хозяйственные традиции плановой экономики и “оборонки”,
политическая неустойчивость.
Факторы, благоприятствующие выбору “корейской” модели:
фаза технологического развития - завершенная индустриализация,
демографическая ситуация и поселенческая структура - депопуляция урбанизированного общества,
высокий образовательный уровень населения и остатки развитой социальной инфраструктуры.
Среднесрочная стратегия
На среднесрочную перспективу исследователи развития регионов выделяют следующие стратегии:
Среднесрочная стратегия Меры по осуществлению стратегии
А. Поддержка высокотехнологических производств. Государственное финансирование в случае “латиноамериканской” стратегии или ориентация на экспорт - в случае “корейской”.
Б. Поддержка сырьевых производств, ориентированных на внутренний и внешний рынки. Государственное финансирование геолого-разведочных работ и создания инфраструктуры, позволяющей ускорить освоение новых участков месторождений. Создание законодательных условий для функционирования сырьевых производств и осуществления в них частных инвестиций.
В. Производство потребительских товаров для внутреннего или внешнего рынка. Протекционистские меры. Пониженный - по сравнению с паритетом покупательной способности - курса рубля - для экспортопригодной продукции, переноса лицензионных и сборочных производств из более промышленно развитых стран. Меры по повышению покупательной способности населения - для продукции внутреннего потребления. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
Г. Производство продукции производственного назначения на основе технологий 3 - 4 укладов для внутреннего или внешнего рынков.
Протекционистские меры. Пониженный - по сравнению с паритетом покупательной способности - курса рубля - для экспортопригодной продукции, переноса лицензионных и сборочных производств из более промышленно развитых стран. Поддержка производств, встроенных в технологические цепочки с хорошими перспективами сбыта конечной продукции: в первую очередь для “сырьевого цикла”.
Д. Импортозамещающие производства всех укладов. “Латиноамериканская” модель, не способствует формированию эффективной структуры производства и приводит к технологическому отставанию. Поддержка возможна только при существенно меньших затратах на производство, чем при импорте, и только в форме определенного рода гарантий частным инвесторам, но не прямых государственных инвестиций.
Из возможных стратегий Правительство УР реально осуществляет только стратегию типа Б в отношении нефтяной отрасли. Исследователи Экспертного института для депрессивных регионов к которым относится Удмуртия рекомендуют совершенно противоположное: стратегии типа А, В, Г, Д.
При этом, для осуществления стратегии типа А как в “латиноамериканском” так и в “корейском” вариантах у Удмуртии есть все необходимые ресурсы: крупные предприятия военно-промышленного комплекса, космической и атомной отраслей, дешевые высококвалифицированные кадры приборостроения и информационных технологий. По нашему мнению именно корейский вариант стратегии поддержки высокотехнологических производств (тип А) может стать наиболее оптимальной стратегией для Удмуртии, позволяющей региону сделать скачек в постиндустриальное общество. К сожалению, ни в одном документе Правительства УР нет даже наметок на рассмотрение такой стратегии.
Стратегии типа В и Г в отношении производств 3 и 4 укладов для Удмуртии являются гарантированно выигрышными: это, в первую очередь, авто и мото производства, производства оборудования для нефтегазового комплекса. Безуспешные попытки привлечь инвестиции в массовые производства на “Ижмаше” можно без сомнения считать самым главным провалом экономической политики Правительства УР.
Стратегия типа Д является для Удмуртии худшим, хотя и возможным вариантом среднесрочной экономической политики, но и здесь ни каких успехов не достигнуто.
3.2 Перспективы развития, размещения и территориальной организации производительных сил в регионе
Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Удмуртской Республики. Признанием успешности управления экономикой Удмуртской Республики, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
В последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства, создания благоприятного инвестиционного климата, целенаправленной имиджевой политики Удмуртской Республики.
