основной массы изделия.
В ряде случаев механическую обработку применяют для исправления
отклонений, возникающих при выполнении предыдущих операций. Механической
обработке подвергаются в основном круги на керамической связке (большие и
средние размеры). Круги на бакелитовой и вулканитовой связках реже
подвергаются механической обработке. Круги на керамической связке малых
размеров, а также фасонные круги (ЧК и ЧЦ) не подвергаются механической
обработке.
Станки для механической обработки кругов специализированы.
Обработка торцовых плоскостей производится на плоскообдирочных
станках, обработка периферии, а также скосов и выточек — на токарных
станках. Обработка периферии кругов в пакетах на вертикальношлифовальных и
токарных станках, обработка отверстий — на сверлильных станках.
В настоящее время уже созданы станки для калибровки отверстий путем
заливки в отверстие втулки из пластмассы. Этот метод позволяет получить
отверстия высокой чистоты и точности.
2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием
научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на
грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и
выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и
отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений
чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают
глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения
(атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения
территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов,
оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.
Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и
человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют
через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические
возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-
ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов
(комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.
2.1. Общие тенденции развития производства
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха территории нашей
страны — машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ.
Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ,
предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей,
химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в
атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в
загрязнении воздуха постоянно растет; по некоторым оценкам в России — более
30%, а в США — более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в
атмосферу.
С ростом промышленного производства, его индустриализации,
средозащитные мероприятия, базирующиеся на нормативах ПДК и их производных,
становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений.
Поэтому естественно обращение к поиску укрупненных характеристик, которые,
отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и
экономически оптимального варианта, а в загрязненных (нарушенных) условиях
– определили очередность восстановительно-оздоровительных мероприятий.
С переходом на путь интенсивного развития экономики важная роль
отводится системе экономических показателей, наделенных важнейшими
функциями хозяйственной деятельности: плановой, учетной, оценочной,
контрольной и стимулирующей. Как всякое системное образование,
представляющее собой не произвольную совокупность, а взаимосвязанные
элементы в определенной целостности, экономические показатели призваны
выражать конечный результат с учетом всех фаз воспроизводственного
процесса.
Одной из важных причин увеличения природоемкости экономики стал
превышающий все допустимые нормативы износ оборудования. В базовых отраслях
промышленности, транспорта износ оборудования, в том числе очистного,
достигает 70—80%. В условиях продолжающейся эксплуатации такого
оборудования резко увеличивается вероятность экологических катастроф.
Типичной в этом отношении стала авария нефтепровода в арктическом
районе Коми около Усинска. В результате на хрупкие экосистемы Севера
вылилось — по различным оценкам — до 100 тыс. т нефти. Эта экологическая
катастрофа стала одной из крупнейших в мире в 90-х гг., и она была вызвана
крайней изношенностью трубопровода. Авария получила мировую огласку, хотя
по оценкам некоторых российских специалистов она является одной из многих —
просто другие удалось скрыть. Например, в том же регионе Коми в 1992 г., по
данным межведомственной комиссии по экологической безопасности, произошло
890 аварий.
Колоссален экономический ущерб экологических катастроф. На
сэкономленные в результате предотвращения аварий средства в течение
нескольких лет можно было бы реконструировать топливно-энергетический
комплекс, существенно снизить энергоемкость всей экономики.
Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, -
результат нерационального природопользования. Возникла объективная
необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной
деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции,
технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует
от трудовых коллективов дополнительных затрат, которые необходимо учитывать
при планировании. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на
охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением
продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой
его другим, более экологичным.
Существует связь между качеством продукции и качеством окружающей
среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки
использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе
производства), тем выше качество окружающей среды.
Каким образом можно удовлетворить потребности общества в должном
качестве окружающей среды? Преодолением негативных воздействий с помощью
обоснованной системы норм и нормативов, с увязкой расчетных методов ПДВ,
ПДС и средозащитных мероприятий; разумным (комплексным, экономичным)
использованием природных ресурсов, отвечающим экологическим особенностям
определенной территории; экологической ориентации хозяйственной
деятельности, планирование и обоснование управленческих решений,
выражающихся в прогрессивных направлениях взаимодействия природы и
общества, экологической аттестации рабочих мест, технологии выпускаемой
продукции.
Обоснование экологичности представляется неотъемлемой частью системы
управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении народного хозяйства
природными ресурсами и услугами в пределах намечаемых объемов потребления.
Различие производственных интересов и отраслевых заданий определяет
особенности взглядов специалистов на проблему экологизации производств,
применяемой и создаваемой техники и технологии.
Предпринимаются попытки на основе единого методического подхода,
расчетом частных и обобщающих показателей выразить взаимосвязь натуральных
и стоимостных характеристик в принятии экономически целесообразного и
экологически обусловленного (приемлемого) решения. Приоритетность
натуральных параметров, показателей отвечает потребностям
ресурсообеспечения общественного производства. Стоимостные показатели
должны отражать результативность усилий по снижению (или повышению)
техногенной нагрузки на природу. С их помощью производится расчет
экологического ущерба и оценивается эффективность мер по стабилизации
режима природопользования.
Надо сказать, что кроме этого принимаются и такие меры, как:
- обеспечение организации производства нового, более совершенного
оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от
вредных газов, пыли, сажи и других веществ;
- проведение соответствующих научных исследований и опытно-
конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и
оборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленными
выбросами;
- осуществление на предприятиях и организациях монтажа и наладки
газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;
- осуществление государственного контроля за работой газоочистных и
пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.
Природно-промышленные системы в зависимости от принятых качественных
и количественных параметров технологических процессов отличаются друг от
друга по структуре, функционированию и характеру взаимодействия с природной
средой. В действительности даже одинаковые по качественным и количественным
параметрам технологических процессов природно-промышленные системы
отличаются друг от друга неповторимостью экологических условий, что
приводит к различным взаимодействиям производства с окружающей его
природной средой. Поэтому предметом исследования в инженерной экологии
является взаимодействие технологических и природных процессов в природно-
промышленных системах.
В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающей
среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются
нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Чтобы не потерять свою
долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors засунула под капот
современный 32-разрядный компьютер и озадачила его проблемой сохранения
окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажигания — не
новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности
программно реализован приоритет чистоты выхлопа, а не выжимания лишних
«лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз
продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив
токсичность выхлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощности
двигателя. Вдохновленный результатом, коллектив инженеров и программистов
начал экологическую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в
состоянии вынести. Электронный эколог под капотом бдительно следит за
составом рабочей смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и «в режиме реального
времени» управляет процессом сгорания топлива. А если, несмотря на все
старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилиндрах
двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит, то наружу не выйдет:
специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который,
перенаправив коварную порцию выхлопа в специальный отсек, уничтожит ее там
с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и
специально разработанный каталитический дожигатель особой конструкции.
Результат, как говорится, превзошел все ожидания: мощность двигателя
снизилась совсем ненамного, экономичность не пострадала, а что касается
выхлопа — забавно, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ
заметно меньше, чем в воздухе, которым дышат жители, например, центральных
районов Лос-Анджелеса.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. –М.:
Агропромиздат, 1988.
2. Производство абразивных инструментов –М. Техническая литература,
1963.
3. “Компьютер”, №45, 1997г.
-----------------------
Рис.1
Страницы: 1, 2