Имитации
Для имитации благородного опала часто применяются искусственные материалы, обладающие цветовой игрой: прозрачные силикатные стекла с яркой иризацией, различные пластики, обладающие структурой благородного опала и очень похожие на последний. Их диагностика может вызвать затруднения, если камни находятся в оправе. Показатель преломления у пластиковых имитаций выше, чем у настоящего опала (1,42- 1,45), и колеблется в диапазоне 1,48-1,50, а плотность (1,12- 1,20 г/см3) намного ниже, чем у опала, плотность которого варьируется от 2,00 г/см3 для огненного опала до 2,11 г/см3 для черного и белого опалов.
Другим способом сделать этот камень более доступным стало изготовление дублетов и триплетов.
Дублеты создаются из тонких пластинок природного опала, к нижней части которых приклеивается пластинка черного оникса. Таким образом, создается эффект черного опала, но по цене они значительно более доступны.
Природным дублетом является так называемый болдер-опал, где тонкая корка благородного опала не отделяется при обработке от породы-подложки.
Триплеты состоят дополнительно из слоя чистого кварцевого стекла, обработанного в форме кабошона и перекрывающего дублет.
После выявления структурных особенностей опала появилась возможность создания синтетического аналога этого камня. Впервые технология такого синтеза была запатентована в 1964 году австралийскими учеными минералогами А. Гаскином и П. Дарре. И уже в 1973 году швейцарская фирма Пьера Жильсона предложила покупателям большой ассортимент самых разнообразных синтетических опалов, стоимостью на порядки дешевле природных. Цвет и опалесценция опалов Жильсона не уступает, а зачастую и превосходит таковые для природных камней. Естественно, технология изготовления строго засекречена. В России также синтезируют искусственные опалы высокого качества
Синтез опалов осуществляется в несколько стадий: 1) получение одноразмерных глобулей аморфного кремнезема путем гидролиза органических соединений кремния типа силиконовых эфиров в водно-спиртовом растворе с аммиаком и последующего центрифугирования образованной суспензии; 2) уплотнение полученного материала в результате пропитывания его силиказолем с последующим прокаливанием его в автоклаве при 600°С для придания механической прочности.
Кроме того опалы синтезируют и выращивают в лабораториях. Француз Пьер Жильсон начал искусственно создавать опалы (его компания Gilson Created Opal) в 1974. другие компании в основном в Японии и Австралии тоже занялись синтезом опала. Существует множество материалов с включениями пластика и стекла по внешнему виду сделанных под опал.
Они были уже практически неотличимы от природных. Есть довольно простой способ определения природы камня. Синтетические опалы легко прилипают к языку, что совершенно не свойственно природным. Синтетические опалы отличаются от природных упаковкой частиц, которую можно установить при электронно-микроскопических исследованиях. Отличить визуально синтетический опал от природного затруднительно даже для геммолога.
Синтез минералов осуществляется в Институте минералогии и петрографии СО РАН (г. Новосибирск).
Искусственный благородный опал - драгоценный камень, являющийся физическим и химическим аналогом природного благородного опала. Синтезированный минерал имеет следующие характеристики:
Страницы: 1, 2, 3, 4