Рефераты. Прогнозирование и программирование миграционных процессов

p align="left">Вторым этапом прогноза является оценка перспективной структуры мигрантов. К сожалению, государственная статистика не предоставляет информации о распределении мигрантов по полу и возрасту в зависимости от страны происхождения (назначения), возрастная структура имеется лишь для контингентов прибывших (выбывших) из групп стран нового и старого зарубежья. Анализ внешних миграций в России показал, что потоки иммиграции в нашу страну из бывших республик СССР, эмиграции в страны СНГ и Балтии и эмиграции за пределы бывшего Советского Союза характеризуются почти идентичным распределением мигрантов по полу и возрасту. Особую половозрастную структуру имеет лишь незначительный по масштабам миграционный поток прибывших из-за пределов бывшего СССР. Это объясняется спецификой формирования данного потока миграций - более половины от общего количества прибывших из стран старого зарубежья составляют учебные мигранты, дипломатические представители, бизнесмены и т.п., то есть те контингенты лиц, которые среди относительно большого количества межгосударственных (в пределах бывшего СССР) мигрантов и эмигрантов за пределы бывшего Союза просто теряются.

Учитывая эти различия в возрастной структуре мигрантов разных потоков, при переходе от прогнозирования объемов внешних миграций населения России к оценке перспективной структуры мигрантов, контингент выбывших можно рассматривать вместе, а что касается прибывших, то прогнозирование половозрастной структуры прибывших из нового и старого зарубежья необходимо производить отдельно [27, 223].

Кроме того, следует иметь в виду, что при определенных условиях в перспективе возможно становление потоков миграции, которые в современной России почти не представлены. Речь идет, во-первых, о второй волне возвращения в Россию представителей ранее депортированных народов и о переселении в нашу страну граждан афро-азиатских стран. В условиях демографического кризиса привлечение иммигрантов из Азии и Африки становится единственным источником замедления депопуляции и поддержания приемлемого соотношения между численностью наиболее экономически продуктивных возрастных групп и лиц преклонного возраста. Этот поток неминуемо породит обратный поток возвращения в страны происхождения переселенцев, не прижившихся в России.

Итак, если прогнозирование объемов внешних миграций населения осуществляется в разрезе пяти географических направлений, то при прогнозной оценке половозрастной структуры мигрирующих в системе обмена населением между РФ и другими странами мира целесообразно выделять шесть качественно особых компонентов: поток прибытия населения из стран нового зарубежья (без учета репатриации ранее депортированных народов); поток прибытия населения из стран ТЕЗ и учебных мигрантов из афро-азиатских стран: поток убытия населения из России; репатриация ранее депортированных народов; иммиграция в Россию граждан афро-азиатских стран; возвратная миграция переселенцев.

Первые три компонента существуют на современном этапе, три последние сформируются при определенных условиях. Перспективное распределение внешних мигрантов по полу и возрасту зависит от соотношения этих компонентов в структуре миграционного оборота. Половозрастная структура прибывших и выбывших рассчитывается в отдельности по этим компонентам. Половозрастная структура иммигрантов из развивающихся стран определяется по аналогии со структурой подобных миграционных потоков в других регионах Земного шара. При этом возрастная структура прибывших и выбывших в прогнозном периоде согласовываются между собою соответственно развитию возвратных миграционных потоков.

Итоговое сальдо внешних мигрантов по каждой половозрастной группе рассчитывается как разница между суммой прибывших соответствующего пола и возраста по всем видам миграционных потоков и суммой всех выбывших данной половозрастной группы.

Третий этап прогноза - исчисление сальдо миграций по году рождения. Необходимость таких подсчетов вызвана тем, что применение метода передвижки возрастных групп предусматривает учет численности возрастных контингентов населения (в т.ч. мигрантов) по количеству полных лет на начало года. Лица, осуществляющие миграционные перемещения, могут на момент переезда как иметь тот же самый возраст, что и по состоянию на начало года, так и пребывать в возрасте, на 1 год старшем - в зависимости от того до или после своего дня рождения в данном году они мигрируют.

Анализ особенностей распределения мигрантов по возрасту и году рождения показывает, что около 45% мигрантов переезжают до своего дня рождения в данном году, то есть имеют тот же возраст на начало года, что и на момент переезда, и соответственно 55% - мигрируют после дня рождения и на момент переезда находятся в том же возрасте, что и на конец года. В разные годы и для разных возрастных групп имеют место отклонения от этого соотношения, однако, в целом оно является постоянным (отличия не превышают допустимую величину погрешности прогноза).

