Рефераты. Рекреационный потенциал Алтайского края

p align="left">В погребениях встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба.

Кроме могильников, к периоду раннего железа относятся такие археологические объекты, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, стелы, петроглифы, оросительные сооружения и др. Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера - поселения, святилища, производственные центры и т.д.

Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа «булан-кобинской».

В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние - скульптуру воина, а также «балбалы» - небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.

К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.

3. Этнографические памятники

Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение.

Среди памятников старины особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Они подразделяются на несколько культурно-хронологических групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния.

На территории Южной Сибири и Монголии широко распространены скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора или гранита. Каменные изваяния находят на территории от Монголии до Восточной Европы. Они оставлены населением, некогда проживавшим на необозримых просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои мощные, некогда цветущие, государства.

Каменные изваяния широко распространены и на территории Горного Алтая. Они создавались местным населением на протяжении многих веков. Все они разные, от грубо отёсанных каменных глыб, надгробных камней или просто каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты и до настоящих произведений скульптуры, таких как изваяние «Кезер Таш», некогда возвышавшееся посреди Курайской степи. Технические приёмы ваяния и применяемые инструменты, по всей видимости, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Обычно левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Обычно каменные изваяния стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Подобных оградок на территории Алтая зафиксировано более 3000, хотя их счёт может исчисляться многими тысячами. Особой монументальностью поминальные оградки отличаются в соседней Монголии. Там имеются глинобитные оградки с башенками, зданием, каменными фигурками людей, львов, баранов.

Как правило, алтайские оградки и храмы древнетюркских каганов сопровождают ряды вертикально установленных камней - балбалов, которые установлены в один ряд в направлении востока и в конце заворачивают налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая окружены прямоугольным валом и рвом.

О назначении балбалов единого мнения не существует. Большинство учёных предполагает, что балбалы ставились у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, сражённых самим погребённым. Но есть и предположения, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц, принимавших участие в похоронах или, что балбалы ни что иное, как коновязные столбы.

Кроме каменных изваяний на территории Горного Алтая имеются оленные камни - вертикально вкопанные в землю валуны или куски плитняка, имеющие форму столбов. Своё название они получили от изображенных на их поверхности оленей и других животных. Они отражают богатый духовный мир людей древних веков, их представления о Солнце, Земле, Вселенной, человеке с его анимистическими и тотемическими представлениями.

Большинство каменных изваяний Алтая вывезены за пределы республики, небольшое число их находится в республиканском музее имени А.В. Анохина, в г. Горно-Алтайске.

На вершинах гор, на перевалах, на отдельных возвышенностях Горного Алтая встречаются сложенные кучей камни - «обоо». На местах проведения бурханистских молений остались каменные выкладки квадратной формы - «куре». Всё это являлось раньше культовыми объектами. Многие из них находятся теперь в разрушенном состоянии.

Данные культовые сооружения служили алтарями для единения с силами природы, устранения препятствий, испрашивания благополучия и достатка.

Особую роль имеет культ родовых гор. Многие горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) считаются священными.

В верованиях алтайцев почитаемая гора является почётным членом сеока и отождествляется с его покровителем, защитником. По мнению Л.П. Потапова, «культ гор» древнее тотемизма. О культе гор у алтайцев упоминали Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, В.В. Радлов и др.

Возлияния духам гор совершались, в основном, в связи с молениями Небу, Алтаю, приходом весны и т.д. Для определённой «родопроизводственной» горы специально совершали моление при обряде поклонения почитаемому духу - Хозяину горы «тоско тужери».

Для священных гор существуют серии запретов, таких как запрет женщинам подниматься к вершине горы, произносить собственное название горы и т.п. Считалось, что хозяин горы не допускает нарушений, связанных с пребыванием на горе людей. Он держал в страхе служителей культа - шаманов, для многих из которых был покровителем.

В мировоззрении алтае-саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этим почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека. Обычно такое почитание природы трактуется как данные формы религий.

