Рефераты. Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан

p align="left">Концепция предполагает регулирование отношений, возникающих в связи с изучением и использованием этих источников энергии, для создания благоприятных предпосылок приоритетного использования НВИЭ в интересах улучшения социального положения населения, охраны окружающей природной среды и экономии невозобновляемых источников энергии.

Возобновляемые источники энергии - источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии (солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и др.).

В Энергетической стратегии России для преодоления отставания в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива для будущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных от электросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки в экологически напряженных районах признано необходимым: разработать и принять федеральный закон «О возобновляемых источниках энергии» и соответствующий акт Правительства Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива.

Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство.

2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики

Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики заключаются в том, что формирование последней происходило от плановой экономики к рыночной. Рассмотрим этот процесс более подробно. Правовые нормы, сформировавшиеся в условиях плановой экономики, не способствовали развитию энергетики в рыночных условиях. Поэтому принят адекватный рыночным отношениям пакет законов, в их числе базовый Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», которыми определен ряд базисных изменений в данной сфере. Осуществляются демонополизация структур Единой энергетической системы (РАО «ЕЭС России») и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг в области электроэнергетики с выделением генерации (производства), деятельности по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыту электрической энергии в качестве самостоятельных видов деятельности.

Указанные изменения в сферах производства, передачи, купли-продажи электроэнергии обусловили ряд существенных изменений и в структуре договорных связей по обороту электрической энергии. Появились новые договорные формы, направленные на регулирование отношений, связанных с реализацией и приобретением электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Это:

1) договор об оказании возмездных услуг по передаче электрической энергии;

2) договор об осуществлении технологического присоединения энерго-принимающего устройства (энергоустановки) к электрической сети;

3) договор об оказании возмездных услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;

4) договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии;

5) договор купли-продажи электроэнергии;

6) договор купли-продажи электрической энергии по равновесной цене оптового рынка;

7) договоры купли-продажи, а также поставки электрической энергии на розничных рынках;

8) договор купли-продажи электрической энергии у гарантирующего поставщика.

Рассмотрим более подробно договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК).

Таким образом, договору энергоснабжения присущ ряд черт, отсутствующих у других гражданско-правовых договоров. К ним относятся необходимость иметь присоединенную к энергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность приборов учета.

Особые свойства электроэнергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления, ограниченность применения начал «владения» и «распоряжения» по отношению к энергии, практическое совпадение момента производства и потребления электроэнергии как единого во времени процесса.

При разработке второй части ГК договор энергоснабжения был определен как разновидность договора купли-продажи, поскольку энергия - это товар. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения, являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующих признаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, ни непосредственно примыкающим к нему договорным институтом.

Договор заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) энергии. Порядок заключения договора энергоснабжения различен в зависимости от того, заключается он с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

Поскольку договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, порядок его заключения содержит особенности. В силу п. 3 ст. 426 ГК не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить энергию потребителю. При необоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора на отпуск энергии потребителю применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК: потребитель энергии в этом случае может обратиться в суд с требованием о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор.

В соответствии со ст. 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектов оптового рынка входят поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном названным Законом, администратор системы оптового рынка, а также организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры (электросети, системный оператор).

При покупке электроэнергии на оптовом рынке покупатель заключает договоры с тремя организациями: 1) с электрическими сетями - на оказание услуг по передаче электроэнергии; 2) с системным оператором - на оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электрической энергетики; 3) с администратором системы оптового рынка - на присоединение к финансово-расчетной системе оптового рынка.

Правила функционирования оптового рынка, передачи электрической энергии по сетям, оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики согласно Закону об электроэнергетике определяются Правительством РФ. Поэтому перечисленные выше договоры должны быть квалифицированы как договоры присоединения (ст. 428 ГК). Основные условия таких договоров определены правилами об оптовом или розничном рынке (ст. 13, 29, 32, 35 Закона об электроэнергетике), утверждаемыми Правительством РФ. Эти условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Помимо указанной системы договоров поставщики и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, договоры купли-продажи электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

В соответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, с соблюдением согласованного сторонами режима подачи.

В договоре на снабжение электроэнергией промышленных потребителей условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями: 1) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величиной присоединенной или заявленной мощности.

Потребитель вправе получить предусмотренное договором количество электроэнергии, используя при этом лишь обусловленную договором величину присоединенной или заявленной мощности, что связано со спецификой предмета договора. Обязанность энергоснабжающей организации в отношении количества электроэнергии считается выполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве.

По смыслу п. 2 ст. 541 ГК абонент вправе изменять обусловленное договором количество потребляемой энергии. В этом случае он обязан возместить расходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные как с недобором, так и перебором энергии.

Когда абонентом по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, на него не возлагается обязанности по возмещению расходов энергоснабжающей организации, связанных с недобором или перебором энергии.

Отпускаемая потребителям электрическая энергия должна соответствовать по качеству требованиям технического регламента, государственного стандарта, иных обязательных правил и договора. Качество электроэнергии характеризуется двумя показателями: напряжением и частотой тока.

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их исправность и безопасность. Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, газ (и некоторые другие товары).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.