Рефераты. Современная демографическая ситуация в России

p align="left">

Чаще всего выделяются возрастные группы однолетние или пятилетние. При однолетней группировке в одну группу объединяются люди одного года возраста или одного года. Однако данные о возрастной структуре в однолетней группировке подвержены деформирующему влиянию такого явления, как возрастная аккумуляция. Возрастная аккумуляция искажает данные о возрастной структуре таким образом, что численность возрастных групп, оканчивающихся на 0 и 5, оказывается значительно выше, чем численность соседних возрастных групп. За счет возрастной аккумуляции в возрастной структуре образуются выступы и впадины, которых на самом деле не существует. В результате демографические показатели также искажаются, дают неверное представление о тех явлениях, которые они призваны отражать. Поэтому демографы борются с возрастной аккумуляцией уже на стадии сбора информации о возрастной структуре населения. Уменьшению возрастной аккумуляции способствовал переход к указанию респондентами даты рождения вместо числа исполнившихся лет.

Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения всех стран является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Этот процесс получил название демографического старения населения (рис.3).

Для оценки степени демографической старости населения существует очень простой показатель - удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше (по критериям ООН - 65 лет и старше) во всем населении. В таблице 2 показана его динамика по данным на моменты переписей населения и на начало 2000 г. Обращает на себя внимание разница в величинах показателя демографического старения между городским и сельским населением. Сельское население значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городах. Однако на деле все наоборот. Это результат миграции молодежи из деревни в город.

Таблица 3. Индекс демографической старости населения России (в процентах). [4].

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

1959

9,0

7,6

10,5

1970

11,9

10,6

14,1

1979

13,7

12,2

17,0

1989

15,3

14,2

18,4

1996

16,8

15,7

19,7

1997

17,1

16,0

19,9

1998

17,6

16,6

20,2

1999

18,1

17,2

20,5

2000

18,5

17,6

20,8

2001

18,7

17,9

20,9

В нескольких десятках (!) областей страны удельный вес пожилого населения в сельской местности уже превышает 30%. (рис.1,3).

3) Брачная структура населения.

Брачное состояние человека - это его положение по отношению к институту брака в соответствии с законами и обычаями страны. Брачная структура населения - это распределение населения по брачному состоянию, обычно в сочетании с полом и возрастом. Поэтому часто говорят "брачно-возрастная структура". [13]. Единственным источником информации о брачно-возрастной структуре населения являются переписи населения. Брачное состояние в переписи может учитываться либо юридическое (когда браком считается только юридически оформленный брак), либо фактическое, т.е. устойчивый добровольный союз двух людей, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, но без юридического оформления.

Распределение населения по брачному состоянию описывается, так же как и половозрастная структура, с помощью группировок и относительных показателей. То есть каждая половозрастная группа населения подразделяется по категориям брачного состояния, и определяется удельный вес каждой категории в составе половозрастной группы. При этом возрастные группы выделяются следующие: до 18 лет, 18-19, 20-24 года, далее пятилетние возрастные группы до группы 55-59 лет, затем открытый интервал "60 лет и старше".

2.3 Изучение репродуктивного поведения

Исследования, основанные на методах опроса мнений, подошли вплотную к тому, чтобы начать изучение психологических аспектов, связанных с рождаемостью. Но следующий шаг за пределы своей профессии исследователи, видимо, не решились сделать. А без этого невозможно было продвинуться в направлении понимания причин малодетности. Например, исследования показывают, что более образованные женщины рожают в среднем меньше детей, чем менее образованные. Однако вполне очевидно, что не само по себе образование является причиной ограничения рождаемости. И если признать, что причина подобного ослабления потребности иметь несколько детей кроется именно в образовании, то так скоро можно дойти до мысли об ограничении права женщин на образование в интересах спасения нации от вымирания.

К середине 1970-х гг. становится ясно, в немалой степени именно в результате исследований, что большинство семей имеет довольно четкое представление о числе детей, которое они хотели бы иметь, и это число вполне конечное и различается в разных социальных группах. Многие исследования, особенно наиболее крупные, проведенные демографами НИИ ЦСУ СССР, показали, что не только фактическое число детей в семьях обратно пропорционально уровню благосостояния, но и желаемое, и ожидаемое (планируемое) в среднем оказывается в обратной пропорции к материальным условиям жизни семей. Эти результаты показали недостаточность корреляционного измерения связи между условиями жизни и числом детей в семье, минуя фактически самого человека, рождающего этих детей, всю совокупность психофизической деятельности человека, связанной с деторождением. Такая деятельность получила наименование репродуктивного поведения.

Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. [10]. Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя: среднее идеальное, желаемое и ожидаемое (планируемое) число детей.

Среднее идеальное число детей характеризует представление респондента о наилучшем числе детей в семье вообще (в средней семье по стране, в городской семье, сельской, русской и т.п.), но не обязательно в своей семье. По мнению большинства специалистов, среднее идеальное число детей отражает представления людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных обстоятельствах, жизненных условиях. В одном из первых крупнейших отечественных обследований (1969 г), использовавших метод опроса мнений женщин, вопрос об идеальном числе детей задавался респондентам в следующей редакции: "Как Вы думаете, сколько детей лучше всего вообще иметь в семье?" Впоследствии исследователи дружно отказались от этого вопроса без особых дискуссий на тему о его целесообразности.

Среднее желаемое число детей рассматривается как показатель, наиболее близко характеризующий индивидуальную потребность в числе детей. Вопрос о желаемом числе детей предполагает выявить личные предпочтения респондентов в отношении числа детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало ему (ей) осуществить свое желание. В некоторых отечественных исследованиях этот вопрос звучал так: "Сколько бы вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого были все условия?"

И, наконец, среднее ожидаемое (или планируемое) число детей, которое характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей, с учётом конкретных обстоятельств их жизни. Вопрос об ожидаемом числе детей формулируется обычно таким образом: "Сколько всего детей Вы собираетесь иметь?" Показатель ожидаемого числа детей рассматривается статистиками-демографами как имеющий наибольшее, по сравнению с двумя предыдущими показателями, практическое значение для прогнозирования тенденций рождаемости. Вероятно, поэтому он получил наибольшее предпочтение в исследованиях факторов рождаемости, проводимых ими.

2.4 Исторические причины развития массовой малодетности семей

На основе проведенных к настоящему времени многочисленных исследований репродуктивного поведения в нашей стране и во многих других странах сложились определенные концепции, объясняющие причины развития массовой малодетности. Эти причины обусловлены историческими изменениями функций семьи в обществе и изменением роли детей в семье.

В прошлых аграрных обществах семья была производственной ячейкой. Дети имели значение для родителей как работники, помощники в хозяйстве, его наследники, воины-защитники хозяйства. Большое число детей способствовало благосостоянию семьи (рода, племени), росту авторитета родителей в общине. Семья выполняла, кроме того, важную посредническую роль между ее членами и обществом.

После промышленной революции XVIII века, по мере развития индустриальной цивилизации, все вышеназванные роли постепенно переходят от семьи к другим социальным институтам. Происходит поляризация семейных и внесемейных интересов и способов жизнеобеспечения. Постепенно полезность детей для родителей снижается до 1-2. Это тот оптимум, который позволяет родителям сочетать удовлетворение потребности в родительстве с удовлетворением других потребностей (в труде с целью заработка, в социальном продвижении, в отдыхе и т.п., все в основном - вне семьи). Дети постепенно теряют свою экономическую полезность и начинают удовлетворять в основном лишь эмоциональные потребности родителей, для чего в большинстве случаев, очевидно, достаточно именно 1-2 детей. [9].

В результате возникает противоречие между репродуктивными интересами семьи и общества. Для преодоления этого противоречия недостаточно лишь мер "социальной поддержки" семей, экономической помощи отдельным семьям: пособий, льгот и т.п. Эти меры способны повысить рождаемость, но лишь до уровня желаемого числа детей в семье. Однако если это желаемое число детей сократилось до величины, не достигающей даже уровня простого воспроизводства населения (как это и произошло уже в России), то одних экономических мер поддержки становится недостаточно. Необходимо так изменить всю культуру, весь образ жизни, чтобы полезность детей для родителей в количественном аспекте повысилась до общественно необходимого уровня. Только в этом случае совпадут репродуктивные интересы семьи и общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.