Рефераты. Территориальная организация новейших отраслей промышленности

i>Активные электронные компоненты -- главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электрон-ной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным ком-понентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназна-ченных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем на-чалось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что ко-ренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.

Производство активных компонентов сосредоточено преимущест-венно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших -- более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм -- изготовителей активных компо-нентов технический уровень производства одинаково высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между нацио-нальными фирмами и национальных фирм с зарубежными.

Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 ми-рового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им аме-риканских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше -- 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» -- на третье, потеснив японские ТНК.

Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистам и на протяжении чет-верти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупро-водников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относи-тельно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютера ми, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентиро-ваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в сере-дине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштаб-ному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосре-доточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ.

Бытовая электронная техника -- самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось круп-ное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемни-ков и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охва-тывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у мил-лиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бы-товой радио- и телевизионной аппаратуры в мире.

Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался ко-ренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регио-нам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны. Каждая из таких стран, как Гон-конг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприем-ников в Японии, США или ФРГ.

Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппара-туры -- телевизоров. В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. -- только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности.

Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпе-ла во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 2000 г. соотношение стоимос-ти отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой элек-тронной техники составило (в %): видеоаппаратура -- 53 (в том числе телевизоры -- 32,3 (цветные -- 30,7); видеомагнитофоны -- 14; ви-деокамеры -- 6); аудиоаппаратура -- 25, прочие бытовые электрондустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производ-стве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.

Центры электронной промышленности

В США сложились наиболее благоприятные научные, производ-ственные, рыночные и другие предпосылки создания электронной промышленности. В отличие от разоренных Второй мировой войной Западной Европы и Японии США сразу захватили лидерство в ста-новлении отрасли. Ее развитие стимулировали емкий внутренний рынок на разнообразные изделия электроники, а также крупные воен-ные заказы, составлявшие в отдельные периоды до 15-17% общего объема продукции отрасли. До сих пор на научные исследования в США расходуются огромные средства. Поэтому электронная про-мышленность превратилась в одну из ведущих в индустрии.

США достигли наибольшего уровня электронизации всех сфер об-щественной жизни. В стране создан самый обширный в мире инфор-мационный комплекс. Она -- первая по общему количеству имеющихся компьютеров, по насыщенности ими быта и сферы бизнеса (на 100 бизнесменов в США приходится более 40 персональных ком-пьютеров, тогда как в Японии только 10). Свыше половины их имеют выходы в различные локальные, региональные и общенациональные компьютерные сети и практически все подключены к глобальной международной компьютерной сети Интернет. Благодаря этому США оказывают 2/3 мировых информационных услуг.

В США сформировалась самая сложная, наиболее развитая структура электронной промышленности. В ней представлены все разнообразные производства современной электроники, но роль каждого из них неодинакова. Важнейшими являются выпуск компью-теров (около 25% стоимости продукции отрасли) и компонентов (до 22%). Эти два ключевых производства дают почти половину всей электронной продукции страны. По 8-12% приходится на изготов-ление средств связи, медицинского, контрольно-измерительного и навигационного оборудования. Доля сравнительно простой и деше-вой бытовой электронной аппаратуры невелика и составляет всего около 4%.

Особенности создания электронной промышленности США от-разились и на формировании ее территориальной структуры. Пос-ледняя в гораздо меньшей степени оказалась связанной с давно сло-жившимися индустриальными очагами и центрами, чем большинство других обрабатывающих отраслей. В значительной мере именно элек-троника впервые стимулировала организацию в стране промышлен-ных парков, приведших в конечном итоге к возникновению технополисов (среди них знаменитая Силиконовая долина с ее многими десятками электронных фирм). Вне индустриальных центров обра-зовались и другие ареалы электронных производств, например, около Бостона вдоль окружного шоссе № 128, у Филадельфии вдоль феде-ральной автострады № 202.

