Рефераты. Турция - страна богатейшей истории

p align="left">На территории современной Турции проживают также арабы, греки, лазы, черкесы (под этим этнонимом подразумеваются адыги, кабардинцы, ингуши, чеченцы, осетины и другие народы Северного Кавказа), евреи и другие этнические группы. Перепись населения 1965 г. была последней, которая включала сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан, что позволяло хотя бы приблизительно установить численность национальных меньшинств и этнических групп. В соответствии со ст. 66-й Конституции 1982 турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством». Иными словами, гражданство отныне официально определяет национальную принадлежность. К тому же дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Поэтому достоверно можно говорить лишь о том, что Турция - многонациональная страна, на территории которой проживает свыше 25 национальных меньшинств. По оценочным данным, их численность составляет 13-15 млн. чел. Наиболее многочисленны курды (10-12 млн. чел.), значительно более малочисленную группу формируют арабы (1 млн. чел.), остальные этнические группы насчитывают от десяти до нескольких сот тысяч человек.

Язык. Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский.

Формирование турецкого языка связано с эпохой превращения тюркоязычных народов в отдельные нации. В связи с несформированностью наций в предыдущие эпохи, народно-диалектная языковая среда с широким диапазоном ее постоянно изменчивых и вариативных реализаций была главенствующей формой существования языка. Носившие наддиалектный характер древние и старые письменно-литературные языки тюркских народов весьма эффективно воздействовали на нормообразующие процессы в диалектной среде.

Особенностью письменно-литературного османского языка (15 - середина 19 вв.) была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей. Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде «тюрк-и басит» (простого турецкого языка). В середине 19 в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным.

Однако наиболее значимыми вехами с точки зрения реформирования турецкого языка явились предпринятые уже в условиях республиканской Турции меры по реформе алфавита (в 1928 был осуществлен переход на латинский алфавит) и по созданию Турецкого лингвистического общества (1932). Оба начинания тесно связаны друг с другом, поскольку кардинальное обновление лексики турецкого языка было невозможно без реформы письменности. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%. Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции.

В то же время следует иметь в виду и противоположные тенденции если не к сохранению определенных пластов старой лексики, то к ее использованию одновременно с неологизмами. Поэтому пока турецкий остается языком с чрезвычайно большим количеством абсолютных (полностью равнозначных) синонимов. Столь бурному развитию лексической системы свойственны и определенные отрицательные стороны, в частности, разрыв в культурной преемственности между поколениями: современная турецкая молодежь не может читать в оригинале литературные произведения не только 19., но и произведения многих турецких писателей 30-40-х 20 в.

Религии. Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.

Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается. Православная греческая церковь Турции представлена патриархатом, болгарская - экзархатом с резиденцией в Стамбуле. Они подчинены Вселенскому Константинопольскому патриархату, который является высшей церковной инстанцией православных церквей других стран. Резиденция патриарха также находится в Стамбуле. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь - архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь - викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

Города. По данным всеобщей переписи населения 2000 около 65% населения Турецкой республики проживало в городах. Еще в 1950 горожане составляли лишь четверть населения страны. Но именно в 50-х в стране активизировалась урбанизация в связи с началом широкомасштабного процесса механизации сельского хозяйства. Перепись 1985 впервые в истории Турецкой Республики зафиксировала преобладание численности городского населения над сельским (53% и 47% соответственно). Среднегодовые темпы роста городского населения в 90-е снизились до 2,8% против 5,4% в 80-е, но при этом остаются весьма значительными.

В 2003 в Турции насчитывалось по крайней мере 10 городов, численность населения которых превышала 1 млн. чел.: Стамбул (10 018), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на берегах Босфора; Анкара (4007), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна, 3370), важный порт на побережье Эгейского моря; Конья (2192), крупный промышленный, транспортный и культурно-религиозный центр, Бурса (2150), крупный промышленный и туристический центр, Адана (1849), важный промышленный город, центр ведущего сельскохозяйственного района страны, специализируется на переработке разнообразных видов сельскохозяйственного сырья (хлопка, масличных культур), имеет развитую строительную индустрию; Анталья (1719), крупнейший туристический и торговый центр, Ичель (бывш. Мерсин, 1615), крупный портовый город, обслуживающий торговлю Аданы и района Аданской низменности; Диярбакыр (1362), крупнейший промышленный и транспортный центр на юго-востоке страны; Газиантеп (1265), еще один быстро развивающийся промышленный центр на юго-востоке страны.

