общий объем продукции промышленности определяется как сумма данных об объеме продукции отдельных промышленных предприятий, рассчитанном заводским методом;
индексы объема промышленной продукции к предыдущему году рассчитываются, исходя из объемов продукции в сопоставимых ценах. Оценка стоимости продукции производится непосредственно на предприятиях. До 1990 года включительно за сопоставимые цены принимались прейскурантные цены, которые действовали продолжительное время и были едиными на соответствующие виды продукции для всех предприятий. С 1991 года применялись сопоставимые цены соответствующего года. Для сравнения с предыдущим годом объемы последнего пересчитывались в цены отчетного года. Начиная с 1996 года, индекс определяется через ежемесячные индексы производства. Индексы объема продукции за продолжительные периоды рассчитываются цепным методом, то есть путем перемножения между собой индексов к предыдущему году за необходимый период. Статистические данные, начиная с 2000 года, сформированы согласно Классификации видов экономической деятельности (КВЭД). Данные по промышленности определяются по сумме видов экономической деятельности, которые по КВЭД относятся к добывающей, перерабатывающей промышленности и производству и распределению электроэнергии, газа и воды (секции C, D, E). Производство промышленной продукции в натуральном выражении показывается, как правило, по валовому выпуску, т.е. вместе с продукцией, предназначенной для дальнейшей переработки в пределах одного предприятия;
рентабельность отдельных видов продукции определена как отношение прибыли (или убытка) к себестоимости их производства;
операционные расходы на производство - затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы.
2. Факторы развития и размещения машиностроения в г. Севастополь
2.1 Структура и факторы размещения машиностроения
Машиностроительные производства традиционно делятся адекватно затратам металла и труда. В первом приближении машиностроение можно разделить на тяжелое, или металлоемкое, среднее и точное, или неметаллоемкое. По степени трудоемкости в машиностроении выделяют трудоемкие и нетрудоемкие производства: среди первых особо выделяется группа наукоемких производств или пионерное машиностроение (Шумский, 2003).
Отраслевая структура машиностроения чрезвычайно сложна и в обобщенном виде представляет собой следующую иерархию: станкостроение; сельскохозяйственное машиностроение; тяжелое машиностроение; электротехническое машиностроение; электроника; транспортное машиностроение, которое включает производство автомобилей, судо-, локомотиво-, авиастроение; производство вооружений и военной техники.
В г. Севастополь получили развитие следующие отрасли машиностроения:
Ш станкостроение;
Ш электротехническое машиностроение;
Ш электроника;
Ш судостроение и судоремонт.
Эти отрасли, выпускающие сложные и точные машины, приборы и оборудование, являются весьма трудоемкими и требуют на единицу стоимости продукции много квалифицированного труда. Основными факторами размещения машиностроения в г. Севастополь являются трудовой и потребительский, так как чем ниже металлоемкость машиностроения, тем больше его трудоемкость.
2.2 Наличие трудовых ресурсов для развития машиностроения в г. Севастополь
Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, а также подростки и лица пенсионного возраста, которые заняты или могут быть заняты в общественном производстве и сфере обслуживания (Голиков и др., 2003).
Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных.
На территории Севастопольского региона проживает около 380 тыс. чел. (0.8% населения Украины). Из них на долю городского населения приходится 95% (361 тыс. чел.). Севастопольский регион является самым урбанизированным районом Крыма. Средняя плотность населения - 450.1 чел. на 1 км2.
Распределение населения (постоянного) города по основным возрастным группам: возраст младше трудоспособного - 75.9 тыс. чел. (19.9%), трудоспособный возраст - 232.6 тыс. чел. (61.2%), возраст старше трудоспособного - 72.1 тыс. чел. (18.9%).
На каждые 1000 человек города приходится 250 пенсионеров - значительно ниже среднего показателя (284) по областям Украины.
Количество населения занятого в экономике - 139.1 тыс. чел. (56.2% населения трудоспособного возраста).
Спрос на рабочую силу - 3100 чел., в т.ч. служащих 500 чел. (16.1%).
На сегодняшний день в Севастополе отмечается стойкая позитивная динамика в рациональном использовании трудовых ресурсов, повышении уровня жизни, увеличении численности и улучшении структуры занятого населения, снижении уровня безработицы.
На фоне увеличения общего числа занятого населения с 61,7% до 62,9% отмечается позитивная тенденция движения рабочей силы: коэффициент замещения уволенных работников принятыми вырос до 104,5%. Сегодня по уровню занятости населения Севастополь занимает второе место в Украине, уступая лишь Киеву.
