Рефераты. Проблемы Северного Ледовитого океана

p align="left">Берега на западе Евразии преимущественно высокие, фьордные, на востоке -- дельтовидные и лагунные, в Канадском Арктическом архипелаге -- преимущественно низкие, ровные. Берега Евразии омывают моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское; Северной Америки -- Гренландское, Бофорта, Баффина, Гудзонов залив, заливы и проливы Канадского Арктического архипелага, которые входят в состав вод Северного Ледовитого океана.

По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Крупнейшие острова и архипелаги материкового происхождения: Канадский Арктический архипелаг, Баффинова Земля, Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Растительный и животный мир Северного Ледовитого океана представлен арктическими и атлантическими формами. Число видов и особей организмов убывает в направлении к полюсу. Однако во всём Северном Ледовитом океане интенсивно развивается фитопланктон, в том числе и среди льдов Арктического бассейна. Животный мир более разнообразен в Северо-Европейском бассейне.

Основная особенность животного мира этого региона - ограниченность видового состава и обилие особей каждого вида. Численность наземных млекопитающих подвержена периодическим резким колебаниям. Растительные ресурсы обеспечивают существование крупных популяций северных оленей (в Северной Америке их называют карибу), многие из которых на зиму мигрируют к югу в лесные районы. Численность популяций овцебыков в некоторых районах сильно возросла (например, на о. Банкс в Канаде). Эти животные были интродуцированы в западную Гренландию. В условиях Северного Ледовитого океана круглый год живут белые медведи, проводящие большую часть времени на дрейфующих льдинах. На его побережьях в разных районах встречаются зайцы, песцы, лемминги, белые совы, вороны, тундряные куропатки. Полярные моря изобилуют тюленями, моржами, белухами и нарвалами.

В течение 3--5 месяцев Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу.

Важнейшие порты: Черчилл (Канада); Тромсё, Тронхейм (Норвегия); Архангельск, Беломорск, Диксон, Мурманск, Певек, Тикси (Россия).

1.2 Исследование Северного Ледовитого океана

Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к IV в. до н.э., когда грек Пифей из Массилии (Марсель) совершил плавание в страну Туле. - См.: Горбацкий Г.В. Природа зарубежной Арктики. - М. 1951.С. 134 Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну Tулe с Исландией. Возможно, еще в V в. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце IX в. н.э. они были вытеснены скандинавами. Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 г.н.э. Археологические находки на восточном побережье о.Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине XIII в. По крайней мере за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.

Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены около 1500г.. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553г. Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкап и достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через три года Стивен Барроу из Московской компании добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596 годах. - См.: Там же. С.141

Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у российского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале XI в., тогда как торговцы пушниной проникли в Зауралье в XVI-XVII в.в. Там они завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В XVIII в. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725-1730) и Вторая (1733-1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733-1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878-1879г.г. шведским исследователем бароном Н.А.Э.Норденшельдом на корабле «Вега».

Рейсы из Атлантического океана до р.Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.

В 1932г. ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива. - См.: Горбацкий Г.В. Советская Арктика.- М.1970. С.153 В 1934г. ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.

Вероятно, страна, описанная в скандинавских сагах как Хеллуланд (страна плоских камней), - Баффинова Земля, которую открыли первопроходцы из Гренландии, пересекшие Девисов пролив. Плавания древних скандинавов были известны средневековым мореплавателям, устремившимся на поиски Северо-Западного прохода, и первую высадку Мартина Фробишера на Баффинову Землю в 1576г. нельзя считать случайной. Имя Фробишера открывает длинный список тех, кто занимался поисками Северо-Западного прохода. Осенью 1576г. он зашел в акваторию, которая впоследствии была названа проливом Фробишера, и на побережье обнаружил минерал, ошибочно принятый им за золото. Он возвратился в Англию, заручился поддержкой государства и частных лиц и организовал еще две экспедиции для добычи якобы золотоносной руды, которая оказалась пиритом. Фробишер так и не продвинулся дальше на запад. Только в 1860г. выяснилось, что «пролив» Фробишера на самом деле представляет собой залив.

В августе 1585г. Джон Дейвис (Девис) пересек пролив, который теперь носит его имя, и описал восточный берег п-ова Камберленд. Позднее, во время двух последующих плаваний, он достиг широты 72°30', но не смог добраться до залива Мелвилла. - См.: Горбацкий Г.В. Природа зарубежной Арктики. - М.1951. С.138

И Дейвис и Фробишер обращали внимание на обширную акваторию между южным берегом Баффиновой земли и заливом Унгава. В 1605г. британская Ост-Индская компания направила капитана Джорджа Уэймота исследовать этот пролив. Он не смог пройти его целиком, но сообщил, что там имеется забитый льдом проход на запад. Обнадеженные этим сообщением, несколько богатых английских купцов финансировали экспедицию под руководством Генри Гудзона. К тому времени он был уже хорошо известен своими исследованиями в суровых северных водах вокруг Шпицбергена. В 1610г. Гудзон на старом корабле Уэймота «Дискавери» (вошедшем в историю исследований Арктики) достиг пролива, а затем и залива, которые теперь носят его имя. Гудзон после трудной зимовки в заливе Джеймса попытался продвинуться дальше на запад, но его команда взбунтовалась: Гудзона с несколькими верными людьми посадили в лодку, и их больше никто никогда не видел. Штурман «Дискавери» Роберт Байлот привел корабль обратно в Англию.