Выраженная специализация отрасли на выпуске самой наукоем-кой и дорогостоящей продукции определила основные черты экспор-та и импорта. Экспортная квота изделий электронной промышлен-ности США в 90-е гг. -- наименьшая среди ведущих регионов и стран: всего 12%. Импорт постоянно и заметно превышает экспорт.

Япония -- второе в мире государство по уровню развития электрон-ной промышленности. По сравнению с США и Западной Европой она не обладала какими-либо заметными сырьевыми, научными или фи-нансовыми предпосылками для создания и мощного развития данной отрасли. После Второй мировой войны производственный аппарат индустрии и внутренний рынок страны были дезорганизованы. Уникальным ростом своей экономики Япония обязана решительной ориентацией индустрии на внешние рынки. Это позволило быстро восстановить и обновить производственный потенциал электротех-нической промышленности, в недрах которой возникла электронная. В немалой степени этому способствовало наличие многочисленных высококвалифицированных кадров рабочей силы со сравнительно невысокой (в 50-70-е гг.) оплатой труда.

В электронной промышленности страна последовательно осуществляла переход от производства простых электронных экспортных товаров ко все более сложным. Так, в середине 60-х гг. Япония обо-гнала США и захватила лидерство в мире по выпуску радиоприем-ников, в конце 60-х гг. -- телевизоров (их производство началось только в 1953 г.), а в 80-е гг. -- видеомагнитофонов, видеокамер. В на-чале 80-х гг, Япония, совершившая технологический прорыв в элек-тронике, обогнала Западную Европу и быстро приближается к США в изготовлении наиболее сложной наукоемкой продукции: сначала полупроводников, а затем интегральных схем и компьютеров.

По степени электронизации хозяйства и быта Япония уступает среди крупных государств только США, а по некоторым позициям превосходит и их. Так, в японской промышленности задействовано около половины всех роботов в мире. Страна -- вторая по общему количеству используемых компьютеров и другой сложной электрон-ной техники. Велика насыщенность японского общества и бытовой электронной аппаратурой. В немалой мере это обусловлено высоким уровнем производства электронной продукции в расчете на душу на селения -- 3653 долл. в 2004 г., тогда как в США этот показатель со-ставлял 1932, а в Западной Европе 538 долл.

Структура электронной промышленности Японии отражает осо-бенности ее формирования, достигнутые успехи науки, технологии и техники, приоритетное значение внешнеторговых связей для стра-ны. Ведущие позиции заняли в производстве наукоемкие экспортные товары; компоненты -- до 35% и компьютеры -- около 25%. Их сум-марная доля (примерно 3/5 стоимости всей продукции отрасли) даже несколько выше, чем в США. Очень четко подчеркивает традицион-ную экспортную роль японской бытовой электроники ее все еще вы-сокий удельный вес в структуре -- до 20%. Однако и для нее харак-терно преобладание выпуска сравнительно дорогостоящих иннова-ционных изделий: Япония дает 100% видеодисковых проигрывателей в мире, 89% -- видеокамер, 62% -- видеомагнитофонов, 52% -- ком-пакт-дисковых проигрывателей.

География японской электронной промышленности четко отра-жает все особенности развития отрасли. С середины 80-х гг. идут ак-тивные процессы перемещения многих трудоемких производств в за-рубежные страны с дешевой рабочей силой или устойчивым рынком сбыта японских электронных товаров. Вне Японии работает около 800 предприятий ее электронных фирм: 400 в странах Азии, почти 130 в США, более 100 в Европе. Только одна фирма «Мацусита» со-здала более 100 заводов в 40 странах. В Юго-Восточной Азии сначала выпускали массовую аудио- и видеоаппаратуру, а затем и более слож-ные изделия -- кинескопы, полупроводники, видеомагнитофоны. В самой Японии сохраняются лишь самые высокотехнологичные производства, например, изготовление интегральных схем и компью-теров новых поколений, телевизоров высокой четкости изображения. Производства именно этой продукции чаше всего переносятся из перенасыщенных промышленностью городов тихоокеанского инду-стриального пояса Японии в ее новые центры, в том числе в уже существующие и создаваемые технополисы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.