География размещения наиболее крупных городов на территории Турции позволяет говорить о преодолении ранее характерного для нее тяготения процесса урбанизации исключительно к западной части страны. Ныне по мере реализации проекта Юго-Восточной Анатолии и развития промышленности региона быстро растет число его городских жителей. Одновременно в ареал интенсивно протекающих процессов урбанизации оказалось вовлеченным средиземноморское побережье Турции, что следует связывать с новой стратегией экономического развития страны, в рамках которой было придано особое значение росту экспорта товаров и развитию услуг, в том числе туристических.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Турция, страна богатейшей истории, полна местами, представляющими огромный интерес для туристов. Поскольку все перечислить просто невозможно, назовем самые популярные:

Стамбул - древний славный город, крупный порт, экономическое и промышленное "сердце" страны, единственный в мире город, расположенный на двух материках. Город основан около 660 г. до н.э. как Византий, с 330 г. н.э. назывался Константинополем, а в 1453 году был захвачен турками и переименован в Стамбул. От византийского периода сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения, большинство из которых переделано в мечети. Среди достопримечательностей города стоит упомянуть такие:

- Собор Св. Софии (Айя-София), где, по преданию, посланцы русского князя Владимира Красное Солнышко знакомились с христианской верой, самый большой христианский храм своего времени. В 1453 году Святую Софию путем простой пристройки минаретов превратили в мечеть, практически все великолепные мозаики собора были замазаны. К достопримечательностям собора относятся покрытая медью "плачущая колонна" (говорят, что если положить руку в её отверстие и загадать желание, оно обязательно сбудется), а также "холодное окно", от которого даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

- Голубая мечеть (Султан Ахмет) - кафедральная мечеть Стамбула, единственная в мире мечеть с 6 минаретами.

- Топкапы - султанский дворец, комплекс жилых и административных построек. Особым интересом туристов пользуется экспозиция султанской сокровищницы, где представлены троны, личные вещи и коллекция парадных одеяний султанов, украшенное драгоценными камнями оружие, а также оправленная в серебро мумифицированная человеческая рука (утверждается, что это рука самого пророка Мухаммеда).

- Мост через Босфор, соединяющий европейский и азиатский берега Турции, это четвертый мост в мире по длине. На берегу Босфора возвышается Египетский обелиск (Дикилиташ), возведенный еще фараоном Тутмосом Третьим.

- Большой стамбульский базар (Капали Чарши) - крупнейший рынок в мире, 200 тысяч м2 его площади занимают около 5 тысяч магазинов и лавок, в которых можно купить буквально все.

- Румели Хисары - крепость XV века на берегу Босфора, воздвигнутая турками для блокирования осажденного города.

- Археологический музей, представляющий богатейшую коллекцию древневосточных и античных экспонатов.

Меpтвое море - красивейшая бухта, в которой практически никогда не бывает волн

Река Даламан - историко-природный заповедник, место обитания уникальных морских и речных черепах, центр грязелечения.

Кекова - живописная бухта с наполовину затопленным городом византийской эпохи.

Сиде - римский город, "пиратская республика" древности.

Аспендос - римский город, известный прекрасно сохранившимся античным театром, используемым по назначению и в наши дни.

Кушадасы - туристический городок на берегу бухты, посреди которой на острове высится средневековая крепость, ставшая сегодня одним большим рестораном.

Эфес - один из самых значительных городов античности, здесь находится храм Артемиды Эфесской, знаменитое "чудо света".

Памуккале - уникальный историко-природный заповедник, который славится горячими целебными источниками, соляными обрывами и кавернами.

Каппадокия - так в древности называлась область вокруг современного города Невшехир, известная своими фантастическими скальными пейзажами, образовавшимися в результате вулканических и тектонических процессов, подземными "городами", история которых теряется в глубокой древности, а также десятками скальных церквей, созданных первыми христианскими общинами, укрывавшимися в этих краях от преследований.

Измир, родина Гомера. Среди современных достопримечательностей города Парк культуры (место проведения знаменитых ежегодных международных ярмарок), бани Дианы и всемирно известные термальные источники "Балчова" (источники Агамемнона), на базе которых создан крупный бальнеологический центр, позволяющий сочетать лечение с пляжным отдыхом и обширной культурной программой.

Дидим знаменит своим курортом Алтын кум (золотые пески) и храмом Аполлона (VIII-IV в. до н.э.), одним из наиболее грандиозных памятников античности, священным местом древности.

Руины величественной Трои, долгое время считавшейся просто красивой легендой. Частично сохранились наклонная въездная эстакада Трои, городской вал, стена римского периода, Акрополь, служивший одновременно для защиты города и для охраны так называемой цистерны (резервуара с запасами воды, в настоящее время доступа к нему нет), храм Афины.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.