В начале XX в. дачный отдых стал одной из самых популярных форм пригородного отдыха значительных слоев населения.
Советский период.
Революция привела к коренным изменениям в жизни общества. Прежде всего, изменились социальная структура общества, отношения между людьми. С позиций организации циклов рекреационных занятий наиболее существенные изменения были связаны с вовлечением широких слоев общества в активную рекреационную деятельность, с уничтожением частной собственности на' поместья, крупные загородные усадьбы, на основе которых были созданы государственные дома отдыха и санатории с новыми формами организации отдыха. Именно этим вопросам были посвящены первые декреты Советской власти.
Начали формироваться сети рекреационных предприятий, что является одной из характерных черт организации рекреационной деятельности в послереволюционное время. После революции значительно ускорились темпы роста курортов и санаториев. Однако наиболее существенные изменения, которые произошли за этот период, проявились в формировании новых типов рекреационных предприятий. Одними из самых популярных в нашей стране рекреационных предприятий становятся дома отдыха. Первый дом отдыха был открыт в 1920 г. на базе бывшей усадьбы в пригороде Петрограда -- на Каменном острове. В 1921 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О домах отдыха», на основании которого многие бывшие помещичьи усадьбы начали переустраивать для организации нового типа рекреационных предприятий. В дальнейшем возникли сети разнообразных типов предприятий -- домов отдыха, пансионатов, баз отдыха, предприятий детского отдыха.
XX век часто называют веком туризма. И это понятно: туризм сегодня является одной из самых популярных форм проведения отпуска. Его развитие связано в основном с послереволюционным периодом. Именно после революции возникли новые туристские организации, создавшие основы для развития подлинно массового туризма. Уже в 1932 г. в СССР действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, а в дальних и местных путешествиях и экскурсиях принимало участие 6,6 млн. человек.
Быстро растет сеть и других рекреационных предприятий -- пансионатов, баз отдыха, садовых товариществ, пионерских лагерей. Это, конечно, оказывает самое непосредственное влияние на формирование рекреационных циклов занятий.
В циклы рекреационных занятий советских людей в период между окончанием гражданской войны и началом Великой отечественной входили поездки в санатории, дома отдыха, расположенные в бывших усадьбах, на южные курорты, к родственникам, друзьям, проживающим в других городах или сельских местностях. Однако вероятность их включения в годовые циклы рекреационных занятий была еще относительно низкой. По воспоминаниям людей этого поколения, многие москвичи проводили свои отпуска или каникулы не выезжая из Москвы. Следует также отметить относительно малую популярность туризма, как организованного, так и самодеятельного.
Создание пионерской организации предопределило возникновение новой формы детского загородного отдыха -- пионерских лагерей. Первые пионерские лагеря размещались в палаточных городах, сельских школах. К сожалению, статистика 20-х годов не позволяет уточнить нам масштаб организации детского отдыха в этот период, однако можно предположить, что число детей, отдыхавших в пионерских лагерях, было сравнительно невелико.
В 50-х годах произошел перелом в содержании циклов рекреационной деятельности, в усложнении его пространственной и временной структуры. В этот период произошли значительные изменения в образе жизни людей. Страна оправилась от ран, нанесенных войной, заметно улучшились условия жизни населения, стал более совершенным транспорт, расширилось число рекреационных предприятий, повысился уровень обслуживания.
Ещё более стали заметны эти изменения на примере циклов рекреационной деятельности молодежи, в организации детского и семейного отдыха.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рекреационная деятельность - деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека и характеризующаяся разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса.
Жизнедеятельность человека делится на 2 группы: рабочее и внерабочее (свободное) время. Последнее тратится на удовлетворение биологических потребностей, домашний труд, и рекреационную деятельность.
Аспекты свободного времени:
Хронологический - изучение количества свободного времени.
Структурный - обуславливается ритмами жизнедеятельности (суточные, недельные, годовые) субъекта, располагающим свободным временем. Чтобы в идеале использовать эти ритмы, необходимо создание общей интеграции рекреационной среды, которая включает:
ближайшее окружение (рекреационная зона жилья)
пригородные парки, которые обслуживают городские агломерации (зелёные зоны)
специальные районы отпускного цикла
Аксеологический (ценностный) - изучение роли и места свободного времени в обществе.
