Рефераты. Угольная промышленность в хозяйственном комплексе региона

нтересы трудящихся угольных предприятий представляют профсоюзы; жителей шахтерских городов - Ассоциация шахтерских городов, объединяющая большинство угледобывающих муниципальных образований; населения России - правительство РФ, Минтопэнерго, другие органы федеральной исполнительной власти.

Многоуровневая система представительных органов - федеральная МВК, региональные МВК, местные наблюдательные советы - институционально обеспечивает реализацию идеи социального партнерства как основного условия осуществления реструктуризации; создает базу для согласования интересов участников реструктуризации при принятии ключевых решений независимо от желания отдельных руководителей; заставляет участников реструктуризации на всех уровнях "садиться за стол переговоров".

На втором этапе реформ (после 1997 г) угольная промышленность в основном сохранила свой производственный потенциал: производственные отросли угледобывающих предприятий на конец 1998 г. составляли примерно 320 млн. т. при объеме добычи угля 228 млн. т. C 1998 г. начала работать новая система бюджетного финансирования угольной отрасли, при которой денежные средства не поступают угольным компаниям, закрываемым шахтам, администрациям шахтерских городов без предварительного утверждения графиков финансирования и договоров, которые заключает Минтопэнерго РФ с названными выше получателями под их конкретные обязательства. При этом бюджетные средства по каналам казначейства гарантированно доводятся до получателя, а средства на социальную защиту - до конкретных высвобождаемых работников.

Одним из важнейших элементов реструктуризации отрасли, обеспеченным механизмом обоснования объемов выделения и направлений использования средств из федерального бюджета, являются региональные и муниципальные программы по смягчению ситуации на локальных рынках труда. Эти программы формируются администрациями шахтерских городов и поселков и включают меры по предувольнительным консультациям высвобождаемых шахтеров, их переобучению, созданию рабочих мест и инфраструктуры малого бизнеса

В 1998 г. в реформированных сегментах угольной отрасли наметились отчетливые тенденции к улучшению. Начиная с 1993 г. размер средств государственной поддержки уменьшился более чем в 5 раз и составил в 1998 г.5,2 млрд. руб. (около 0,2% ВВП, или 1% расходов федерального бюджета). Доля бюджетных средств в суммарных финансовых ресурсах организации отрасли сократилась за этот период с 70 до 12,8%. С 1995 г. наблюдается устойчивый рост среднемесячной производительности труда по добыче угля, и к 1998 г. она увеличилась почти на 30%. На 16% повысилась выработка товарной продукции на одного работающего. Удельный вес добычи угля наиболее эффективным открытым способом достиг 64,5% в общем объеме производства. В Кузбассе, например, по итогам 1998 г. добыча угля выросла на 4,5 млн. т. или на 4,2; 43 угольных предприятия из 99 завершили год с приростом производства; производительность труда возросла на 16%, себестоимость 1 т угля снизилась на 10%.

Однако формирование новых структур угольных компаний происходило на фоне резкого снижения дотаций на поддержание убыточного угольного производства и роста задолженности по заработной плате до 10-12 месяцев. В сочетании с недостаточным финансированием мер по социальной защите и обеспечению занятости высвобождаемых шахтеров это привело к усилению социальной напряженности, перешедшей в "рельсовую войну" в мае-июле 1998 г. Принятые затем решения о ликвидации ряда убыточных шахт и использования наработанного в угольной промышленности инструментария социальной защиты позволили нормализовать ситуацию.

До 1998 г. существовала практика заключения отраслевых тарифных соглашений, которые подписывались от лица работников - Росуглепрофсоюзом и независимым профсоюзом горняков, от лица работодателей - Минтопэнерго России, от лица государства - Минтруда России. В 1998 г. со стороны работодателей вместе с Минтопэнерго впервые соглашение подписал Союз углепромышленников. Оно оказалось еще более "затратным" и для государства, и для работодателей, чем предыдущее соглашений. В частности, ежеквартальная индексация минимальной месячной тарифной ставки исходя из фактического роста потребительских цен стала производиться с коэффициентом не 0,8, как было предусмотрено в действовавшем в 1995-1997 гг. отраслевом тарифном соглашении, а 1,0.

1.4. Приватизация угольных компаний

По приватизированным угольным компаниям рекомендуется введение принципиально иной схемы заключения отраслевых тарифных соглашений, согласно которой последние будут заключаться напрямую между профсоюзами работодателями, представленными Ассоциацией частных предприятий, а государство в лице правительства будет выступать гарантом их выполнения. Трансформация схемы заключения отраслевых тарифных соглашений рассматривается как единственно возможный способ разграничения обязательств государства и работодателей в угольной отрасли и защиты правительства РФ от нареканий в неэффективном управлении угольными компаниями, росте задолженности по заработной плате.

Важным направлением совершенствования системы отраслевых тарифных соглашений является перенос подписания разработанной документации в регионы и непосредственно в угольные компании. Для реализации данного положения предлагается вариант двухуровневой схемы. На верхнем уровне подписывается отраслевое тарифное соглашение, обеспечивающее всем работникам отрасли минимальный объем социальных гарантий. На уровне предприятий подписываются коллективные договоры между профсоюзной организацией и руководителем предприятия, в которых при наличии у предприятия финансовых источников могут быть предусмотрены дополнительные социальные гарантии его работникам.

С ликвидацией "Росугля" номенклатурно-капиталистическая система в угольной промышленности на федеральном уровне была ослаблена, однако обозначилась опасность ее возрождения на уровне администраций субъектов РФ. Начало проявляться вмешательство губернаторов в хозяйственную деятельность угольных предприятий, имеют место необоснованные действия налоговых инспекций в отношении нелояльных коммерсантов.

