Рефераты. Характеристика пещерного комплекса Башкирии

p align="center">1.1.3. Из истории изучения мировой пещерной живописи

Первые рисунки древнего человека были обнаружены еще 120 лет тому назад. Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

В начале нашего века эти изображения были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе. В связи с этим в историю искусства навсегда вошло имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира (провинция Сантанер в Испании), называемой «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестностях того места, где он жил. Альтамиру он впервые посетил в 1875 г. В 1879 г. его девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота пещеры удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 г., преодолев свои сомнения, Саутуола выступил с публичным заявлением о том, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека. Однако, дерзкое утверждение Саутуолы вызвало возмущение всех крупнейших учёных того времени. Они не могли поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Но Альтамира доказала, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Это утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия. В связи с этим в 1881 г. в Альтамиру был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты «экспертизы» укрепили скептическое отношение к Альтамире со стороны виднейших палеоисториков.

Но открытие настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 г. Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо (Франция) и представил их фотографии, однако и это сообщение осталось незамеченным. В 1895 г. Ривьер открыл изображения на стенах пещеры Ла Мут во Франции, предварительно оценив их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего, кроме насмешек. В 1887 г. была открыта ранее никому не известная пещера Марсула, в которой также были обнаружены разнообразные рисунки. Одновременно всё больше множилось рисунков, гравюр, различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, вновь посетил эту пещеру и, отрёкшись от своих предыдущих версий, установил, что находящиеся там изображения являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества.

В последующие годы в научной печати публикуются новые сообщения об обнаружении пещерных рисунков в Испании, Франции и, наконец, России - на Урале. В числе таких крупных открытий за последние шестьдесят лет следует привести пещеры: Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капову  на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии.

1.1.4. Настенная живопись пещеры Шульган-Таш

К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные пятна.

Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м от входа. На среднем ярусе (это ярус с современным входом в пещеру) изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них - зале Рисунков.

Восточная группа настенных красочных изображений в зале "Рисунков".

Слева направо: первый мамонт; второй мамонт, повернутый направо; первая лошадь; далее три фигуры сверху вниз - третий мамонт, под ним носорог, ниже - условный знак  в виде усеченного конуса с "ушками" и расчерченным внутренним пространством; правее - вторая лошадь (вверху), четвертый мамонт (внизу).
Зарисовка (по Щелинскому, 1996)


Западная группа настенных красочных изображений в зале "Рисунков".

Слева направо: "бизон", первый мамонт, второй мамонт 
(мамонтенок) и третий мамонт. Зарисовка (по Щелинскому, 1996)

Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих черт. Так, большинство из них располагается довольно низко над полом. Изображения приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего 6 см.

Все изображения в пещере выполнены на очень плотных известняках. Может быть, по этой причине в ней нет гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).

Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно и, надо думать, на сухие стены. Тогда краска сильно не растекалась, легче проникала в поры известняка и быстрее высыхала.

Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты - наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.

Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас геометрические фигуры многими исследователями воспринимаются как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы.

Верхнепалеолитический возраст настенной живописи пещеры Шульган-Таш сейчас уже можно считать достоверно установленным. По расположению и содержанию рисунков можно также утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифы и мифологические представления палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и выполнял свои функции, но какие именно - это еще предстоит выяснить.

1.1.5. Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей

Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.

Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 м от входа в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым - близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.

Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680 +/- 150 и 13930 +/-300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.

Учитывая местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не может удивлять факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, так как в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.

Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры - в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.

Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита - сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

1.1.6. Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический объект

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.