С выводом на полную мощность автосборочного предприятия «Авто Европа» до 2000 года в португальском автомобилестроении ожидается значительный скачок роста объемов производства и экспорта продукции отрасли. В 1997 году предприятие «Авто-Европа» произвело 131400 автомобилей, что на 10% больше прошлогоднего показателя. В 1998 году планировалось довести объемы сборочного производства до 150000 автомобилей. Существенно возрос и экспорт продукции: 40% собранных автомобилей поставлены в Германию, 17% - в Великобританию, значительная часть экспортирована во Францию, Бельгию и Италию. На местном рынке в 1997 году продано только 2% собранных в стране автомобилей. Наибольшим успехом у зарубежных покупателей пользуется минивэн Volkswagen Sharan. В целом рост индекса промышленного производства отрасли в 1997 году составил 12%.
Из других действующих в стране автосборочных предприятий наиболее крупными являются «Опель-Португал», «Форд-Лузитана», «Салвадор Каэтано», на долю которых вместе с предприятием «Авто-Европа» приходится около 90% собираемых автомобилей.
По продажам автомобилей на внутреннем рынке лидирует Opel (30095 машин в 1997 году). В десятку наиболее популярных автомобилей на португальском рынке входят: Fiat - 25721, Renault - 25289, Ford - 22230, Volkswagen - 18065, Citroen - 15676, Peugeоt - 15016, Honda - 7025, Seat - 6989 и Rover - 5656. В целом количество проданных на внутреннем рынке автомобилей в 1997 году по сравнению с 1996 годом сократилось с 217091 до 21356 (на 2,1%).
Продажи российских автомобилей «Нива» также уменьшились со 198 машин в 1996 году до 130 в 1997. Российское предприятие АвтоВАЗ прекратило поставку в Португалию легковых автомобилей «ЛАДА-Самара» 08, 09, и 99 моделей по причине неконкурентоспособности этих машин на португальском рынке. Российские внедорожники «Нива», несмотря на снижение объемов продаж, по-прежнему пользуются в Португалии спросом, из-за их относительно низкой цены в сравнении с другими марками данного класса и с джипами японской формы Suzuki (моделями «Самурай» и «Витара» ).
В 1998 году деятельность португальского правительства была нацелена на дальнейшее развитие отрасли путем постепенной приватизации отдельных предприятий (в том числе иностранными компаниями). Бюджетом 1998 года предусматривалось некоторое увеличение финансирования металлоемких отраслей промышленности. Планируется совершенствование производственной базы средств связи и высокотехнологичных отраслей машино- и приборостроения, а также автомобилестроения. Это потребует расширения собственного производства комплектующих узлов и деталей, увеличит потребности Португалии в металле и другом необходимом сырье.
Энергетика
Энергетический баланс Португалии по данным на 1996 г. представлен в гигаватт/час: производство - 30 875, потребление - 31 966, экспорт - 3322, импорт - 4413.
Производство электроэнергии на 70% от общего объема обеспечивается ТЭС и только на 30% - ГЭС. Производство электроэнергии за счет возобновляемых источников (ветер, солнце, геотермальные источники) незначительно и практически не оказывает влияния на энергобаланс страны. Атомных электростанций в Португалии нет, и их строительство не предполагается.
Собственных промышленных запасов углеводородного сырья в стране пока не обнаружено. По данным Евростата за 1996 г., энергетика Португалии является одной из самых зависимых в ЕС, и степень импорта энергоносителей составляет 96,7%. Для обеспечения работы ТЭС ежегодно импортируется 10-11 млн. т. нефти и 4-4,5 млн. т. угля.
Разведка нефтегазоносных месторождений ранее велась в шельфовой зоне северного побережья Португалии, но была прекращена в 1995 г. в связи с неперспективностью. Работы по поиску нефтегазоносных пластов в этой зоне планировалось возобновить в 1998 г. совместными усилиями португальских и испанских компаний при поддержке руководства провинций Португалии и соседней Испании.