Практически отсутствует проблема работников, которые трудятся в режиме неполной занятости - они составляют всего 1,55% от средней численности работающих граждан. Стабилизировались процессы сокращения, количество уволенных по экономическим показателям в 2008 году уменьшилось до 59,6% того же показателя 2007 года.
Увеличение общего числа занятого населения сопровождается адекватным уменьшением численности безработных и экономически неактивных граждан. Уровень безработицы составил 3,1%. Это один из самых низких показателей по Украине, в среднем по стране этот показатель составляет более 7%. При этом по состоянию на 1 июля 2008 года в информационном банке городского Центра занятости имеется 3,1 тыс. вакансий, среди которых доминируют рабочие профессии - 61,25%.
Самая большая проблема рынка труда на сегодня не безработица, а, скорее, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Каждый пятый гражданин экономически активного возраста в Севастополе сегодня старше 50 лет, каждый десятый в составе занятого населения - старше трудоспособного возраста. В общей численности штатных работников предприятий и организаций города каждый четвертый - пенсионер.
В то же время у города есть резерв - молодежь, которая сегодня составляет более трети населения Севастополя. Около 40 тысяч человек обучается по той или иной форме, составляя трудовой резерв. В этих условиях развитие гибкой, ориентированной на дальнейшее трудоустройство, системы профессиональной ориентации молодежи, возвращение престижа рабочих профессий, является важнейшей составляющей активной политики занятости в регионе.
На протяжении последних лет наблюдается перетекание занятого населения из сфер материального производства в нематериальные. Сегодня практически каждый четвертый работает в торговле, гостиничном или ресторанном бизнесе, каждый пятый в сфере предоставления услуг юридическим и физическим лицам, 14% - работники образования и здравоохранения, 7,4% - сферы транспортных услуг и связи, 6% - строительства. Всего лишь 9,4% работающих сегодня заняты в промышленности.
Таким образом, на сегодняшний день экономически активное население Севастополя составляет около 155, 48 тыс. чел. Из них в промышленности занято только 14,615 тыс. (в т.ч. в машиностроительной отрасли - 4,117 тыс. чел., что составляет примерно 2,65% от общего числа занятых в производственной и непроизводственной сферах).
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в Севастополе по итогам 2007 года составила 1413, 27 грн. Эта величина в 3 раза превышает минимальную зарплату и в 2,5 раза - прожиточный минимум.
2.3 Особенности специализации машиностроения г. Севастополь
Развитие машиностроения определяется двумя главными взаимосвязанными формами организации производства - кооперированием и специализацией.
Кооперирование - тесные производственные связи между отдельными предприятиями или отраслями промышленности, совместно участвующими в изготовлении определенного готового продукта (Плоткин, 1977).
Специализация промышленности - процесс общественного разделения труда, при котором происходит выделение и обособление отраслей, сосредоточенных на производстве определенного готового продукта или его части, а также на выполнении отдельной технологической операции (Плоткин, 1977).
Один из важнейших экономико-географических аспектов специализации промышленности - территориальное расчленение единого производственного процесса на отдельные стадии, которые осуществляются разными предприятиями. При этом предприятия по первичной обработке сырья и производству полуфабрикатов тяготеют к источникам сырья, а предприятия, завершающие производственный процесс, размещаются довольно свободно, хотя и связаны чаще всего с районами потребления готовой продукции (Хрущев, 1990).
Для машиностроения Севастополя характерны четыре формы специализации производства:
1. предметная (производство судов, станков, оборудования для пищевой промышленности, бытового оборудования, средств связи, радиоаппаратуры, посуды);
2. технологическая специализация (производство чугунного и стального литья, штамповок);
3. подетальная (выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин и автомобилей, пневмооборудования);
4. ремонтные производства для судов, сельхозтехники, тепловозов, моторов, автомобилей. Ремонтные производства наиболее многочисленны, с высокой долей ручного труда, с очень низкой производительностью.
Одной из ведущих отраслей севастопольского машиностроения является судостроение и судоремонт. Одно из крупнейших предприятий - Общество с ограниченной ответственностью «Севморверфь». С 23 июня 1783 г. по настоящее время на Севастопольском морском заводе было построено и переоборудовано 526 военных кораблей и судов, таких как: бриг «Меркурий» (1820 г.), корвет «Оливуца», броненосцы «Чесма», «Потемкин», линкор «Императрица Мария», крейсер «Очаков», подводный минный заградитель «Краб», морской самоходный плавкрана грузоподьемностью 1600 тонн «Витязь». Севастопольским морским заводом построено 79 плавкранов грузоподьемностью от 50 до 500 т.
Страницы: 1, 2, 3