Рефераты. Республика Беларусь

p align="left">В возрастной структуре населения идет снижение доли детских возрастов (с 24% в 1990 г. до 21% в 1997 г.), увеличение пожилого населения (26% в 1997 г.), что создает повышенную демографическую нагрузку.

Белоруссия имеет довольно высокую плотность населения -- 50 чел. на I км2, максимальную имеет Минская область (около 80), минимальную - Витебская (35). По национальному составу на долю белорусов приходится 78% населения, русских -- 13%, проживают также поляки, украинцы, евреи.

72% населения Белоруссии живет в городах. Характерной чертой урбанизации после войны был рост городов с населением более 100 тыс. жителей, а также концентрация в Минской агломерации -- единственной, насчитывающей более миллиона человек (Минск --1,7 млн. чел.). Процесс урбанизации сопровождался сокращением сельских поселений (за 30 лет исчезло более 10 тыс. деревень), особенно резко сельское население сократилось в Гомельской и Могилевской областях. Для Западной Белоруссии характерна хуторская система расселения: сказывается пребывание в составе Польши, когда район там был наиболее отсталым.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основная часть населения сосредочена в городах. Идет процесс урбанизации, который сопровождается сокращением сельских поселений (за последние 30 лет исчезло более 10 тыс. деревень). За последние 15 лет в Белоруссии наблюдается процесс снижения рождаемости и увеличение смертности. По-сравнению с 1990 рождаемость составила 13,9%, смертность - 10,7 %, в 2006 г. рождаемость - 7,0% , смертность - 18,8%. В настоящее время в Белоруссии наблюдается отрицательный естественный прирост(- 4,7%), хотя в 1990 годы он составлял 3,2%.

В 1990-е гг. росла безработица (2,8% -- 1997 г.); занятость населения снизилась с 51% в 1990 г. до 43% в 1997 г. Несмотря на снижение, доля занятых в промышленности в Белоруссии остается одной из самых высоких в СНГ.

5. Экономика Белоруссии

После распада Советского Союза бывшие республики-сестры разбрелись по национальным квартирам и с большим энтузиазмом, чем до этого строили коммунизм, принялись возводить по американским лекалам, под диктовку всевозможных валютных и других фондов развитой капитализм, "дающий людям демократию, свободу и независимость".

Белорусы тоже вначале бросились строить "прекрасное будущее" по рецептам Запада. Но пошли своим путем.

В марте 2001 год Лукашенко изложил перед руководящими кадрами "белорусскую модель развития". Она основывается на взвешенных, эволюционных преобразованиях и учете как лучшего прежнего опыта развития Советского Союза и республики, так и опыта Германии, Бельгии, Швеции, Франции, а такжё практики эволюционного перехода Китая к методам рыночной экономики.

Наиболее характерные особенности этой модели. Первая - это сильная и "эффективная государственная власть, которая обеспечивает безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, не допускает развития криминала и коррупции и тем самым создает политическую стабильность в обществе и стране, постепенно смещает акцент с административных методов управления предприятиями и отраслями на методы экономические. Главный принцип - "государство для народа, для человека".

Вторая - частный сектор может и должен развиваться наряду с сектором государственным. Однако не в ущерб национальным интересам белорусского народа. Именно национальные интересы должны быть главным приоритетом и главной целью, во имя которой работает каждый гражданин, связанный с различными формами собственности.

Третья - приватизация - не самоцель, а средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Особенность белорусской приватизации в том, что она не являлась обвальной, всеобщей, средством "шоковой терапии", а носит индивидуальный характер. На первом ее этапе контрольный пакет акций сохраняется, как правило, за государством, чтобы убедиться, что инвестор пришел всерьез и надолго.

Четвертая - интеграционные процессы с государствами СНГ, в первую очередь с Россией, направленные на получение высокого экономического эффекта.

Пятая - сильная социальная политика государства. Это не только помощь тем, кто нуждается, но и инвестиции в здоровье человека, в его профессиональное, культурное личностное развитие. А следовательно, в его будущее. Доведение качества жизни белорусских граждан до западноевропейского уровня. Подтягивание уровня жизни сельского населения к уровню городского.

Белорусы сумели сделать свою страну не только суверенной, но и экономически независимой, что гораздо сложнее. Они не раздали народное богатство, не влезли в обременительные долга. Идя от жизни, белорусы выработали свою собственную модель развития, основанную на взвешенных, продуманных, эволюционных преобразованиях, без обвальной приватизации, с сохранением всего лучшего, что ранее они имели в своей экономике и своих традициях. Но одновременно они учились работать в новых, рыночных условиях, используя весь мировой опыт, учитывая современные тенденции мировой экономики.

Сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ - вот и весь секрет успехов. Белоруссия не допустила резкого социального расслоения населения. Отношение доходов самых богатых жителей к доходам самых малообеспеченных составляет всего 5:1, что характеризует высокий уровень социальной справедливости.

Основной программной целью минувшей пятилетки ставилось повышение уровня благосостояния белорусского народа в 1,6 раза. В реальности этих планов сомневались многие. Мало кто даже верил в них. Ведь на начало пятилетки средняя зарплата составляла в эквиваленте около 70 долларов, а средняя пенсия -30 долларов. И вот основные результаты. Среднемесячная заработная плата в реальном исчислении выросла за пятилетку и соответствует 261 доллару США. Средний размер пенсий увеличился более чем в три раза и составил к концу 2005 года 98, а сегодня - 107 долларов.

