Аграрный сектор охватил глубокий финансово-экономический и социальный кризис, который сопровождался резким спадом сельскохозяйственного производства. В 2005 г. производство валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств уменьшилось (сравнительно с 1997 г.) на 42,2 % (с 48,6 млн. до 28,1 млн. грн.). Вместе с тем потребление продовольствия в расчете на среднего гражданина Украины снизилось к недопустимому уровню: молока - до 46, яиц - до 37 от физиологической нормы питания. На полках магазинов преобладают продукты иностранного производства, цена которых высокая, а качество низкое. Эти тенденции приобрели стабильный характер, а уровень падения производства приближается к критической границе. Вместе с тем оценка продовольственных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья, превышает 50 млрд. грн., тогда как при надлежащем финансировании производственных нужд может достичь 87 млрд.
Нарушение закона стоимости привело к значительной потере сельским хозяйством ценового паритета сравнительно с промышленным производством. Кредитная и налоговая политика не учитывает специфики этой области с замедленным оборотом капитала. Процесс развития форм собственности и хозяйствования, а также реформирование коллективных хозяйств в более рациональные хозяйственные структуры пока что не дают положительного результата. Особенно разрушительную силу имеет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, обусловленный игнорированиям объективных экономических законов стоимости и воспроизведения. Как следствие, за последние 7 лет производство продукции сельского хозяйства сократилось более чем наполовину.
Несовершенная и малоэффективная организация государственного управления агропромышленным комплексом (АПК) не отвечает современным требованиям. Сегодня для нее характерны низкая экономическая обоснованность, нередко - некомпетентность, авантюрная поспешность в принятии жизненно важных решений, которые задевают интересы многих людей, непоследовательная реализация на практике принятых (как правило, временных) положений, аграрной политики как совокупности технологических, технических, социально-экономических, финансовых и правовых мероприятий.
Вообще можно назвать такие основные причины современного кризисного состояния аграрного сектора:
- отсутствие до этого времени стратегически направленной и всесторонне отработанной государственной аграрной политики; ошибочность сформированной на первых этапах независимости под влиянием части политиков и экономистов мысли о том, что в условиях рынка регулирующая роль государства не только нецелесообразна, но и вредна;
- непомерный для коллективных и индивидуальных производителей сельскохозяйственной продукции диспаритет цен на нее и промышленные изделия, которые поступают в область, а также чрезмерное налоговое и кредитное давление;
- недооценка властными структурами мирового опыта относительно необходимости начинать восстановление экономики из сельского хозяйства;
- искоренение сформированного еще в советские времена потребительского отношения к сельскому хозяйству, которое проявляется в старании взять от него как можно больше продукции по наинизшим ценам. Следствием такого отношения к селу есть усиление его обнищания. Поэтому ухудшение экономического развития села предопределяет дальнейшее обострение его социальных проблем, которые, в свою очередь, обусловливают новые экономические осложнения в сельском хозяйстве и в стране в целом.
Опыт убеждает, что, не решив главного продовольственного вопроса, не найдя правильных, взвешенных подходов к осуществлению аграрных превращений в Украине, не поняв истинных стремлений и запросов фермера, не сделав всего необходимого для их удовлетворения, нельзя рассчитывать на быстрый выход из глубокого экономического кризиса государства. ЗАКОН УКРАИНЫ «Про Загальнодержавну програму селекції у тваринництві на період до 2010 року» от 19.02. 2004.
Страны Европейского Союза отличаются благоприятными условиями для поддержания и развития животного мира. Практически все страны являются в первую очередь аграрными, то есть народное хозяйство основывается на растениеводстве и животноводстве. Поэтому развитие животного мира, поддержание имеющихся и разведение новых пород животных в Евросоюзе являются приоритетными.
Животноводство является наибольшей и высокоэффективной областью сельского хозяйства Евросоюза. На часть животноводства приходится приблизительно три четверти совокупных фермерских прибылей.
Высокая эффективность европейского животноводства обусловлена применениям научно-обоснованных систем удержания сельскохозяйственных животных, а также практически повсеместным высоким уровнем механизации и автоматизации на всех участках производства и переработки продукции. Качественно сбалансирована кормовая база. Важное место в животноводстве занимает молочный скот. Значительный удельный вес имеет также производство свинины, говядины и бройлерной птицы. Прибыльной и развитой областью является меховое звероводство. По производству норки лидирующее место в мире (почти треть мирового производства) занимает Дания. По объему улова рыбы Дания занимает второе место среди стран ЕС после Англии и занимает третье место в мире по экспорту рыбы. Область экспортирует рыбу и морские продукты в 114 стран мира.
В Евросоюзе отводится особое внимание вопросам защиты окружающей среды. Действующие законы жестко регулируют применение химических веществ, диктуют порядок и масштабы использования органических удобрений, а также исключают сбрасывание отходов сельхозпроизводства в окружающую среду. Экологически чистые технологии в европейском сельском хозяйстве успешно внедряются не только под административным прессом, но также потому, что они стали экономически удобными для самих фермеров.
Зоны
Крупный рогатый скот
Свиньи
2001
2005
Численность, млн гол.
Нечерноземная зона
17,7
11,8
10,6
6,6
Сибирь и Дальний Восток
13,2
9,4
7,5
5,0
Юг Европейской части
26,1
18,5
20,2
11,1
Итого
57.0
39,7
38,3
22.7
Структура, % к итогу
31,0
29.7
27,7
29,1
23,2
23,7
19.6
22.0
45,8
46,6
52,7
48,9
100
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6