Рефераты. Уровень жизни населения: проблемы определения и региональная дифференциация

p align="left">Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий рад информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: Национальный доход, валовой внутренний доход (ВВП) на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; Объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и среднегодовой коэффициент роста, плотность населения; работа средств связи, печать и др.

Рассмотрим уровень жизни как функцию и результат жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях. Отсюда измерение этого потенциала является одновременно и оценкой качества жизни.

Общепризнанной методикой измерения человеческого потенциала в настоящее время является методика, разработанная специалистами ООН. Как известно, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая величина трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса достигнутого уровня образования и индекса реального ВВП на душу населения, каждый из которых выступает как результирующая множества факторов.

Специалисты ООН, разработавшие Концепцию и методику расчета ИРЧП, прямо утверждают, что этот индекс является показателем качества жизни населения. Они проводят ежегодную оценку потенциала населения практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю. Н.С.Маликов «К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению»

ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

· ожидаемую продолжительность жизни при рождении;

· достигнутый уровень образования;

· реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей.

Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле:

где, Хmin, Хmax - фактическое, минимальное и максимальное Хфакт значения i-го показателя соответственно.

Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное - 85 годам.

Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая, взятая из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого (в возрасте от 15 лет и старше) населения (i1) весом ? и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) (i2) с весом ?:

I2 = i1• ? + i2 • ?

При исчислении индексов грамотности i1 и i2 Xmin принимается равным 0, а Xmax = 100%. При расчете индекса реального ВВП на душу населения принимается Xmin равным 100 дол. ППС, а Xmax = 40000 дол. ППС.

Таким образом,

Чем ближе значение этого индекса к 1, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране и тем ближе общество находится на пути к желаемым целям. На данном этапе такими целями специалисты ПРООН считают повышение средней продолжительности жизни до 85 лет, доступность образования для всех и обеспечение достойного уровня доходов населения.

Естественно, рассматриваемый показатель нельзя считать всеобъемлющей единицей измерения развития человеческого потенциала, но анализ его значений достаточно наглядно показывает, сколько еще предстоит сделать стране для достижения вышеназванных ориентиров.

Рисунок 1. Определение тенденции ИРЧП

На рисунке 1 представлен график ИРЧП на основании данных таблицы 1 и полиномиальный тренд. Прогнозируемый ИРЧП на 2005г. - 0,797, на 2006г. - 0,818.

В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2001г. по 2004г.

Таблица 1. ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации. Независимый институт социальной политики. «Социальный атлас Российских регионов» http://atlas.socpol.ru

Год

ВВП долл. ППС

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, %

Индекс образования

ИРЧП

2001

7278

0,716

65,3

0,672

99,0

77

0,919

0,769

2002

7926

0,730

64,82

0,664

99,0

73,5

0,905

0,766

2003

8800

0,747

64,9

0,664

99,0

73,9

0,906

0,773

2004

9922

0,767

65,3

0,671

99,0

73,7

0,906

0,781

5. Характеристика уровня развития здравоохранения

Лечебно профилактические учреждения (на конец года)

1998

1999

2000

1

2

3

4

Число больничных учреждений тыс.

12,1

10,9

10,7

Число больничных коек тыс.

1716,5

1672,4

1671,6

Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс.

250,1

236,4

228,6

Число коек для беременных и рожениц тыс.

95,2

91,6

90,7

Число коек для гинекологических больных тыс.

101,4

97,7

98,1

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс.

21,1

21,1

21,3

Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс.

15,6

15,8

16,0

Число фельдшерских пунктов тыс.

44,8

44,7

44,6

Таблица 2.

За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.

На мой взгляд, не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 1998 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2000 г.- на 2213 коек, или на 30,2% больше.

Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 1998 г. в 1999 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2000 г. - на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2000 г. с 1999 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 1999 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2000 г.

6. Оценка предоставления услуг учреждениями образования

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу3).

Таблица 3

Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)

1998

1999

2000

1

2

3

4

Число общеобразовательных учреждений, тыс.

67,3

66,9

66.4

В том числе:

начальных

15,7

15,4

14,9

основных

13,2

13,0

12,7

средних (полных)

36,4

36,5

36,8

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

2,0

2,0

2,0

Данные таблицы показывают, что с 1998 г. по 2000 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.

Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются, что ясно выражено на рис. 2.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.