Вместе с тем имеется ряд основных проблем, решение которых даст положительный социально-экономический эффект. Ключевыми из них являются:
- высокая степень физического и морального износа основного капитала, недостаточные темпы замещения устаревшего оборудования, наличие значительного числа средних предприятий, особенно в отраслях легкой, лесной и лесоперерабатывающей, производства строительных материалов, с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;
- недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;
- недостаточная инвестиционная активность;
- низкие темпы роста экспортного потенциала промышленного комплекса;
- снижение технологического и кадрового потенциала, вследствие длительной недозагрузки производственных мощностей предприятий оборонного комплекса;
- наличие избыточных производственных мощностей, увеличивающих издержки производства;
- зависимость предприятий Удмуртской Республики от формирования государственного оборонного заказа;
- отсутствие государственной стратегической политики развития оборонного комплекса и реализации конкурентоспособной продукции на экспорт;
- недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий ввиду недостатка оборотных средств.
Реализация Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001-2004 годы обеспечила значительный стартовый потенциал для дальнейшего развития промышленности. Главной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу 2005-2009 годы является формирование динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего интеграцию Удмуртской Республики в современные мирохозяйственные связи на внутреннем и внешнем рынках.
Для достижения цели будут решаться следующие задачи :
- содействие реструктуризации промышленных предприятий в целях улучшения управления, обеспечения инвестиционной привлекательности, рентабельности производства, совершенствования номенклатуры выпускаемой продукции, роста производительности труда;
- развитие приоритетных направлений промышленности с учетом современной ситуации, в том числе на базе перечня критических технологий;
- рост выпуска конкурентоспособной по критерию «цена-качество» продукции на базе внедрения передовых ресурсосберегающих технологий и нового энергосберегающего оборудования, в том числе для жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение государственного оборонного заказа;
- оказание содействия увеличению экспорта конкурентоспособной продукции, в частности, машиностроительной продукции, в том числе специальной;
- повышение глубины переработки сырья и материалов, эффективности использования различных видов природно-сырьевых ресурсов;
- обеспечение ресурсной базы и стабилизация уровня добычи нефти;
- рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;
- содействие повышению заинтересованности недропользователей в инвестировании собственных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- восстановление электрических сетей, особенно в сельской местности;
- увеличение объемов собственного производства тепло-, энергоресурсов за счет развития малой энергетики;
- совершенствование механизма ценообразования и оптимизации уровня цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий и других регулируемых организаций;
- содействие реализации энергоэффективной модели развития предприятий путем создания экономических стимулов для модернизации оборудования и технологий в целях экономии энергоресурсов;
- оказание содействия внедрению энергосберегающих технологий во всех сферах экономики на территории Удмуртской Республики;
- создание условий способствующих организации новых рабочих мест, повышению квалификации и профессионального уровня управленческого и инженерно-технического персонала;
- государственная поддержка предприятий легкой промышленности в целях сохранения и создания новых рабочих мест;
- государственная поддержка предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности для сохранения жизнеобеспечения лесных поселков;
- оптимальная замена ввозимой продукции на товары местного производства, восстановление производственной кооперации, повышение занятости населения за счет создания смежных и специализированных вспомогательных производств, качественное увеличение доли производства конечного продукта;
- развитие межрегиональных и внутриреспубликанских кооперационных связей.
Для решения поставленных задач предусматривается работа по следующим приоритетным направлениям:
- переход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособной промышленности Удмуртской Республики в связи с однотипностью ключевых проблем, стоящих перед отраслями промышленности;
- создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;
- переход на инновационный путь развития, включающий в себя: создание интегрированных структур; развитие «новых» отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике;
- создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, для активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, для полного использования научно - технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.
Выполнение намеченных задач позволит достичь в 2010 году к уровню 2002 года:
- увеличения объема промышленного производства в 2 раза при сохранении ежегодных темпов роста промышленного производства не менее 10 % в ценах соответствующих лет;
- стабилизации уровня добычи нефти;
- изменения структуры промышленного производства в сторону перерабатывающих отраслей, снижение доли сырьевой составляющей в общем объеме промышленного производства, в частности, увеличение доли машиностроения и металлообработки с 40,0% в 2002 году до 45% в 2010 году; при снижении доли топливной отрасли с 28% до 20% соответственно;
- роста объема производства потребительских товаров до 80%;
- увеличения кооперационных поставок в 2,4 раза;
- роста объема производства проката черных металлов в 2,4 раза, объема выпуска продукции химической промышленности в 1,73 раза;
- значительного роста выпуска продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности;
- ежегодного прироста выпуска товаров легкой промышленности, швейных, трикотажных изделий и обуви на 2-3%.
