Рефераты. Социально-экономическое положение Дании

p align="left">За три года экономического подъема импорт мебели в Данию возрос на 40% и составил в 1996 году 2,3 млрд. крон. А уже за три первых квартала 1997 г. было импортировано мебели на 2,9 млрд. крон. Крупнейшими поставщиками являются Швеция, Германия, Италия и Норвегия. В то же время, датский импорт мебели составляет лишь четверть от экспорта.

Заметное место в общем импорте занимают товары топливно-энергетической группы, особенно уголь, нефть и нефтепродукты. В 1996 году в Данию было завезено энергетического угля на 2,9 млрд. крон, нефти и нефтепродуктов на 9 млрд. крон. Российские фирмы являются крупными партнерами для датских импортеров. Их доля в импорте товаров указанной группы составила 12,5%.

Не располагая комплексно развитой химической промышленностью, Дания импортирует значительные объемы химических товаров. В 1996 году товаров этой группы было ввезено на сумму 26,3 млрд. крон. Из них 10,98 млрд. крон приходится на пластмассу и изделия из нее. Доля России в этих поставках - 0,3% - совершенно не соответствует возможностям российской промышленности.

Основными проблемами для российских предприятий, занимающихся экспортом химической продукции, помимо их слабой активности на датском рынке, являются: высокие транспортные тарифы для экспортной продукции внутри России; отсутствие рекламно-информационных материалов на экспортные товары на английском языке; неспособность предлагать товары малыми партиями (вплоть до одного автофургона или контейнера); отсутствие дилерской сети в Дании.

Крайне слабо на датском рынке представлены российские поставки полуфабрикатов и материалов для промышленной переработки. При общем импорте в Данию товаров этой группы на 41,6 млрд. крон, из России завозится только на 183 млн. крон (на 109 млн. крон черных металлов и на 45 млн. крон пиломатериалов и фанеры).

Машины, оборудование и транспортные средства являются самой крупной по стоимости группой датского импорта (81,2 млрд. крон). Ведущее место в этой группе занимают автомобили (19,2 млрд. крон), главным образом, легковые. К сожалению, позиция России как поставщика машиностроительной позиции на датский рынок крайне слаба. Доля российских машин и оборудования в импорте этих товаров Данией составила в 1997 году менее 0,02%. Фактически свернут экспорт в Данию легковых автомобилей "Лада", в то время как конкуренты по однотипным моделям (чехи, японцы, южнокорейцы) наращивают свои продажи.

Таможня

Контроль за ввозом импортируемых товаров осуществляется таможенными органами. Таможенная очистка товаров обычно проводится транспортными или морскими агентами. Агент должен быть резидентом Дании и нести ответственность за уплату сборов и пошлин на товар, если импортер уклоняется от их уплаты. Пошлина должна быть уплачена не позднее 10 дней после проведения таможенной очистки.

Товары, находящиеся на таможенных складах, не облагаются таможенными пошлинами.

Лицензии. Экспортные лицензии требуются для экспорта ограниченной группы товаров, таких как: вооружение, ядерные материалы, химические вещества, нефтепродукты, специальные машины и инструменты, ряд металлов и минералов. Экспортные лицензии выдаются министерством по делам предпринимательства, которое определяет список экспортных товаров, подлежащих лицензированию (на товары категории "вооружение" - министерство юстиции). Экспортная лицензия требуется также для экспорта мяса, консервированных продуктов питания и выдается министерством сельского хозяйства.

Импортные лицензии выдаются министерством по делам предпринимательства при ввозе ряда товаров, произведенных вне Европейского Союза, таких как, например, текстильные товары, металлопродукция. Данная мера контроля предназначена для защиты датских производителей против демпинга со стороны стран с низкими издержками производства. Импортная лицензия требуется при ввозе в Данию необработанного золота. Министерство сельского хозяйства предоставляет лицензии на импорт мяса, овощей, консервированных продуктов питания. Импорт ряда товаров, таких как медицинские препараты и вооружение, осуществляются под надзором полиции.