Прогноз миграций обычно разрабатывается в нескольких вариантах в соответствии с возможными сценариями социально-экономического развития России и возможными изменениями в государственной социально-демографической политике. Собственно одна из задач демографического прогнозирования - оценка влияния тех или иных макроэкономических и геополитических факторов на изменения численности и состава населения. Ниже изложены результаты варианта прогноза миграций до 2050 года, осуществление которого возможно при условии закрепления положительных социально-экономических тенденций последних лет, а также реализации положений проекта Стратегии демографического развития России на 2006-2015 годы.

Основные гипотезы, положенные в основу расчета данного варианта прогноза миграций такие:

- прекращение уменьшения интенсивности контактов со странами бывшего СССР (поскольку эта интенсивность достигла чрезвычайно низкого уровня, дальнейшее ее снижение маловероятно);

- положительный миграционный баланс в обмене населением с этими странами соответственно тенденциям последних лет;

- вторая волна репатриации представителей ранее депортированных народов (которая по масштабам, безусловно, будет значительно меньшей, чем поток, имевший место на рубеже 1980-1990-х годов);

- снижение интенсивности постоянной эмиграции в страны ТЕЗ: во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока, во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, стимулирующих отъезд, в-третьих, благодаря расширению возможностей осуществления возвратной трудовой миграции в эти страны без изменения местожительства;

- некоторое увеличение объемов прибытия из стран Европы и Америки в Россию вследствие возрастания количества представительств зарубежных компаний, совместных предприятий с экономически развитыми странами;

- становление и развитие потока иммиграции в Россию ограниченных контингентов выходцев из развивающихся стран;

- усиление "индивидуальной" составляющей миграций (более семейный характер миграционных перемещений обычно присущ периодам экономического кризиса) [27, 226].

При условии реализации названных гипотез постепенно увеличится поток прибытия населения из государств СНГ (до 50 тысяч человек в год, т.е. до уровня 1998-1999 годов), а также из других европейских стран бывшего СССР (до 10-11 тысяч человек ежегодно т.е. до уровня 1997 года), обратные потоки на протяжении 2006-2025 годов стабилизируются, а во второй половине прогнозного периода будут медленно возрастать. В 2006-2015 годах резко увеличится миграционный прирост в обмене населением между Россией и странами Закавказья и Центральной Азии за счет второй волны возвращения представителей ранее депортированных народов. Положительный миграционный баланс с этим регионом сохранится и после завершения репатриации, хотя величина сальдо миграций заметно снизится.

Количество выбывших в страны ТЕЗ до конца прогнозного периода уменьшится вдвое по сравнению с 2004 годом, обратный поток возрастет в 1,7 раз. В результате соотношение количества выбывших из России в страны ТЕЗ и прибывших из этого региона будет составлять 7:3 (ныне - 6:1). Количество прибывших из афро-азиатского региона постепенно будет возрастать, стабилизировавшись во второй половине прогнозного периода на уровне 47-53 тысяч человек в год. Обратный поток будет в 4,5-5 раз меньшим, около 40% выезжающих в развивающиеся страны, будут составлять учебные мигранты, закончившие обучение в России, остальные - переселенцы, не закрепившиеся на новом месте.

Сальдо миграций населения России постепенно будет возрастать, достигнув максимума в +80 тысяч человек в год в конце 2020-х годов, в последние годы прогнозного периода миграционный прирост составит +60-63 тысячи человек ежегодно. Его величина во второй половине прогнозного периода приблизительно на 2/3 будет обеспечиваться за счет афро-азиатских стран (таблица. 1). В структуре мигрантов заметно возрастет доля молодежи и соответственно уменьшатся удельные веса детей и лиц среднего и старшего возраста (рисунок. 1).

Таблица 1 - Сальдо миграций населения России с различными регионами мира в 2004-2050 годах (тысяч человек, 2004 год - фактические данные, 2007-2050 годы - прогноз)

2004

2007

2010

2025

2040

2050

Итого

-7,6

11,9

27,8

75,6

67,9

61,6

Украина

-5,4

-2,7

0,6

18

11,3

10,9

Беларусь, Молдова, Балтия

2,8

3,2

3,6

8,1

6,6

4,1

Закавказье и Центральная Азия

6,7

19,4

29,5

9,7

13,9

13

Территория европейского заселения

-12,9

-12,2

-12,2

-8,6

-4,9

-2,7

Афро-азиатский регион

1,3

4,1

6,3

48,4

41

36,2

Примечание. Сумма показателей сальдо миграций по пяти географических направлениях может не совпадать с итоговым показателем за счет округления исходных данных.

Рисунок 1 - Возрастная структура внешних мигрантов в 2004 году (фактические данные) и в 2050 году (прогноз)

2.2 Программирование миграционных процессов на федеральном уровне

Программирование миграционных процессов проводится на основании законодательства РФ в этой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.