Рефераты. Пространственно-отраслевая структура и экономическая карта мира

p align="left">

Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное разви-тие мирохозяйственных связей. Специалисты отмечают постоянное нараста-ние масштабов и диверсификацию контактов меж-ду отдельными государствами, их группами, нацио-нальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, нако-нец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.

После явного спада в начале 90-х годов, объем мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. Суммарная стоимость мирового экспорта увеличилась в 1980-1998 годах примерно в 3 раза - с 2,0 трлн. долларов США до почти 6,0 трлн. долларов США.

Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО).

Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо просле-живалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое до-минирующее положение в системе международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8.

Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экс-порт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превра-щается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.

Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в ми-ре по вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.

Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт - это отстающая отрасль экономики.

В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.

К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.

Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км., причем максимальные длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.

Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил  в США и России.

К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье - Индийскому.

География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).

Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.

К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.

Согласно официальным данным, за период с 1914 г. до конца второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удваива-лись за 10 лет, затем - за 6-7 лет. За четверть века (с середины 50-х годов) они вы-росли в 4 раза, и в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов подобных вложений. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долларов, то есть произош-ло почти 4-кратное их возрастание только за одно десятилетие. В 1996 г. общая сумма накопленных прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 3 трлн. долла-ров США.

Столь высокие темпы роста прямых инвестиций связаны, прежде всего, со сдвигами в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем при-оритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство).

На современном этапе примерно 9/10 прямых инвестиций в мире контролируются международными корпорациями.

К 2004 г. распределение стран по сумме размещаемых за рубежом и получаемых инвестиций было следующим:

 

Импортеры

Млн. долларов

Экпортеры

Млн. долларов

1. США

564637

1. США

705570

2. Великобритания

244141

2. Великобритания

319009

3. Франция

162423

3. Япония

305545

4. Германия

134002

4. Германия

235003

5. Китай

128959

5. Франция

200902

6. Испания

128859

6. Нидерланды

158615

7. Канада

116788

7. Канада

110388

8. Австралия

104176

8. Швейцария

108253

9. Нидерланды

102598

9. Италия

86672

10. Бельгия/Люксембург

84605

10. Гонконг

85156

В настоящее время есть основания говорить о трехполосной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония.

Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали крупным участником движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно укрепить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики».

Наиболее развитые туристические регионы мира: Европа, Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия.

4. Социально-экономическая характеристика регионов мира

Территория зарубежной Европы имеет протяженность с севера на юг около 5 тыс. км, с запада на восток - 3 тыс. км. По размерам страны зарубежной Европы относительно невелики. Их экономико-географическое положение определяется двумя факторами: во-первых, соседским положением стран по отношению друг к другу; во-вторых, приморским положением большинства стран.

В Западной Европе присутствуют как страны с конституционной монархией, так и республики. В основном преобладают унитарные государства, но существуют и федеративные.

Природные условия и ресурсы создают благоприятные условия для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рекреации и туризма.

Среди полезных ископаемых особенно выделяют запасы каменного угля, железной руды, бокситов и калийных солей.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного и субтропического поясов. Наилучшими предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия. Испания, Италия, Франция и др. обладают большими природно-рекреационными ресурсами.

В странах Западной Европы преобладает первый тип воспроизводства населения. По национальному составу население Западной Европы однородно. Подавляющее большинство народов относится к индоевропейской семье, в основном - к славянской, германской и романской группам. На размещение населения большое влияние оказывает урбанизация. Характерной чертой урбанизации является очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях.

Хозяйство региона занимает первое место в мире по экспорту и импорту товаров. Зарубежная Европа занимает первое место по запасам золота и валюты и по развитию международного туризма.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и Италия.

Место Западной Европы в международном разделении труда определяется развитием промышленности. В ее структуре выделяют машиностроение, химическую промышленность, топливно-энергетическое хозяйство, металлургическую промышленность и легкую промышленность.

В структуре сельского хозяйства выделяют крупное специализированное высокотоварное производство. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сформировалось три типа сельского хозяйства: северо-европейский тип с преобладанием мясо-молочного животноводства, среднеевропейский тип, основанный на растениеводстве и животноводстве и южно-европейский тип, основанный на растениеводстве.

Каркас транспортной сети зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления.

В Западной Европе насчитывается около 400 городских агломераций. Самые значительные из них находятся в пределах центральной оси и простираются по территории 8 стран более чем на 15 тыс. км. В границах этой оси живут более 120 млн. человек и сосредоточено более половины экономического потенциала региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.