Функциональный - назначение видов рекреационной деятельности:
восстановительные функции: рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия
функции развития: рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия.
Циклы рекреационной деятельности - обособленные во времени устойчивые комбинации повторяющихся занятий.
Спрос на рекреационную деятельность определяется рекреационными потребностями людей, подкреплённый их платёжеспособностью и выраженными в форме реальных требований к организаторам отдыха, с другой стороны - системой имеющихся предложений.
Поэтому спрос отражает лишь часть потребностей-- в нем не приняты во внимание, во-первых, общественные потребности, во-вторых, потребности для удовлетворения которых еще не создана система предложений (чаще всего это новые потребности), в-третьих--потребности, подавленные неблагоприятным соотношением доходов субъекта и ценой предложения. Поэтому при долгосрочном планировании и прогнозировании нельзя ограничиться лишь анализом спроса.
Потребность в том или ином виде рекреационной деятельности выступает в спросе как требование средств и условии деятельности. Можно говорить, например, о существовании спроса на отдых у моря, а в связи с этим и на благоустроенные средства размещения и на пляж.
Платежеспособный спрос формируется множеством социально-экономических факторов, в том числе и такими, как мода. Однако основным определяющим его фактором является соотношение дохода субъекта и цены предложений.
Потребность - требующая удовлетворения нужда человека в том или ином объекте (материальные, духовные, биологические, и др.) Рекреационные потребности могут быть общественные, групповые, личные.
Общественные рекреационные потребности. При определении сущности этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед нашим обществом: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни всех членов общества, формирование личности в соответствии с общественными идеалами, развитие народного хозяйства и др. На одно из первых мест выступает формирование нового человека. В соответствии с этим общественные рекреационные потребности можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.
Групповые рекреационные потребности. Эти потребности занимают промежуточное положение между общественными и личными. Особый интерес представляет содержание потребностей больших и малых групп людей, которые для географов часто выступают и как некоторые территориальные общности. К ним относится население городов, поселков, деревень, коллективы заводов и учреждений, высших учебных заведений, школ и, что особенно важно, семья.
В условиях современного общества не отдельный индивид, а семья становится основным потребителем рекреационных услуг. Поэтому организаторам рекреационной деятельности приходится учитывать специфические рекреационные потребности семей. К ним относятся потребности в воспитании и укреплении здоровья детей, в отдыхе в каникулярное время учащихся, в восстановлении здоровья одного из членов семьи, когда личные потребности других ее членов отходят на второй план, потребность в жилище, рассчитанном на проживание в нем не одного человека или группы не связанных друг с другом людей, а семьи.
Личные рекреационные потребности. Диапазон личных потребностей, удовлетворяемых путем рекреационной деятельности, довольно широк. Среди них можно выделить следующие: потребности в благоприятной природной среде, здоровье, общении с другими людьми, развлечениях, снятии утомления, творческой деятельности, смене видов деятельности и месте ее проявления, в познании мира, что тесно связано с потребностью в удовлетворении любознательности и первооткрывательстве, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей.
Мы уже говорили, что потребности человека удовлетворяются через его практическую деятельность. В ходе ее у людей вырабатываются определённые стереотипы поведения. Это относится и к рекреационной деятельности.
Каждой рекреационной потребности соответствует определённое множество рекреационных занятий, и люди при описании своих потребностей оперируют уже сложившимися наборами этих занятии. При этом одно занятие может быть связано с необходимостью удовлетворения нескольких потребностей. Так, «катание на лыжах» скрывает в себе потребность в снятии утомления после однообразной работы, в физическом развитии, в общении с природой.
Связи между группами рекреационных потребностей. Деление рекреационных потребностей на общественные, групповые и личные не может быть жестким и безоговорочным. В самом деле, личные потребности тесно связаны с групповыми и общественными, они меняются вместе с изменением общества. Последнее формирует у людей новые, более прогрессивные потребности, стремится, чтобы личные, групповые и общественные потребности согласовывались.
Общественные функции рекреационной деятельности:
медико-биологические (лечение и оздоровление)
социально-культурно-воспитательные (развитие способностей личностей)
экономические (воспроизводство трудовых ресурсов, увеличение занятого населения).
ТРС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
ТРС - социально-географическая система, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем и характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Это совокупность 5-и взаимодействующих подсистем:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12