Отрасли специализации ТПК - это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда. Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории.
Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства.
Сочетание отраслей специализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств.
Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.
Местные природные ресурсы - минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их развития.
Население - самостоятельный элемент ТПК - выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.
Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке. Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.
Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.
Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:
- сокращения транспортных затрат;
- рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими;
- комбинирования и кооперирования производственных связей;
- использования общей инфраструктуры.
Специфической формой пространственной организации производства являются акватерриториальные производственные комплексы (АТПК), значительный опыт формирования которых имеется в Японии, Германии, Франции. Их отличия от ТПК состоят в следующем: хозяйственная деятельность в АТПК ведется не только на суше, но и на море. Морская акватория является важным звеном экономического и транспортного взаимодействия объектов. Обязательным и важнейшим объектом АТПК является морской порт или несколько портов.
В районах с высокой концентрацией ценных природных ресурсов активно формируются ТПК. Так, например, на севере Западно-Сибирской равнины путём ускоренной разработки нефтяных, газовых и лесных ресурсов создаётся ТПК севера Западной Сибири, в составе которого нефтяные и газовые промыслы, газоперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты (в Томске и Тобольске), лесопромышленные комплексы, Сургутская ГРЭС, базы строительной индустрии, система внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов и газопроводов. В Восточной Сибири продолжается развитие Братско-Усть-Илимского ТПК, опирающегося на крупные и дешёвые гидроэнергетические ресурсы р. Ангары; комплекс образуют Братская и Усть-Илимская ГЭС, алюминиевый завод, лесозаготовительные предприятия, лесопромышленные комплексы в Братске и Усть-Илимске, предприятия строительной индустрии.
В зоне влияния БАМ сформировано несколько ТПК (Верхнеленский, Южно-Якутский, Нижнеамурский и др.).
ТПК района Курской магнитной аномалии создаётся на уникальных по запасам богатых железных рудах, благоприятных почвенно-климатических ресурсах и сложившейся инфраструктуре Центрально-чернозёмного района, Оренбургский ТПК - на ресурсах крупного газоконденсатного месторождения в Оренбургской области. Формирование Южно-Таджикского ТПК проводится на базе каскада крупных ГЭС (Нурекская, Рогунская и др.) на реке Вахш; создаются энергоёмкие производства (алюминиевый завод, электрохимический комбинат, азотнотуковый завод), в широких масштабах осуществляется ирригация и развитие аграрно-промышленных комплексов Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - С. 35..
4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран
Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).
В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.
После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких отраслей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации Программы «Факел» к концу 1995 года было произведено промышленной продукции на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступления от экспорта продукции - 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.
В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступления от экспорта продукции которых - более 4 млрд. долларов США. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует риски иностранных инвесторов.
Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков:
· предприятия, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, только 10%;
· вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации;
· если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;
· фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.
В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков (в основном вокруг ВУЗов). Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза.
В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.
При всех таких успехах все-таки следует сказать, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти.
Зеленоградский научно-технологический парк (один из первых в России) зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г. Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт электронной техники (Технический университет), Префектура, ряд государственных и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Парк организован на базе Государственного технического университета Московского института электронной техники, территориально расположенного в г. Зеленограде Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 3. - С. 18..
Технополис это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Инкубатор бизнеса это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы клиенты.
В основе научных парков лежат четыре принципа - создание максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресс;
- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;
- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом;
- создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.
Основную часть финансирования научные парки получают от государства: в Великобритании 62%, в Германии - 78%, во Франции 74%, в Нидерландах около 70%, в Бельгии почти 100%. Государственная помощь выступает в различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать. Правительства создают фирмам, вкладывающим капитал в научные парки, льготный режим амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников: половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального бюджета, 10% дает правительство и столько же различные корпорации, ассоциации и частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.
Страницы: 1, 2, 3, 4