4. Музеи и научно-технические сооружения

История Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина начинается с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе художника Г.И. Чорос-Гуркина (1870-1937) у известной династии сибирских краеведов Гуляевых палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Первым заведующим музея был А.В. Анохин (1869-1931), который свыше двадцати лет своей жизни посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая.

В первые годы своего существования музей не имел постоянного помещения, коллекции перевозились из села в село - Улалу, Чемал, Кызыл-Озек - в результате были потеряны многие экспонаты и описи предметов.

7 декабря 1926 года вышло специальное постановление Ойротского областного исполнительного комитета о предоставлению музею отдельного помещения. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади - дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.

После получения отдельного помещения сотрудники музея привели в порядок коллекции, библиотеку, архив, а также значительно пополнили фонды новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой. 29 мая 1927 года музей открыл свои двери первым посетителям.

В 1928-1930 годах музей проводил по аймакам Ойротской автономной области первые экспедиции по исследованию археологических памятников, полезных ископаемых, красящих и лекарственных растений, местонахождений целебных источников и по сбору этнографических материалов.

В 1930 году была организована Алтайская этнографическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе А.И. Новикова - директора музея, Н.И. Арбузовой - научного сотрудника музея, А.И. Терентьевой, А.Г. Данилина, Л.Е. Каруновской - ученых-этнографов из Ленинграда, Г.И. Чорос-Гуркина и А.В. Анохина. В ходе экспедиции в Элекмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаганском, Турочакском аймаках Г.И. Чорос-Гуркин сделал большое количество уникальных рисунков. Ценность их определяется в первую очередь тем, что они зарисованы в то время, когда предметы быта, культа сохраняли в значительной степени традиционный облик. Сегодня эти рисунки составляют золотой фонд Национального музея.

В эти же годы музею были пожертвованы некоторые археологические, этнографические предметы, предметы буддийско-ламаистского культа. Из отдела ГПУ были переданы конфискованные личные вещи А.П. Кайгородова, различные образцы ружей XIX-XX веков и многое другое.

В конце 1920-х и в 1930-х годах в ходе так называемой антирелигиозной работы среди населения в музей поступали также культовые принадлежности шаманов, ярлыкчи, священников.

Первые художественные коллекции музея составили работы Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И. Чевалкова, А. Шишкова, П. Максимова, Д. Мечеша, Э. Кобэкова и других.

В 1931 году музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по улице Советской №16 и размещен в 3-х комнатах нижнего этажа (основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив). Музей был разбит на 3 отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический.

С 1933 по 1989 годы музей стал занимать весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей».

В 1934 году директором музея был назначен С.М. Сергеев - археолог, выпускник Московского университета. С этого времени началась активная научно-исследовательская и экспозиционная деятельность. Для разработки и составления плана новой экспозиции по теме «Алтай до Октября» был приглашен А.Г. Данилин - известный ученый, научный сотрудник Русского музея, автор труда «Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае». На работу чертежником был приглашен сын Г.И. Чорос-Гуркина - Геннадий Гуркин и т.д.

Репрессии 1930-х годов не миновали музей. В 1934 году из фондов музея «по особому списку ОГПУ» было изъято большое количество предметов, в том числе личные вещи А.П. Кайгородова, огнестрельные ружья, предметы культа. За период с 15 ноября 1937 года по 15 апреля 1938 года «библиотека была очищена от контрреволюционной и другой вредной и устаревшей литературы и приведена в порядок». Из фондов художественных картин были изъяты работы «контрреволюционных националистов». Из списка картин, принадлежавших музею, исчезли портреты Л. Папардэ, И. Толтока, К. Эмекчинова, И. Воронкова, И. Долгих, П. Хабарова, П. Гордиенко, Ч. Апоятова, И. Меджит-Иванова, выполненные сибирским художником И. Тютиковым в 1932 году, к 10-летию Ойротской автономной области.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.