Ограничительное воздействие на объемы товарного импорта из третьих стран, в т. ч. из России (в особенности готовых изделий) оказывают в Дании стандарты и технические требования. В основном это нормативы ЕС (по безопасности, токсичности и т. д.), но имеются и чисто датские, как, в частности, требование об апробации и одобрении электротехнических изделий специализированной датской организацией "Демко", без соответствия которым даже изготовленные в странах - членах ЕС изделия не допускаются на датский рынок.

В Дании существует, например, запрет на продажу на внутреннем рынке пива и безалкогольных напитков, расфасованных в алюминиевые банки.

Принятием Закона об ответственности за товар от 7 июня 1989 года Дания выполнила директиву ЕС 85/374/ЕС от 25 июля 1985 года о сближении законодательных и административных норм стран-членов, касающихся ответственности за дефектный товар. Данное регулирование предусматривает значительное расширение ответственности производителя, импортера и продавца за ущерб, причиненный вследствие наличия какого-либо дефекта в продукте. Этот Закон повысил уровень коммерческого риска и для российских производителей различных товаров, прежде всего, в сложных технических и готовых изделиях, поскольку нарушение его может привести к существенньш валютным расходам, связанным с возможной необходимостью возмещения ущерба.

Тарифы

В силу своего членства в ЕС Дания лишена права - вести односторонние прямые переговоры и заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами. Будучи членом ЕС, Дания участвует в преференциальных соглашениях ЕС со странами Средиземноморья, Африки, АСЕАН. Она также является участником соглашений между Европейским сообществом и Европейской Ассоциацией свободной торговли ЕАСТ.

Внешнеэкономическая политика и торгово-договорная практика Дании определяются с одной стороны положениями Римского договора, Маастрихтских соглашений и ряда других договоренностей стран членов ЕС и, с другой стороны, инкорпорированнием во внутреннее датское законодательство директив КЕС (включено порядка 90%).

Особенностью датской позиции в отношении единой внешнеэкономической политики и практики в ЕС является позиция в отношении участия Дании в 3-й фазе Валютного и экономического союза (ВЭС) ЕС. Формально позиция Дании оформлена в виде специальных оговорок к Маастрихтским соглашениям и заключается в том, что страна не присоединяется к единой валюте(евро) и соответственно, не делегирует полномочия в единый наднациональный банк в рамках ВЭС ЕС. До настоящего времени в датском обществе дебатируется вопрос о целесообразности участия или неучастия в 3-й фазе ВЭС, причем, если Правительство Дании, крупные объединения деловых кругов страны выступают за участие в ВЭС, то гражданское общество и ряд оппозиционных партий - против.

Передавая в значительной степени полномочия по формированию внешнеэкономической политики в компетенцию ЕС, Дания сохраняет целый ряд особенностей национального регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе в целях экономической безопасности страны и защиты внутреннего рынка.

Тарифное регулирование. Основным средством ограничения на ввоз товаров в Данию является таможенный тариф. Установление таможенных ставок и основ функционирования таможенной системы относятся к компетенции органов ЕС.

В Дании вопросами таможенного контроля ведает Таможенно налоговый директорат министерства налогообложения, непосредственно замыкающийся на соответствующие службы КЕС. Последние регулярно доводят до него изменения в ставках таможенных пошлин, а директорат, соответственно, обеспечивает доведение этих изменений до каждой из 32 местных таможенно-налоговых контор. В феврале 1998 года в Дании объявлено о начале реформирования системы региональных таможенно-налоговых контор путем укрупнения последних при общем сокращении численности до 10. Цель объявленных реформ - повышение эффективности в работе, упрощение бюрократических процедур и повышение качества сервиса для граждан и компаний.

Основанием для классификации перемещаемых через датскую границу товаров и определения размеров таможенной пошлины, подлежащей уплате с этих товаров, является Таможенный тариф Дании, который введен в действие с 1 января 1988 года. В его основу положены: "Гармонизированная система описания и кодирования товаров" Совета по таможенному сотрудничеству, "Единая номенклатура ЕЭС" и "Единый тариф ЕЭС" ("Тарик").