В 1612г. на «Дискавери», которым теперь командовал Байлот, в Гудзонов залив впервые попал Томас Баттон. В 1615г. Байлот возвратился на тот же корабль вместе с лоцманом Уильямом Баффином, и в 1616 они на «Дискавери» пересекли все море Баффина в северном направлении и добрались до пролива Смита между о.Элсмир и Гренландией. Это было замечательное путешествие, маршрут которого удалось повторить только Джону Россу, который повторно открыл море Баффина в 1818г..

Инициатива англичан, искавших Северо-Западный проход, в начале XVII в. была перехвачена датчанами. В 1619г. датский король Кристиан IV направил в Гудзонов залив Йенса Мунка, достигшего устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Там он перезимовал, но от цинги погибла почти вся его команда. Троим оставшимся в живых морякам удалось следующей осенью на небольшом суденышке вернуться в Норвегию.

После экспедиции Джона Росса в 1818г. в море Баффина активизировался промысел гренландских китов. Британское Адмиралтейство продолжало настаивать на продолжении поисков Северо-Западного прохода. В 1819г. Эдвард Парри, служивший первым помощником Росса, был назначен руководителем следующей экспедиции и достиг о.Мелвилл, где перезимовал перед возвращением на родину.

Поворотным моментом в истории открытия Северо-Западного прохода стала экспедиция Джона Франклина, которая в 1845г. в составе 130 человек отправилась в воды Американской Арктики на двух кораблях - «Эребус» и «Террор». После зимовки на о.Бичи оба судна попали в ледяную ловушку в проливе Виктория. Место гибели находилось примерно в 800 км от берега материка, где Франклин проводил исследования 30 годами раньше. Многочисленные наземные и морские экспедиции, направлявшиеся на поиски Франклина и его людей на протяжении 15 лет, не достигли своей основной цели, но способствовали картографированию большой части Американской Арктики. В 1859г. Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток обнаружил в каменной пирамиде на о. Кинг-Уильям короткое сообщение с описанием злоключений, выпавших на долю экспедиции Франклина.

Норвежский исследователь Руаль Амундсен в 1903-1906г.г. преодолел весь Северо-Западный проход на маленьком судне «Йоа». В 1940-1942г.г. канадская полицейская шхуна «Сент-Рок» под командованием капитана Генри Ларсена осуществила плавание по проходу в обратном направлении - с запада на восток. В 1944г. «Сент-Рок» стала первым судном, преодолевшим этот путь за одну навигацию. В 1956г. этот же путь проделал канадский ледокол «Лабрадор», а в 1960г. - атомная подводная лодка ВМС США «Си-Дрэгон». В 1980-х годах Северо-Западным морским путем впервые прошли несколько небольших пассажирских судов и туристское судно «Линдблэд эксплорер». Оценка возможности регулярного судоходства в Северо-Западном проходе для транспортировки нефти и газа была выполнена в 1969г. во время сквозного плавания по нему американского супертанкера «Манхэттен» в сопровождении канадского ледокола «Джон А.Макдональд». В 1985г. судно береговой охраны США «Полар-Си» совершило транзитный рейс вдоль Северо-Западного прохода.

Открытие Северного полюса. Еще в начале XVIIв. Генри Гудзон, Уильям Баффин и другие исследователи в поисках Северо-Западного морского пути проникли в весьма высокие широты. Однако идея организации экспедиции к Северному полюсу возникла гораздо позднее. Вначале были предприняты попытки найти путь к полюсу со стороны Гренландского моря, а затем поиск проводился преимущественно из района залива Смита и пролива Кеннеди между о.Элсмир и Гренландией. Во время Британской Арктической экспедиции 1875-1876г.г. Джорджу Нэрсу удалось провести корабли «Дискавери» и «Алерт» до кромки мощных паковых льдов. В 1893г. корабль норвежского исследователя Фритьофа Нансена «Фрам» вмерз в покров морских льдов на севере Российской Арктики и дрейфовал с ним в Северный Ледовитый океан. Когда «Фрам» находился ближе всего к полюсу, Нансен и его спутник Фредерик Иогансен попытались добраться до Северного полюса, но, достигнув 86°14' северной широты, вынуждены были повернуть назад.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.