Рефераты. Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика

сновные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко - Рас Танура (мощность 300 тыс. баррелей/день), Рабиг (325 тыс. баррелей/день), Янбу (190 тыс. баррелей/день), Рийяд (140 тыс. баррелей/день), Джидда (42 тыс. баррелей/день), Арамко-Мобил - Янбу (332 тыс. баррелей/день), Petromin/Shell - аль-Джубейль (292 тыс. баррелей/день), Arabian Oil Company - Рас-аль-Хафджи (30 тыс. баррелей/день).

Важнейшим фактором развития нефтяной промышленности являются близкие и взаимовыгодные отношения, сложившиеся между АРАМКО и Саудовской Аравией. Деятельность АРАМКО способствовала притоку в страну квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для саудовцев.

Значительные изменения в отношениях между нефтяными компаниями и правительством Саудовской Аравии начались в 1972. В соответствии с подписанным сторонами соглашением, правительство получало 25% имущества АРАМКО. Было установлено, что доля Саудовской Аравии постепенно увеличится до 51% к 1982. Однако в 1974 правительство ускорило этот процесс и приобрело в собственность 60% акций АРАМКО. В 1976 нефтяные компании дали обещание передать всю собственность АРАМКО Саудовской Аравии. В 1980 вся собственность АРАМКО перешла к правительству Саудовской Аравии. В 1984 президентом компании впервые стал гражданин Саудовской Аравии. С 1980 правительство Саудовской Аравии стало само определять цены на нефть и объемы ее добычи, а нефтяные компании получили права на разработку месторождений нефти в качестве субподрядчиков правительства.

Рост добычи нефти сопровождался значительным ростом доходов от ее продажи, особенно после четырехкратного скачка цен на нефть в 1973-1974, что привело к гигантскому росту доходов правительства, которые увеличились с 334 млн. долл. в 1960 до 2,7 млрд. долл. в 1972, 30 млрд. долл. в 1974, 33,5 млрд. долл. в 1976 и 102 млрд. долл. в 1981. В дальнейшем спрос на нефть на мировом рынке стал сокращаться, и к 1989 доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти упали до 24 млрд. долл. Кризис, начавшийся после вторжения Ирака в Кувейт в 1990, вновь поднял мировые цены на нефть; соответственно доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти возросли в 1991 до почти 43,5 млрд. долл. В 1998, как следствие резкого падения мировых цен на нефть в начале года, доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти составили 43,7 млрд. долл.

Промышленность. Доля промышленности в ВВП страны составляет 47% (1998). Рост промышленного производства в 1997 составлял 1%. В прошлом промышленность Саудовской Аравии была развита слабо, особенно отрасли, не связанные с добычей и переработкой нефти. В 1962 было создано правительственная Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов (ПЕТРОМИН), в задачу которого входит развитие нефтяной и горнодобывающей промышленности, а также создание новых нефтяных, горнодобывающих и металлургических предприятий. В 1975 было образовано Министерство промышленности и энергетики, к которому перешла ответственность за предприятия ПЕТРОМИНа, не связанные с добычей и переработкой нефти. Крупнейшими проектами ПЕТРОМИНа стали сталелитейный завод в Джидде, построенный в 1968, и нефтеперерабатывающие заводы в Джидде и Эр-Рияде, построенные в конце 1960-х и начале 1970-х. ПЕТРОМИН также предоставил 51% средств для строительства завода азотных удобрений в Даммаме, завершенного в 1970.

В 1976 была создана правительственная Корпорация тяжелой промышленности Саудовской Аравии (САБИК) - холдинговая компания с начальным капиталом 2,66 млрд. долл. К 1994 САБИК принадлежало 15 крупных предприятий в Эль-Джубайле, Янбу и Джидде, которые производили химикаты, пластмассы, промышленный газ, сталь и другие металлы. В Саудовской Аравии хорошо развиты пищевая и стекольная отрасли промышленности, ремесленное производство и промышленность строительных материалов, в частности цемента. В 1996 объем промышленного производства составил ок.55% ВВП.

Еще в I тыс. до н.э. жители Аравийского п-ова добывали золото, серебро и медь на месторождениях, расположенных приблизительно в 290 км к северо-востоку от Джидды. В настоящее время эти месторождения вновь разрабатываются, и в 1992 здесь было добыто ок.5 т золота.