Как правило, в Таможенном тарифе Дании установлены пошлины для ввоза товаров из третьих стран в процентах от стоимости товара, однако, имеются также специфические таможенные ставки, выраженный в ёре (1 крона = 100 ере) за килограмм или за литр.

ЕС имеет ряд соглашений о торговых преференциях с рядом стран, согласно которым размер импортной пошлины значительно снижен или, как, например, в отношении импорта большинства промышленных товаров, произведенных в ЕАСТ, полностью отменен. Размер импортной пошлины в целом колеблется от 4 до 16% по различным группам товаров.

В министерстве по делам промышленности и предпринимательства Дании имеется Агентство Развития Торговли и Промышленности, в компетенцию которого входят вопросы экспортного контроля.

Существующие в Дании ограничения экспорта включают общие ограничения для определенных видов товаров, в том числе вооружений, товаров и технологий стратегического назначения, ряда химических и биологических веществ и оборудования, которые могут быть использованы при производстве химического оружия.

На практике к датским экспортерам применяются меры экспортного контроля при экспорте товаров двойного назначения, к которым могут быть отнесены компьютеры, телекоммуникационное оборудование, специальные машины и инструменты, а также ряд новейших материалов и химических веществ.

Подпадающие под эти ограничения товары могут экспортироваться только после получения экспортной лицензии, выдаваемой Агентством по делам промышленности и предпринимательства. Лицензии на экспорт товаров и услуг, подпадающих под категорию "Вооружения и продукция военного назначения", выдаются министерством юстиции Дании после соответствующих проверок как продавца, так и конечного потребителя.

Господдержка

Характерной особенностью для Дании является активная роль государства в вопросах содействия датскому экспорту и привлечению иностранных инвестиций, что находит свое отражение в деятельности практически всех датских министерств, особую роль среди которых занимают МИД и Министерство по делам предпринимательства.

1 января 1994 года в структуре МИД Дании создан секретариат внешней торговли, деятельность которого направлена на концентрацию всех мероприятий по содействию экспорту в рамках министерства. К работе по содействию экспорту на двусторонней основе в настоящее время привлечены 88 посольств и генеральных консульств Дании. Подразделения секретариата внешней торговли призваны сотрудничать в решении вопросов торгово-политического характера с подразделениями направлений Север и Юг МИД страны, включая предоставление датским экспортерам широкого спектра платных услуг.

Интернационализация деловой жизни Дании, а также традиционное консультирование в вопросах экспорта и международной торговли, предоставления помощи третьим странам, существующих программ международных организаций и деятельности различных финансовых институтов явились условиями для концентрации возможностей внешнеполитической службы страны в секретариате.

1 сентября 1997 года в структуре секретариата произведен ряд изменений, позволивших повысить эффективность его деятельности.

В состав Секретариата входят три управления. Первое управление - политики, планирования и развития качества. Управление курирует вопросы экспортной политики, экономики и финансов, включая работу по таким направлениям, как страновой и секторный анализ для определения стратегии, подготовка отчетов по экспорту, статьи и речи, характеристика рынков, содействие инвестиционной деятельности, экспортное кредитование и финансрование экспорта, оценка страновых рисков, инвестиционные гарантии для стран ЦВЕ, право собственности в промышленности, дела инкассо, информация об экономическом состоянии компаний, соглашения об избежании двойного налогообложения, управление качеством, порядок платежей, бюджет, обучение. В штат Управления включены эксперты по секторам и атташе по технологиям.

Второе управление - рынков (мировые рынки за исключением стран СНГ и ЦВЕ). В компетенцию Управления входит изучение рынков, проведение региональных и отраслевых экспортных консультаций, координация мероприятий по содействию экспорту, содействие в организации экспортных выставок-ярмарок, конференций в Дании, сопровождение иностранных делегаций в Дании, содействие в участии в зарубежных выставках-ярмарках, конференциях, сотрудничество с министерствами, ведомствами, отраслевыми организациями, международное сотрудничество в области содействия экспорту. Имеется подразделение по оперативному реагированию на торгово-политические и технические проблемы, предоставлению консультаций по таможенным, транспортным и техническим вопросам.