Уголь для ТЭС добывался в Португалии в объемах до 100 тыс. т. ежегодно, однако в последние годы его добыча признана экономически нецелесообразной и практически прекращена.
Развитие теплоэнергетики ведется в рамках согласованной с ЕС программы «Энергия» путем строительства транснационального газопровода, который свяжет Португалию с Испанией. В настоящее время сжиженный газ поступает из Алжира и Марокко на терминал в порту Сетубал. Подводный газопровод длиной 45 км. свяжет г. Танжер (Марокко) с г. Тарифа (Испания). На территории Португалии уже ведется прокладка газопровода Сетубал - Брага (380 км.), распределительных сетей (370 км.) и строительство ТЭС в г. Тапада (рядом с г. Порту) мощностью 990 мвт. (3 генератора по 330 мвт.). Пуск первого генератора состоялся в марте 1998 г.
До 1991 г. природный газ в теплоэнергетике Португалии не использовался, в 1997 г. потребление составило 133 млн. куб. м., на 1998 г. было запланировано потребление для этих целей в объеме 508 млн. куб. м. и на 1999 г. - 1016 млн. куб. м., то есть в 6 раз больше, чем в 1997 г. Газификация теплоэнергетики позволит экономике Португалии постепенно уменьшить объемы импорта нефти и угля с тем, чтобы в дальнейшем свести импорт этих энергоносителей до минимума.
В правительстве Португалии лежит план создания к 1999 г. суперхолдинга на международном уровне в области нефти и газа. Новая компания, оценочная стоимость которой составит 320 млрд. эскудо, объединит компании «Петрогал» и «Газ-де-Португал» . На следующем этапе предусмотрено присоединение к этому холдингу компании «Электрисидаде-де-Пopтyгал» (производство и распределение электроэнергии), для чего создана в рамках этой компании рабочая группа, изучающая возможности перевода всех ТЭС на природный газ. Позиции государственного сектора в этой компании после двух этапов приватизации ее акций (государство располагает 50% плюс 100 акций) оставляют ему достаточное пространство для маневра, связанного с созданием этого нового суперхолдинга.
В июне 1998 г. подписан контракт между компаниями «Трансгаз» и «Газ-де-Португал» и консорциумом нигерийских компаний с компанией «Шелл» на поставку в Португалию, начиная с 2000 г., 300 млн. куб. м. сжиженного природного газа ежегодно. Одновременно подписывали контракт с испанскими компаниями «Газ-Натурал» и «Энагаз» на приемку этого газа на терминале в испанском порту г. Уэльга, его регазификацию и последующую транспортировку по газопроводу в Португалию.
Подписание этих контрактов является первым альтернативным решением с тем, чтобы диверсифицировать поставки газа исключительно из Алжира, как это планировалось ранее. Изучается также проект строительства газохранилища в центре Португалии с оценочной стоимостью в 25 млрд. эскудо.
Гидроэнергетика страны активно развивается, начиная с 60-х годов, когда был согласован с Испанией (все основные реки начинаются на территории этой страны и их течение зарегулировано каскадом плотин) и стал реализовываться совместный план развития гидроэнергетики. По оценкам португальских экспертов, этот план практически выполнен.
В настоящее время разрабатывается проект строительства ГЭС в верховьях реки Доуру на севере страны недалеко от границы с Испанией. Другой проект национального значения - строительство водохранилища и ГЭС Алкева на реке Гуадиана (восточная граница с Испанией) мощностью 240 мегаватт. В 1997 г. согласован с ЕС вопрос финансирования строительства этой ГЭС с привлечением инвестиций из фондов ЕС. Общая оценка затрат на реализацию этого проекта - 2 млрд. долл.
