Сравнительная характеристика экономико-географического положения Березовского и Осинского районов
Березовский район - окраинный, находится на юго-востоке Пермского края, граничит с Лысьвенским, Кунгурским, Кишертским районами. Восточная граница совпадает с границей Свердловской области. Окраинное положение является основным минусом ЭГП района. Расстояние от райцентра с. Березовка до Перми -более 100км. а с учетом отсутствия прямой автотрассы до Перми район находится вне зоны 2-х часовой доступности до краевого центра. Для Березовского района характерны благоприятные природные условия для ведения сельского хозяйства.
Транспортно-географическое положение района выгоднее, чем у многих других районов края. Через район проходит автотрасса Кунгур-Соликамск - одна из основных дорог края, по которой произведенная в районе сельхозпродукция вывозится в Кунгур, она же является кратчайшим путем до Перми. Железная дорога федерального значения (участок длиной около 10 км и ст. Тулумбасы) проходит по югу района. Из дорог местного значения выделяется дорога Березовка- Тулумбасы. Других транспортных путей в районе нет. Связи с соседней Свердловской областью ограничены отсутствием дорог, Ближайщий к Березовскому району межрайонный центр - г. Кунгур. По территории района проходит газотрасса, что положительно влияет на ЭГП. Но в целом районы-соседи (за исключением Лысьвенского) имеют более благоприятное ЭГП, чем Березовский район, и не относятся к числу наиболее депрессивных.
Осинский район. Расположен на юго-западе Пермского края по правому Берегу Воткинского водохранилища. Граничит с Пермским, Кунгурским, Бардымским, Частинским и Еловским районами.
Важным преимуществом ЭГП района является выход к судоходному пути. В районе также есть крупные запасы нефти, месторождения строительных материалов. Благоприятны агроклиматические условия. В то же время район удален от Перми - расстояние до областного центра составляет около 150 км. Сообщение с Пермью осуществляется речным и автомобильным транспортом. Оса не входит в зону 2-х часовой доступности до Перми. Соседние районы в основном уступают Осинскому по уровню социально-экономического развития.
Основным видом транспорта является автомобильный. Наиболее важные автотрассы - Кукуштан - Крылово (по ней район связан с Пермью); через Барду район связан с Чайковским, чернушкой и Куедой. Ближайшая ж/д станция Куеда удалена от Осы более чем на 100км. Важную роль, особенно в грузоперевозках, играет речной транспорт. В Осе находится одна из пристаней на Воткинском водохранилище. В целом транспортное положение района более выгодно, чем у соседних районов.
Оса не является основным межрайонным центром южной части края. города Чайковский и Кунгур играют более важную роль
Динамика численности населения Осинского и Березовского районов в 1990-2006 гг.
Район
Численность населения на начало года, тыс. чел.
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Осинский район
35,6
36,1
36,6
36,9
37,1
37,2
37,6
37,4
37,3
36,4
35,5
33,7
33,3
32,9
32,5
Березовский район
20,7
20,1
20,2
19,8
20,0
19,7
18,7
18,6
18,5
18,3
18,2
18,1
Воспроизводство населения Осинского и Березовского районов в 1990-2005 гг.
Показатель, чел. на 1000 чел. населения
Рождаемость в Осинском р-не
12,5
11,7
11,1
11,5
11,2
10,6
9,5
9,7
8,4
10,3
10,9
12,8
9,8
Смертность в Осинском р-не
10,4
12,0
14,9
16,7
15,5
13,8
13,4
13,1
14,3
14,6
15,9
17,4
19,6
19,2
Естественный прирост в Осинском р-не
2,1
0,8
-0,9
-3,4
-5,5
-4,9
-4,3
-3,7
-3,6
-5,9
-5,0
-4,6
-7,9
-8,1
-9,4
Рождаемость в Березовском р-не
17,7
13,9
11,9
12,4
11,3
12,2
12,3
11,6
Смертность в Березовском р-не
12,1
15,7
16,4
15,6
15,3
16,6
15,0
17,2
16,3
16,1
Естественный прирост в Березовском р-не
3,1
7,4
1,8
-3,8
-4,0
-0,3
-1,2
-1,4
-3,1
-4,2
-5,6
-3,9
-3,3
Младенческая смертность в Осинском и Березовском районах в 1990-2005 гг.
Умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся, чел.
10,8
23,4
9,6
14,2
25,6
21,9
11,0
14,0
10,7
6,8
9,9
8,6
6,3
26,8
16,8
12,7
24,3
28,9
40,2
13,2
9,2
23,5
13,5
12,9
Страницы: 1, 2