Третье управление - рынков ЦВЕ и СНГ, проектного экспорта, информационного и библиотечного обслуживания. Основные направления деятельности - изучение рынков ЦВЕ и СНГ, системный экспорт, экспортные проекты и тендеры, финансируемые за счет международных источников, консультации по финансированию проектов. Управление осуществляет информационную и издательскую деятельность, публикуя журналы "Остнют", "Экспорт", "Денмарк Ревью", "Маркетсориентиеринг", "Маркетпрофиль", бюллетень новостей, справочник "Датские экспортеры". Имеются отделы программ внутренней и внешней коммуникации, баз данных, экспортная библиотека, отдел собственного маркетинга. При Управлении создан Комитет по экономическому и промышленному сотрудничеству.

В Дании также действуют Совет по развитию промышленности и торговли, Совет по содействию экспорту, Комитет по ассигнованиям и Датское Агентство развития торговли и промышленности (в составе министерства промышленности и предпринимательства), которые являются ключевыми в содействии развитию датской промышленности и экспорта.

Совет по развитию промышленности и торговли призван влиять и стимулировать промышленное производство в Дании в наиболее важных областях. Совет информирует правительство как об общем состоянии развития промышленности, так и о сферах производства, представляющих наибольший интерес для датских компаний.

Совет по содействию экспорту информирует Совет по развитию промышленности и торговли о наиболее важных направлениях содействия экспорту; анализирует и выступает инициатором предложений по содействию экспорту в наиболее важных для предприятий направлениях; определяет области деятельности, препятствующие экспорту и его расширению, и готовит, при необходимости, предложения по устранению таких препятствий; разрабатывает принципы финансовой поддержки деятельности, направленной на содействие экспорту.

Задачей Комитета по ассигнованиям является принятие решений по вопросам совместного финансирования компаний и частных лиц на основании предложений Совета по развитию промышленности и торговли и Совета по содействию экспорту.

Датское Агентство развития торговли и промышленности осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: политика содействия бизнесу; общие меры по улучшению делового климата в Дании; разработка схем развития компаний.

Агентство участвует в разработке и осуществлении международных исследований и программ с целью стимулирования активности датских компаний по участию в международных проектах, а также поддерживает деятельность датских компаний на международных рынках, предоставляя государственные экспортные кредиты. Атентство выступает в качестве секретариата для вышеупомянутых Советов и Комитета.

Субсидирование экспорта товаров, как таковое, Данией не практикуется. Единственным средством, применяемым датским правительством для финансовой поддержки товаров датского экспорта, является предоставление услуг по страхованию экспортных кредитов. Этим занимается датский Совет по экспортному кредитованию, в составе которого в апреле 1992 года создана страховая компания "ЕКР Экспорт Кредит". Государство, в лице министерства промышленности, внесло в уставной капитал компании 200 млн. крон.

Основной целью деятельности страховой компании является обеспечение на коммерческой основе доступности экспортных кредитов для датских торговых и производственных компаний. Страхование, предоставляемое компанией, покрывает, в первую очередь, коммерческие риски по краткосрочным кредитам. В правление Компании входят председатель и 5 членов, назначаемые министром промышленности и предпринимательства.

Датская фирма, заинтересованная в страховании экспортных кредитов, обязана предоставить в Совет по экспортному кредитованию информацию о своем партнере по сделке (по установленной форме), гарантии его платежеспособности от банков, признаваемых Советом, и оплатить страховую премию (размер премии различается по странам).

Совет по экспортному кредитованию рассматривает вопросы предоставления страхования в течение четырех недель с момента получения необходимой информации.

Оказав первоначальную помощь в становлении страховой компании, государство в лице министерства финансов Дании пошло на приватизацию Компании, которая в настоящее время является собственностью одной из крупных мировых страховых фирм - швейцарской Swiss Re. Приватизация не только принесла существенный доход в государственный бюджет страны, но и позволила страхователям получить доступ к более льготным условиям страхования датского экспорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.