Также 27 сентября 2010 г. Правительство УР утвердило постановление №294 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы"
Цель программы - создать условия для устойчивого развития отрасли, увеличения выпуска продукции предприятий машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике.
Срок реализации Программы: с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. Программа реализуется в три этапа: 1 этап - 2011 год, 2 этап - 2012 год, 3 этап - 2013 год.
Общий объем финансирования Программы составляет 8123,4 млн. руб.
Финансируется Программа за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 45,0 млн. руб.; за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 8078,4 млн. руб.
В результате реализации Программы, ожидается: повышение конкурентоспособности и увеличение выпуска продукции предприятий машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике; экономическая эффективность составит 6535 млн. руб.; бюджетная эффективность - 375,6 млн. руб.; социальная эффективность - рост среднемесячной заработной платы по отрасли машиностроения и металлообработки.
1) Главной экономической проблемой Удмуртской республики в 2009г. стало снижение объемов производства машиностроительного комплекса.
2) Существует тенденция к сокращению численности работников, занятых на предприятиях машиностроения и металлообработки.
3) Недостаток финансовых средств предприятий приводит к усилению негативного воздействия на окружающую среду.
4) Удмуртская республика должна выбрать один из трех путей развития экономики: латиноамериканский, корейский, ближневосточный.
5) В последние годы наблюдается повышение деловой предпринимательской активности.
6) Увеличивается доля инвестиций в модернизацию производства и технологий.
7) В перспективе развития к 2010г. предполагается увеличение объема промышленного производства в 2 раза по сравнению с 2002г.
8) Ожидается ежегодный прирост выпуска товаров легкой промышленности, швейных, трикотажных изделий и обуви на 2-3%.
9) В результате реализации программы по развитию машиностроения и металлообработки ожидается повышение конкурентоспособности и увеличение выпуска продукции предприятий машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике.
10) Ожидается рост среднемесячной заработной платы по отрасли машиностроения и металлообработки.
Заключение
Удмуртия -- республика в составе Российской Федерации, расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, в Среднем Предуралье. Площадь республики составляет 42 тысячи кв. км, население -- 1627 тысячи человек, в городах живет 69% населения (2001). Основное население -- русские (58%), удмурты (31%), татары (7%). В составе республики 25 районов, 6 городов, 10 поселков городского типа. Административный центр -- город Ижевск, значительные города: Глазов, Сарапул, Воткинск, Можга. 27 февраля 1921 года была образована как Вотская автономная область. В 1934 году она была преобразована в Удмуртскую АССР. С 1990 года -- Республика Удмуртия; входит в состав Приволжского федерального округа, относится к Уральскому экономическому району.
Удмуртия -- развитый промышленный регион, история которого связана со становлением российской металлургической, оружейной и машиностроительной отраслей. В современной Удмуртии развиты машиностроение и металлообработка (производство легковых автомобилей, магнитофонов, стиральных машин, мотоциклов, тепловозов, станков, нефтепромыслового оборудования, оружия). Важную роль в экономике области играют черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, химическая, стекольная и легкая промышленность. В республике ведется добыча нефти, газа и торфа.
Крупнейшие предприятия республики: завод «Ижмаш» (производство автомобилей, мотоциклов), «Ижевский механический завод» (производство спортивного и охотничьего оружия), Ижевский мотозавод, «Воткинский завод» (производство металлорежущих станков), «Электрогенераторный завод» (Сарапул), «Удмуртнефть». Главные промышленные центры -- города Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов. Ведущая отрасль сельского хозяйства -- животноводство.
Список литературы
1. Засядько А.Ф. «Топливно-энергетическая промышленности». М.: 1959 г.
2. Пенс Ш.Ш., Алексеев Б.А. «Угольная промышленность в системе территориального планирования».
3. Ю.Н. Гладкий. «Экономическая география России». М.: 1999.
4. Динков В.А. «Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра». М.: 1988 г.
5. http://www.mitra.udm.ru/Research/Doklad/doklad.htm
6. http://www.udmurt.ru/
7. http://www.udmtpp.ru/service/udm_today/goroda.htm
8. http://www.udm.business-class.su/economics/
9. [http://www.mitra.udm.ru/Research/Doklad/doklad_3_10_3.htm]
10. http://www.d-kvadrat.ru/dk/info/13915.html
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5