Производство электроэнергии в Саудовской Аравии увеличилось с 344 сВт в 1970 до 17049 мВт в 1992. К настоящему времени электрифицированы ок.6000 городов и сельских населенных пунктов на всей территории страны. В 1998 производство электроэнергии составило 19 753 мВт, при этом в течение следующих двух десятилетий ожидается ежегодный прирост потребностей в электроэнергии, равный 4,5%. Для их удовлетворения потребуется увеличить производство электроэнергии до приблизительно 59 000 мВт.

Сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в ВВП страны возросла с 1,3% в 1970 до более 6,4% в 1993 и 6% в 1998. За этот период производство основных продуктов питания увеличилось с 1,79 млн. т.д.о 7 млн. т. Саудовская Аравия полностью лишена постоянных водотоков. Земли, пригодные для обработки, занимают 7 млн. га, или менее 2% ее территории. Несмотря на то, что среднегодовое количество осадков составляет всего 100 мм, сельское хозяйство Саудовской Аравии, использующее современные технологии и технику, представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Площадь обработанных земель возросла с 161,8 тыс. га в 1976 до 3 млн. га в 1993, и Саудовская Аравия превратилась из страны, импортировавшей большую часть продовольствия, в экспортера продуктов питания. В 1992 продукция сельского хозяйства составила в денежном выражении 5,06 млрд. долл., при этом экспорт пшеницы, фиников, молочных продуктов, яиц, рыбы, птицы, овощей и цветов принес доход в 533 млн. долл. Доля сельскохозяйственного сектора в ВВП с 1985 по 1995 увеличивалась на 6,0% в год. В стране выращиваются также ячмень, кукуруза, просо, кофе, люцерна и рис. Важной отраслью является животноводство, представленное разведением верблюдов, овец, коз, ослов и лошадей.

Долгосрочные гидрологические исследования, начатые в 1965, позволили обнаружить значительные водные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования. Помимо глубоких скважин по всей стране, Министерство сельского и водного хозяйства Саудовской Аравии использует более 200 водохранилищ общим объемом 450 млн. куб. м. Страна является крупнейшим в мире производителем опресненной воды. В середине 1990-х 33 опреснительных завода ежедневно опресняли 2,2 млрд. л морской воды, удовлетворяя таким образом на 70% потребности населения в питьевой воде.

Только сельскохозяйственный проект в Эль-Хасе, завершенный в 1977, позволил оросить 12 тыс. га и обеспечить работой 50 тыс. человек. К другим крупнейшим ирригационным проектам относятся проект Вади-Джизан на побережье Красного моря (8 тыс. га) и проект Абха в горах Асира, на юго-западе. В 1998 правительство объявило о новом проекте развития сельского хозяйства стоимостью 294 млн. долл. Бюджет Министерства сельского хозяйства увеличился с 395 млн. долл. в 1997 до 443 млн. долл. в 1998.

Транспорт

До 1950-х перевозка грузов внутри Саудовской Аравии осуществлялась в основном верблюжьими караванами. Построенная в 1908 Хиджазская железная дорога (1300 км, в т. ч.740 км по Хиджазу) не функционировала со времени Первой мировой войны. Для перевозки паломников использовалось автосообщение по тракту Неджеф (в Ираке) - Хаиль - Медина.

Начало добычи нефти полностью изменило экономику страны и обеспечило её быстрый рост. Толчком для быстрого развития послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. В 1970-е -1990-е создана разветвленная дорожная сеть, связавшая между собой обширные засушливые районы, расположенные в отдаленных частях страны. Крупнейшая автомагистраль пересекает Аравийский полуостров от Даммама на берегу Персидского залива через Эр-Рияд и Мекку до Джидды на берегу Красного моря. В 1986 было завершено строительство 24-километрового шоссе, проложенного по дамбе, соединившей Саудовскую Аравию и Бахрейн. В результате масштабного строительства протяженность дорог с твердым покрытием возросла с 1600 км в 1960 до более чем 44 104 км шоссейных дорог и 102 420 км грунтовых дорог в 1997.

Существенно расширилась железнодорожная сеть. Имеется одна железная дорога, связывающая Эр-Рияд через оазис Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе (571 км); в сер. 1980-х железная дорога была продлена до промышленного центра Эль-Джубайль, расположенного с северу от Даммама; в 1972 построена ветка от основной магистрали к Эль-Харджу (35,5 км). Общая протяженность железных дорог составляет 1392 км (2002).