Реструктуризация угольной промышленности является межотраслевой проблемой и не может быть проведена в рамках узкоотраслевого, ведомственного подхода. Исходя из учета специфики угледобывающих регионов в качестве инструмента, отражающие межотраслевые аспекты проблемы, стали разрабатываться программы реструктуризации угольной промышленности и социально-экономического развития отдельных регионов. Основные разработчики и координаторы реализации таких программ - администрации субъектов РФ. Эти программы необходимы для координации в рамках определенных территорий намеченной стратегии регионального развития разноплановых проектов и мероприятий, увязки их с имеющимися денежными ресурсами из различных источников финансирования. Однако, на этапах подготовки и утверждения таких программ региональные администрации, угольные компании, профсоюзы стали воспринимать данные документы как один из способов получения дополнительных бюджетных средств на региональные нужды. Вследствие этой и ряда других причин мероприятия, предусмотренные названными программами, оказались не полностью обеспечены финансовыми средствами.

Наиболее острые проблемы в отношениях федерального центра с администрациями субъектов РФ вызывает политика правительства по продаже федеральных пакетов акций угольной компании. Губернаторы угледобывающих регионов пытаются осуществить приватизацию федеральных пакетов акций угольных компаний в пользу контролируемых ими фирм. Администрации Красноярского края, Кемеровской и Иркутской областей заключили соглашение с правительством РФ о перераспределении полномочий по управлению федеральными пакетами акций угольных компаний в свою пользу.

Политика правительства России по проведению реформ в угольной промышленности носит противоречивый характер. Многие решения и действия на федеральном уровне вызывают опасность возрождения административно-командной системы. Так, правительство, давая поручения руководителям акционерных обществ, указывает, сколько им нужно добыть угля; конкурсный порядок выделения бюджетных инвестиций практически заменен директивным; вновь объявляются приоритетными масштабными бюджетные инвестиции в строительство новых угольных шахт и разрезов; принимаются решения, приводящие к росту будущих бюджетных обязательств правительства и, соответственно, бюджетных расходов.

Правительство РФ должно активизировать действия по недопущению вмешательства органов исполнительной власти национально - и административно-территориальных образований в финансово-хозяйственную деятельность угольных компаний. В связи с проведением правительством приватизации федеральных пакетов акций угольных компаний необходимо, чтобы губернаторы осуществляли аналогичную политику приватизации акций, находящихся в собственности субъектов РФ.

Решение проблем реструктуризации угольной промышленности должно быть обеспечено за счет средств как федерального бюджета, так и бюджетов администраций субъектов РФ, органов местного самоуправления и, что особенно важно, средств негосударственных интересов.

Глава 2. География угольной промышленности

Размещение угольной промышленности России во многом определяется характером географического распределения угольных ресурсов в стране, сконцентрированных в ее восточных районах (свыше 90% угольных запасов страны).

2.1. Кузнецкий бассейн

Кузнецкий бассейн по масштабам добычи угля на много опережает все другие бассейны и месторождения страны. На его долю приходится 40% всей добычи страны. По запасам (640 млрд. т), мощности пластов (в среднем 2,1 м, в ряде мест доходит до 20-30 м) и качеству угля (наибольшая зольность - 5-12%, высокая калорийность - 7,5-8,6 тыс. ккал) является одним из крупнейших и лучших в мире. Специализируется на добыче разных марок угля, особенно антрацитов и коксующихся. Наряду с подземным практикуется и открытый способ. Несмотря на значительную удаленность от мировых рынков, наиболее крупный экспортер российского угля.

2.2. Канско-Ачинский буроугольный бассейн

Канско-Ачинский буроугольный бассейн с запасами 600 млрд. т. незначительная глубина залегания угольных пластов (отдельные пласты выходят на поверхность и создают условия для открытой добычи), их большая мощность (40-100 м) обуславливают низкую себестоимость добычи угля (самую низкую в стране). Крупнейшие угольный разрезы - Ирша-Бородинский, Назаровский и Березовский. Низкая теплотворная способность (2,8-4,6 тыс. ккал) делает неэффективной транспортировку углей бассейна на дальние расстояния. Поэтому используют их в основном на месте, для производства электроэнергетики на мощных ГРЭС.

2.3. Печорский бассейн

Печорский бассейн - самый крупный по запасам (210 млрд т) и добыче угля в европейской части страны. Значительная глубина залегания (200-600 м), наибольшая мощность пластов (1-2 м), сложные природные условия (часть Печорского бассейна расположена в заполярье) затрудняют добычу, вызывают добавочные расходы, повышающие себестоимость угля. На коксующиеся угли приходится 3/5 общего объема добычи. Самая мощная угольная шахта - Варгашеская. Вследствие дороговизны добычи уголь бассейна неконкурентоспособен на мировом рынке.

2.4. Восточный Донбасс

Восточный Донбасс (160 млрд. т) находится на западе Ростовской области. Угли бассейна, как и в основном Донбассе, высокого качества преобладают энергетические, антрацитовые угли с высокой калорийностью. Коксующихся углей почти нет. Наибольшая мощность пластов (большинство от нескольких сантиметров до 1 м), большая глубина разработки (в среднем 350 м, наибольшая - свыше 1000 м) делают сравнительно дорогим уголь.

2.5. Южно-Якутский бассейн

Южно-Якутский бассейн располагает значительными запасами энергетического и технологического топлива (25-40 млрд т). угли высокого качества, разрабатываются открытым способом. Крупнейший угольный разрез - Нерюнгринский. Часть угля бассейна экспортируется в Японию.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.