Программа «Энергия», разработанная правительством Португалии при содействии ЕС и частично финансируемая из фондов ЕС, рассчитана на 1994-99 гг. Основная цель этой программы - уменьшить зависимость энергетики страны от импорта энергоносителей с 96,7% до 90%: за счет увеличения потребления природного газа (что даст экономию средств до 40%), более рационального использования электроэнергии в промышленности и быту и широкого освоения возобновляемых источников энергии (ветровые, термальные электростанции, использование солнечной энергии для бытовых целей и др.).
Ветровые электростанции (ВЭС) появились на территории Португалии в 70-х годах (пос. Лоурел в окрестностях г. Лиссабона). Функционируют ВЭС в окрестностях г. Синеш, г. Ламегу, на о. Мадейра.
В рамках программы «Энергия» планируется довести к 1999 г. установленную мощность ВЭС до 100 мвт. Перспективными регионами для этих целей признаны долина реки Доуру и архипелаг о. Мадейра. Муниципалитет г. Кашкаиш (пригород Лиссабона) изучает вопрос о строительстве в этой зоне ВЭС.
Геотермальные электростанции (гео-ТЭС) являются перспективными на архипелаге Азорских островов, имеющем все признаки геотермальной зоны. На о. Сао-Мигел уже функционирует гео-ТЭС, покрывающая 20% потребностей острова, разрабатывается проект строительства гео-ТЭС мощностью 20 мвт. на о. Тершейра, что должно полностью обеспечить потребности острова в электроэнергии.
Изучаются также возможности строительства новых гео-ТЭС на о. Сао-Мигел (установленная мощность двух действующих в сумме равна 5,7 мвт.) с тем, чтобы довести энергообеспечение острова за счет гео-ТЭС до 50%. На очереди - проекты гео-ТЭС на островах Пику и Файал.
Утилизация отходов. Вопрос утилизации промышленных и бытовых отходов является достаточно злободневным для Португалии, стремящейся поддержать и сохранить имидж одной из самых незагрязненных стран Европы с целью привлечения иностранных туристов. Этот вопрос впервые обсуждался правительством в 1996 г. в связи с тем, что большие скопления твердых отходов расположены в окрестностях гг. Лиссабона и Порту.
В настоящее время разрабатывается пилотный проект производства по сжиганию твердых отходов, скопившихся в северных пригородах Лиссабона, что позволит, по мнению авторов проекта, производить ежегодно 300 мегаватт/час электроэнергии и тем самым сократить объемы импорта энергоносителей, используемых на ТЭС.
Энергия солнца. На территории Португалии нет в настоящее время солнечных электростанций. Вместе с этим, уже запущены в производство и широко рекламируются установки по нагреву воды в бытовых целях. В условиях, когда цены на электроэнергию в Португалии являются самыми высокими в ЕС (по данным Международного агентства по энергетике за 1997 г. при индексе цен Норвегии, принятом за 100, индекс цен в Португалии равен 411), население, особенно располагающее отдельными жилыми строениями, все больше приобретает эти установки.
Транспорт. Авиация
Проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-98» летом 1998 года стимулировало комплекс работ по совершенствованию всех видов транспорта и коммуникаций. Европейский союз на протяжении 5-6 последних лет выделял инвестиции, способные устранить отставание транспортной сети Португалии от партнеров по ЕС.
Морской транспорт. За 1997 год объемы грузооборота незначительно увеличились (5%) и составили 61 млн. тонн: доставлено в страну - 44, вывезено - 17 млн. тонн. Всего в стране насчитывается 357 транспортных судов общим водоизмещением 952 тыс. брутто регистровых тонн. За минувший год в портах страны обработано 14866 судов. Перевезено пассажиров - 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19 портов страны, наиболее значимыми по объему грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.
Порт Лиссабона. В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских причалов, направленная на увеличение потока судов обслуживающих местные линии.
Грузооборот порта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн. Среди грузов преобладали контейнерные перевозки. Из причин, послуживших снижению грузооборота отмечены неудовлетворительные связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а также низкая пропускная способность железнодорожной ветки порта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5