В стране создана разветвленная сеть трубопроводов: протяженность трубопроводов сырой нефти - 6400 км., нефтепродуктов - 150 км., газопроводов - 2200 км (включая жидкого природного газа - 1600 км). Крупный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море. Основные порты в Персидском заливе: Рас-Таннура, Даммам, Эль-Хубар и Мина-Сауд; на Красном море: Джидда (через него идёт основная часть импорта и главный поток паломников в Мекку и Медину), Джизан и Янбу.

Внешнеторговые перевозки осуществляются главным образом морским путём. "Саудовская национальная компания морских перевозок" располагает 21 судном для транспортировки нефтепродуктов. Всего морской торговый флот насчитывает 71 судно грузоподъемностью 1,53 млн. т дедвейт (включая ряд судов, плавающих под зарубежными флагами).

Функционирует три международных (в Эр-Рияде, Джидде и Дахране) и 206 региональных и местных аэропортов и площадок для самолетов, а также пять вертолетных станций (2002). Авиационный парк - 113 транспортных и пассажирских самолетов. Воздушные линии авиакомпании "Сауди-Арабиен эрлайнс" связывают Эр-Рияд со столицами Ближнего и Среднего Востока.

Государственный бюджет. Бюджет Саудовской Аравии в 1993-1994 составлял 46,7 млрд. долл., в 1992-1993 - 52,5 млрд. долл., а в 1983-1984 - 69,3 млрд. долл. Подобные колебания явились следствием падения доходов от экспорта нефти, обеспечивающих 80% всех доходов государства. Тем не менее в 1994 финансовом году 11,5 млрд. долл. было выделено на строительные и ремонтные программы и 7,56 млрд. долл. - на развитие высшего образования, университетов, на развитие промышленности и на другие проекты развития, такие как улучшение засоленных почв и электрификация. В 2003 доходная часть бюджета Саудовской Аравии составляла 46 млрд. долл., а расходная - 56,5 млрд. долл., в 2000 доходная часть бюджета - 41,9 млрд. долл., расходная - 49,4 млрд. долл., в 1997 доходная часть бюджета - 43 млрд. долл., а расходная - 48 млрд. долл., дефицит бюджета составил 5 млрд. долл. Расходы в бюджете 1998 запланированы на уровне 47 млрд. долл., а доходы - 52 млрд. долл. Только с конца 1999 быстро выросшие цены на нефть позволили стране получить профицит в бюджете (12 млрд. долл. в 2000). Внешний долг страны сократился с 28 млрд. долл. (1998) до 25,9 млрд. долл. (2003).

Начиная с 1970 принимаются пятилетние планы развития. Пятый пятилетний план (1990-1995) был направлен на укрепление частного сектора, развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения; им предусматривалось также увеличение расходов на оборону. Шестой пятилетний план развития (1995-1999) предусматривал продолжение экономической политики предыдущего периода. Основное внимание обращено на развитие экономической деятельности в секторах экономики, не связанных с нефтяной промышленностью, прежде всего в частном секторе, с особым акцентом на промышленность и сельское хозяйство. Седьмой пятилетний план (1999-2003) сконцентрирован на экономической диверсификации и усилении роли частного сектора в саудовской экономике. В течение 2000-2004 саудовское правительство намерено добиться среднегодового роста ВНП на 3,16%, с предполагаемым ростом 5,04% в частном секторе и 4,01% в секторах, не связанных с производством нефти. Правительство также поставило цель создать 817 300 новых вакансий для саудовских подданных.

Внешние экономические связи Саудовской Аравии отражают ее роль ведущего мирового экспортера нефти. Большая часть прибыли от внешней торговли была инвестирована за границей и пошла на помощь иностранным государствам, в частности Египту, Иордании и другим арабским странам. Даже после падения цен на нефть в середине и конце 1980-х страна сохранила положительный внешнеторговый баланс: если в 1991 импорт составил в целом 29,6 млрд. долл., а экспорт - 48,5 млрд. долл., то в 2001 эти показатели выросли до 39,5 и 71 млрд. долл. соответственно. Положительное сальдо торгового баланса в итоге выросло с 18,9 млрд. долл. (1991) до 31,5 млрд. долл. (2001).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.