города, позволили его переименовать?

Рассматривая вопрос о причинах упорного отстаивания прежнего названия города (Ленинград) со стороны приезжих сразу нужно отметить, что дело не в том политическом противостоянии Санкт-Петербурга и Ленинграда, которые задавались и задаются извне, а в том, что только имена "Ленинград" и "ленинградцы" имеют однозначный, явный и внятный социальный смысл, смысловую наполненность. В то время как понятие Санкт-Петербург, петербуржцы, питерцы - проблематичны и проблематизированы. Когда мы говорим: "Санкт-Петербург" - о каком городе речь? О какой временной эпохе? Если сравнить с Москвой, то ее идентичность, конечно же строилась/осознавалась постепенно, она прерывалась, но эта прерванность осуществлялась в отдаленные от нас эпохи: при Петре I, в революционную эпоху, когда было время на осознание, интерпретации и интеграцию интерпретированных значений в массовое сознание. Существенно, что московская столичная идентичность оставалась неизменной на протяжении последних 70 лет. Эта идентичность, как стойкий и стабильный феномен сформировалась к 30-м гг. XX в. Чтобы разобраться в этой путанице именований жителей и их региональной идентичности, следует обратиться к истории. Петербург строился, осуществлялся и существовал (да и ныне этот изначально заданный импульс жив) как имперский город. Именно этот, державный аспект всегда подчеркивался в истории города, и особенно в русской литературе XVIII - начала XIX вв. При этом, изначально, ни о какой петербургской региональной идентичности или, хотя бы региональной особости города, речь не шла. Начало осознания/рефлексии особости Петербурга происходило с середины XIX века. К концу XIX века сформировались, вернее явно отрефлексировались в массовом сознании два лика Петербурга: Петербург как город изначально державный, парадно-имперский, и Петербург как город черни, массовый город, где горожане зажаты роскошью, парадностью.

После переименования в Петроград имя города наполнялось новыми смыслами, а затем и памятью революции и победившего пролетариата.

Доблокадный Ленинград был городом социально не однородным, своего рода анклавом для не интегрированных советским режимом "обломков" российской империи. И петербургская и питерская идентичности постепенно утрачивались, выветривалась, под напором миграций и постепенной интеграцией "бывших". Но ее окончательному "выведению" способствовала блокада, которая "спаяла" социальную структуру города.

После войны, в целом в стране, эти социальные барьеры были сняты; одновременно, общий военный опыт, а затем опыт победы, способствовали уменьшению враждебности к "бывшим". В Ленинграде же, блокадный опыт, как особый опыт коллективной жизни в экстремальных условиях способствовал увеличению эмпатии горожан друг к другу.

Феномен сжимающейся идентичности ленинградцев и все большее количество мигрантов позволили состояться переименованию города в 1991 году. Дискуссия о переименовании Ленинграда осуществлялась по преимуществу как сугубо политическая дискуссия. Согласно советской идеологии у названия "Ленинград" было устойчивое коннотативное значение: имя города связано с именем Ленина. Это, однако, совсем не очевидно. Корректнее говорить о том, что данная коннотация отсылает к советскому прошлому, но не к фигуре Ленина. А это прошлое очень многообразно и поэтому здесь имеет место многообразие коннотативных значений. Это и город трех революций, и город переживший блокаду, и город с особым типом культуры, и родина советского рока и т.д.

Ленинградская идентичность была намерено дискредитирована и как революционно-ленинская, и как советская, при этом социальный опыт консолидации и преодоления отчуждения и сословности в блокадном городе был предан забвению.

Петербургская идентичность как бы "перетянула", включила, усвоила в себя идентичность ленинградскую, но социальный опыт ленинградской идентичности не был ни усвоен, ни актуализирован... Петербургская идентичность выстраивалась как идентичность интеллектуалов, тяготевших к ушедшей элитарной культуре российской империи, и одновременно противопоставлявшая себя официальной и официозной культуре советской страны. И сегодня, когда некому противопоставлять свою петербуржскость, так как нет уже советской страны и КПСС, то эта идентичность "провисает", не осуществляется. Новую идентичность трудно сформировать, во-первых, из-за невозможности унаследовать и разделить опыт блокадного единства приезжими жителями Санкт-Петербурга, и, во-вторых, из-за непривлекательности "недемократичности" элитарности "петербуржества" для мигрантов в век публичной демократии и массовой культуры. Показательно, что попасть в элитные круги Москвы легче чем в аналогичные среды Санкт-Петербурга, а сфера публичности в Санкт-Петербурге намного менее интенсивна чем в Москве.

8. Царицын-Сталинград-Волгоград

В 1925 году делегация царицынских градоначальников в Москве предложила назвать город Царицын Сталинградом. И лидер принял предложение… Еще бы: в городах Сталин начал индустриализацию за счет населения и бесплатной работы заключенных, которыми были полны все тюрьмы. На внешнем рынке во имя реализации «поступательной» политики были проданы большие запасы золота, платины, алмазов, гнали на экспорт лес, уголь, нефть, хлопок, хлеб и многое другое. В селах началась принудительная коллективизация, что в государственных планах называлось «перекачать средства из сельского хозяйства в тяжелую индустрию». В итоге в 1932-33 гг. разразился голод. Но, как показывают документы, государство диктатуры пролетариата не хотело спасать голодающих от смерти. Более того, приняты были беспрецедентные карательные меры в этих условиях.

Как показывают документы, только за полгода применения закона от 7 августа 1932 г. за хищения на срок не ниже десяти лет с конфискацией имущества в Нижневолжском крае было осуждено 12 725 человек. В основном это были крестьяне, которые, спасая себя и детей от голода, приносили с тока или с поля горстки зерна или колоски. Выполнить планы заготовок, спущенные сверху, можно было только ценой голодной смерти.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.