Важно, что увеличилась не только зарплата, но и ее покупательная способность. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60 до 45 процентов. Это значит, что сегодня большую часть заработанных денег люди имеют возможность направлять на строительство жилья, покупку дорогостоящих бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых, развлечения и другие нужды. В общем, можно сказать, что правительство вытащило страну из нищенского существования. Конечно, это только начало. Валовой внутренний продукт за прошедшие пять лет вырос больше чем на 43 процента. Это невиданные темпы! Если в Европе ВВП возрастал в период с 2000 года до 2004 года в среднем на 1,7 процента в год, в США - на 2,8 процента, в Японии - на 1,9 процента, то в Беларуси в прошлом году этот показатель достиг почти 10 процентов. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза. В целом экономическая стратегия, предусматривающая активное участие государства в управлении экономикой, оказалась правильной.

Правительство справилось с инфляцией и в результате получили устойчивый рост объемов банковских вкладов населения и предприятий в белорусских рублях. Только за прошлый, 2005 год они увеличились на 41 процент. Сегодня доверие к нашему рублю уже никак не меньше, чем к доллару.

Неуклонно росли инвестиции на создание и воспроизводство основных средств. За последние три года среднегодовой прирост инвестиций составил больше 20 процентов. В прошлом году на развитие экономики и социальной сферы государство направило почти в два раза больше средств, чем в начале пятилетки, в 2000 году.

В отличие от большинства постсоветских стран, Беларусь не допустила развала строительного комплекса и сформировала систему государственной поддержки жилищного строительства. За пять лет введено в эксплуатацию больше 16 миллионов квадратных метров общей площади жилья. Притом почти 50 тысяч квартир были построены в сельской местности. Такого никогда еще не было. По размаху жилищного строительства страна устойчиво занимает первое место среди стран СНГ.

Но главная проблема сегодня - это не только строительство квартир, но и их доступность. В 2001 году за месячную зарплату можно было купить только 0,3 квадратного метра жилья. В 2005 году - почти 0,7. Но в мире за среднемесячную зарплату можно купить квадратный метр. Нам надо достичь за пятилетку этого высокого мирового уровня развития в строительстве жилья.

На следующую пятилетку ставим такую цель: молодая семья должна иметь возможность приобрести собственную квартиру не позднее чем через 3-5 лет после свадьбы. И прежде всего через льготное кредитование. Неплохие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. За пятилетку рост сельскохозяйственной продукции составил 26 процентов, причем в общественном секторе - почти 40. И это в тех колхозах, совхозах и кооперативах, которые им предлагали разогнать, всё раздать частникам, фермерам и т. д.

В предстоящий период на первый план выдвигается задача кардинального повышения качества жизни людей. Мы должны стремиться к тому, чтобы через пять лет качество жизни граждан довести до уровня, сравнимого с западноевропейским. Реальна ли такая задача? Реальна, если иметь в виду, что качество жизни - это не только зарплата, но и жилье, образование, доступная медицинская помощь, детские сады, гарантированные рабочие места, безопасность граждан и многое другое. По зарплате мы, конечно, еще не сравнимся с Англией и Германией, но по ряду других параметров мы это должны сделать.

Экономические ориентиры на пятилетие - это увеличение валового внутреннего продукта в полтора раза, продукции промышленности - на 50 процентов, сельского хозяйства - на 40 процентов, объема реализации услуг населению - на 60 процентов. При этом инфляция должна быть снижена до уровня не более 5 процентов в год.

В соответствии с намеченным планом через пять лет средние размеры заработной платы и пенсий должны удвоиться. С учетом инфляции это будет означать повышение реального уровня доходов населения в полтора раза. Сегодня в стране создана система социальных стандартов. Их 44 социальных стандарта. Они определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте, в связи, бытовом обслуживании.

Обеспечение социальных стандартов жизни населения - это святое! Здесь не может быть никаких недовыполнений.

Они создали государственную службу занятости, систему переподготовки и организации общественных работ, выплачиваем пособия по безработице, пусть и скромные. Но главное - сохранили общественное производство, крупные, градообразующие предприятия, коллективные хозяйства на селе, что позволило благодаря растущему спросу на их продукцию обеспечивать новые рабочие места. Правительство все больше и больше, особенно в предвыборной кампании, обращается к вопросу создания новых рабочих мест. Так вот, сегодня вакансий в производстве больше, чем безработных. Пожалуйста, идите и работайте. В настоящее время уровень безработицы в Беларуси составляет ниже 1,5 процента экономически активного населения, что значительно ниже, чем не только в государствах Содружества, но и в большинстве самых развитых стран Европы. Белорусская земля, может свободно прокормить не 10, а 30 миллионов населения. И в принципе к этому надо стремиться. Тогда будет стабильная страна с хорошим потенциалом для развития. Наряду с проблемой увеличения рождаемости надо принять самые серьезные меры к сокращению смертности населения, увеличению средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни мужчин на десять лет меньше, чем в развитых западных странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.